«Адмирал Григорович» вышел на испытания
Корабли проекта 11356Р/М и первый опыт импортозамещения

На Балтике начались заводские ходовые испытания (ЗХИ) сторожевого корабля дальней морской и океанской зон (фрегата) «Адмирал Григорович» – головного, построенного Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» по проекту 11356Р/М разработки Северного ПКБ. Он был заложен 18 декабря 2010 года. Предполагалась его передача ВМФ РФ в конце 2014 года. Однако эти планы не удалось осуществить. Почему?

Александр ФЕДОРОВ

Корабли проекта 11356Р/М – прямое продолжение фрегатов проекта 11356, которые строились двумя подсериями для ВМС Индии на Балтийском заводе и ПСЗ «Янтарь» (всего шесть единиц). В свою очередь, прототипами для них послужили сторожевые корабли проектов 1135 «Буревестник» и 1135М «Буревестник-М», а также пограничные сторожевые корабли проекта 11351 «Нерей». Всего 39 сторожевиков этих проектов были переданы советскому флоту и морским частям КГБ. Некоторые из них и сейчас несут службу.

Силуэт СКР проекта 11356Р/М.

Конечно, фрегаты проекта 11356Р/М радикально отличаются от своих предшественников и составом оборудования и вооружения, и архитектурой, в которую внедрены элементы технологий малой заметности. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Последний морской министр Российской империи Иван Константинович Григорович (1853-1930).

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М впервые в практике отечественного кораблестроения несут 36 ракет 9М317М ЗРК «Ураган-Торнадо» (в экспортном исполнении – «Штиль-1») в носовых вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М. Это позволяет уменьшить время реакции на возникающие воздушные угрозы и повышает огневую производительность. Скорострельность увеличивается в шесть раз по сравнению с ЗРК «Ураган» («Штиль») старого образца (каждые 2 секунды вместо 12). Кроме того, обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). Этим ЗРК одновременно можно обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

Не менее впечатляющим является ударное вооружение. В носовой пусковой установке 3С-14 размещаются восемь ракет многоцелевого комплекса Калибр-НК, предназначенных для уничтожения надводных или наземных стационарных и ограниченно подвижных объектов. Вместо них или их части в тех же вертикальных пусковых установках могут находиться сверхзвуковые высокоманевренные ПКР «Оникс» или противолодочные баллистические ракеты 91Р.

Артиллерийское вооружение представлено новейшей 100-мм универсальной автоматической пушкой А-190 с дальностью поражения морских, воздушных и береговых целей до 20 км. Два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М предназначены для обороны от крылатых ракет противника на ближнем рубеже и уничтожения других малоразмерных морских и воздушных целей.

Помимо ракет  91Р комплекса «Калибр-НК» противолодочное оружие представлено двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956, РБУ-6000 и вертолетом Ка-27ПЛ, для которого в корме имеется взлетно-посадочная площадка и ангар. Электронное оснащение фрегатов проекта 11356Р/М тоже  отвечает современным требованиям. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ.

Другими словами, СКР проекта  11356Р/М отвечают требованиям сегодняшнего дня, предъявляемым к кораблям класса «фрегат». И все-таки их появление было вызвано не совсем обычными обстоятельствами. Дело в том, что к моменту принятия решения об их строительстве на Северной верфи шла сборка еще более совершенного фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – головного проекта 22350 разработки того же Северного ПКБ.  Но было очевидно, что продвинутый фрегат, насыщенный множеством систем, которые требовали еще доводки и отработки, не скоро вступит в боевой состав флота. А ВМФ требовались новые корабли этого класса со сроками поставки «вчера».

«Адмирал Григорович» у пирса перед выходом в море.

Поэтому для нужд Черноморского флота приняли решение построить серию из шести фрегатов русифицированного проекта 11356, хорошо освоенных промышленностью. На них требовалось заменить лишь часть агрегатов и электронных систем, поставлявшихся на индийские корабли западными и индийскими фирмами. Все эти элементы не относились к ключевым. Но именно на них, как на арбузной корке, поскользнулись судостроители. Субподрядчики, или как их у нас называют «контрагенты»,  обещали поставить импортозамещающие узлы и приборы в срок и с должным качеством, но, как у нас водится, не сдержали слова. Поэтому сроки сдачи «Адмирала Григоровича» перенесли с 2014 г. на текущий год.

Вот почему фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» вышел на заводские ходовые испытания раньше, чем «Адмирал Григорович», –   18 ноября 2014 года. Но еще не факт, что он «обгонит» на финише головной СКР проекта 11356Р/М, поскольку в гораздо более значительной степени насыщен новыми системами, которые требуют многосторонних и продолжительных испытаний.

Наконец 24 апреля головной корабль проекта 11356Р/М, названный в честь последнего морского министра Российской империи Ивана Константиновича Григоровича (1853 – 1930), который внес огромный вклад в восстановление отечественного ВМФ после Русско-японской войны и подготовки его к Первой мировой войне, вышел в море. Именами выдающихся российских флотоводцев названы и другие корабли черноморской серии.

Фрегат «Адмирал Эссен» у достроечной набережной ПСЗ «Янтарь».

В августе этого года «Адмирал Григорович» после семидесяти суток ЗХИ должен быть передан ВМФ. К концу года, очевидно, будет готов и «Адмирал Эссен» – второй корабль серии. Третий – «Адмирал Макаров» – готовится к спуску на воду. Казалось бы, все наладилось. Однако «адмиральской» серии судьба преподнесла еще одно испытание.

После объявления киевскими властями эмбарго на передачу России продукции военного и двойного назначения николаевское предприятие «Зоря» – «Машпроект» прекратило поставку ПСЗ «Янтарь» газотурбинных установок М7Н1, которыми оснащаются сторожевые корабли проекта 11356Р/М, хотя деньги за них были уплачены. Таким образом, ГТУ имеются только на первых трех кораблях «адмиральской» серии. Два фрегата  – «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» – остались без силовых установок. А последний в серии «Адмирал Корнилов» даже не заложен до выяснения вопроса о ГТУ.

К слову говоря, в таком же положении оказались и фрегаты проекта 22350. Газотурбинные двигатели М90ФР имеются только для двух корпусов – головного «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и первого серийного «Адмирал флота Касатонов». Для строящихся «Адмирала Головко» и «Адмирала Исакова» по той же причине, что и с кораблями проекта 11356Р/М, двигатели отсутствуют.

НПО «Сатурн» обещает через два года обеспечить отечественную судостроительную промышленность газотурбинными установками. Но вряд ли за этот срок удастся отладить поставку силовых агрегатов, готовых к установке на серийные корабли.

СКР «Адмирал Макаров» скоро будет спущен на воду.

Проблема с ГТУ появилась в прошлом году, но обозначилась она давно. Весьма витиеватый политический курс разных украинских властей заставлял задумываться и требовать скорейшей замены зарубежного поставщика на отечественного. Но это случилось лишь тогда, когда ситуация стала критической.

Между тем, уже более двадцати лет действует предприятие «Турборус», которое сейчас входит в состав НПО «Сатурн». Оно не только обеспечивает шеф-монтажные работы по установке газотурбинных агрегатов на корабли и их сервисное обслуживание, но и занимается созданием перспективных ГТУ. Однако серийное производство так и не было налажено, поскольку правительство Российской Федерации, командование ВМФ РФ и руководство судостроительной отрасли более двух десятилетий с фанатичным упорством уповали на украинских партнеров. Вот и доуповались.

Еще два фрегата на стапелях ПСЗ «Янтарь», но для них нет двигателей.

В этой связи более прагматичную позицию занял Китай. Сначала для строящихся там для ВМС НОАК боевых кораблей ГТУ поставлялись предприятием «Зоря» – «Машпроект». Но потом в КНР был налажен серийный выпуск газотурбинных агрегатов. Не беремся судить лицензионное это производство или нет. Во всяком случае на двигателях – китайская торговая марка.

Очевидно не стоит ждать два года, а нужно закупить в КНР ГТУ для трех последних фрегатов проекта 11356Р/М. И тогда «адмиральская» серия быстрее начнет пенить море.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS