Футуризм или завтрашний день?
Робот-огнеборец и другие перспективные «гаджеты» ВМС США

Корабельный автономный противопожарный робот на выставке S&T EXPO.

Пожар – пожалуй, самая большая беда на кораблях и судах. Даже с пробоиной в борту чаще справиться легче, чем с огнем. На кораблях горит все, даже то, что, кажется, в принципе гореть не может. Вот почему борьба с воспламенениями занимает приоритетное место в борьбе за живучесть. Отработкой приемов противодействия стихии занимаются все флоты мира, в том числе и американский.

Александр ВАНИН

На состоявшейся в Вашингтонском центре съездов 4-5 февраля этого года выставке перспективных военно-морских научных разработок и технологий Naval Future Force Science and Technology (S&T) EXPO был продемонстрирован корабельный автономный противопожарный робот (Shipboard Autonomous Firefighting Robot – SAFFiR). Он создан студентами Вирджинского технологического университета при содействии Управления исследований ВМС США (Office of Naval Research – ONR). Этот андроид имеет вес 65 кг и высоту 177 см, то есть своими параметрами напоминает человека. Он шагает по палубе, может открывать двери и люки, разматывать и подключать пожарные шланги. SAFFiR напичкан детекторами огня и дыма, имеет вращающийся лазерный дальномер, благодаря которому он способен передвигаться в задымленных помещениях.

SAFFiR уже прошел в ноябре прошлого года успешные испытания на борту бывшего десантного корабля-дока (ДКД) Shadwell, который специально приспособлен ONR для отработки перспективных противопожарных технологий, а также снаряжения для кораблей действующего флота ВМС США. На нем, в частности, проводилась проверка новейшей противопожарной системы для суперэсминцев типа Zumwalt.

Бывший ДКД Shadwell на нынешнем месте своей работы у острова Литл-Сэндз.

У этого ДКД богатая биография. Shadwell (LSD-15) – один из 17 десантных кораблей-доков типа Casa Grande, построенных в годы Второй мировой войны. Он назван в честь плантации Шэдуэлл в Вирджинии, где родился и провел детство Томас Джефферсон – один из авторов Декларации независимости Соединенных Штатов и третий президент США. Корабль был спущен на воду на верфи Newport News Shipbuilding and Drydock 24 мая 1944 г., вошел в строй ВМС США 24 июля того же года и сразу же был направлен в зону боевых действий на Тихом океане. Там события для Shadwell развивались драматически. Во время высадки десанта в заливе Лингаен филиппинского острова Лусон, ДКД 9 января 1945 г. подвергся удару японской авиации. Зенитчики корабля-дока отбили атаку и уничтожили истребитель Zero. А вот вечером 24 января ДКД не повезло. Воздушный патруль американского флота южнее филиппинского острова Сикихор отбил атаку трех японских торпедоносцев. Два были сбиты, а третий, казалось, бежал под покровом темноты. Недобитый самолет все-таки вернулся, и сброшенная им торпеда поразила Shadwell. Он начал тонуть, но энергичные и грамотные действия аварийной команды спасли корабль и около 500 жизней членов экипажа и десанта.

SAFFiR во время испытаний на бывшем ДКД Shadwell.

После восстановления Shadwell продолжал нести службу в составе Тихоокеанского флота, пока его не вывели в резерв в июле 1947 г. Однако в сентябре 1950 г. он снова вернулся в строй. Корабль можно было встретить в Карибском море и Средиземном, у берегов Гренландии и Испании, пока в 1976 г. ДКД снова не вывели в резерв, а в 1988 г. исключили из списков флота. Ему предстояло быть разобранным на металл. Но судьба улыбнулась старому кораблю. Он продолжил службу.

10 ноября 1988 г. Shadwell бросил якорь у острова Литл-Сэндз, что поблизости от Мобила – портового города на берегу Мексиканского залива в штате Алабама. Там он начал служить плавучим стендом подразделения противопожарных исследований американского флота (сейчас входит в состав ONR).

Робот-огнеборец SAFFiR на борту Shadwell не ударил в грязь лицом и наилучшим образом показал свои неординарные способности. «Цель испытаний на Shadwell заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что робот способен передвигаться по очень неровной палубе, ориентироваться в направлении пожара, автономно разворачивать шланг, включать и направлять его для подавления возгорания, – заявил на выставке S&T EXPO руководитель профильных программ ONR доктор Том Маккенна. – Все это ему удалось».

Однако SAFFiR пока не является совершенным андроидом. Время его эксплуатации составляет пока полчаса. Поэтому требуется увеличить емкость батарей, питающих током аппарат. Создатели робота хотят, чтобы он научился понимать команды голосом и жестами. В перспективе SAFFiR должен стать универсальным – не только бороться с огнем, но и вести обследование поврежденных отсеков корабля, а также участвовать в разведывательно-диверсионных операциях.

На выставке S&T EXPO корабельный автономный противопожарный робот привлек внимание командующего военно-морскими операциями (главкома) ВМС США адмирала Джонатана Гринерта, который не понаслышке знает о последствиях пожаров на кораблях и подводных лодках. Ему пояснения давал командующий ONR контр-адмирал Мэт Винтер. Вообще на этом вернисаже побывали, пожалуй, все высокопоставленные офицеры американского флота, Корпуса морской пехоты, чиновники Пентагона и Министерства ВМС США. И это не случайно. Как подчеркнул на конференции форума Джонатан Гринерт, «все, что здесь представлено необходимо для будущего Вооруженных Сил».

А было, очевидно, много чего. Поскольку выставка предназначалась для специалистов, то есть носила закрытый характер, далеко не обо всех продемонстрированных на ней экспонатах рассказывалось в средствах массовой информации.

На борту бывшего ДКД Shadwell отрабатываются перспективные технологии борьбы с огнем.

Но поскольку Джонатан Гринерт в своем выступлении назвал несколько ключевых технологий, в которых остро нуждается американский флот, попробуем представить некоторые направления развития Военно-морских сил США. Так, начальник военно-морских операций сказал, что корабли по-прежнему возят на себе «бочки с порохом», то есть их ракетные и артиллерийские арсеналы представляют немалую угрозу для их же носителей. Поэтому разработкам лазерного оружия и электромагнитных пушек (ЭМП или рельсотронов) должен быть отдан приоритет.

Командующий ONR контр-адмирал Мэт Винтер (на фото справа) знакомит начальника военно-морских операций ВМС США адмирала Джонатана Гринерта с автономным противопожарным роботом.

Второе направление – обеспечение высокой жизнеспособности пропульсивных комплексов подводных необитаемых аппаратов (ПНА), которые в уже ближайшем будущем должны получить широкое распространение, особенно в сфере противолодочной борьбы и разведки. Энергетические установки таких ПНА должны быть мощными и экономичными, а движители – малошумными.

Системы кибербезопасности и кибервойны, по мнению Гринерта, должны стать третьим столпом развития военно-морской техники. «Я призываю вас закрыть ваши компьютерные двери, – обратился он к присутствующим. – Вы делаете это дома, теперь необходимо перенести это правило и на работу. Кибербезопасность – ключевой элемент всех наших систем и оружия».

В речи адмирала Джонатана Гринерта содержалась некая вторичность. Да, нечто подобное уже звучало в выступлениях адмирала Вернона Кларка, который занимал пост начальника военно-морских операций на рубеже XX-XXI веков. При нем была разработана амбициозная программа научно-технического отрыва ВМС США от флотов остального мира. Она включала гораздо более широкий круг передовых технологий, нежели то, что предусмотрено программой Джонатана Гринерта. Значились в ней и лазерные пушки, и рельсотроны, и НПА с невиданными характеристиками, и средства видения кибервойны. Конечно, кое-что в урезанном виде нашло воплощение в военно-морском строительстве, однако денег на «прорыв» и «отрыв» не хватило. Нет их и сейчас.

Да, в прошлом году лазерную пушку LaWS установили на передовой плавучей базе снабжения Ponce (AFSB(I)-15) (подробнее о ней см. журнал «Национальная оборона» №11/2014), которая базируется в Персидском заливе. Посредством этого «орудия» можно поджигать небольшие катера и тихоходные беспилотные летательные аппараты. Для создания же полноценных боевых лазерных установок еще нужны время и деньги, причем немалые.

Еще один дистанционно управляемый аппарат, продемонстрированный на выставке S&T EXPO.

В следующем году должны начаться морские испытания рельсотрона (об этом оружии см. подробнее журнал «Национальная оборона» №2/2008), установленном на скоростном транспортном судне Millinocket (JHSV 3), имеющем мощную главную энергетическую установку. Что они покажут, говорить преждевременно. Но уже не без влияния настроений, навеянных выставкой S&T EXPO, у Главного управления вооружения ВМС США (NAVSEA) возникла идея вооружить электромагнитной пушкой строящийся эсминец Lyndon B. Johnson – третий и последний серии типа Zumwalt. Его передача флоту намечена на 2018 год.

Лазерная пушка LaWS на корабле Ponce.

Рельсотроном предполагается заменить одно из двух носовых 155-мм орудий AGS эсминца. Электромагнитная пушка корпорации BAE Systems, которая демонстрировалась на выставке S&T EXPO, способна стрелять 18-килограммовыми снарядами на 203 км со скоростью, в шесть раз превышающей скорость звука (на стендовых испытаниях скорость полета достигала и 7,5 М). Боезапасу этих пушек не нужны пороха или какие-нибудь другие взрывчатые вещества. Снаряд, а по сути дела стальная болванка, запускается электромагнитной силой, создаваемой между рельсовыми направляющими-проводниками. Поражение и разрушение цели происходит за счет огромной кинетической энергии снаряда. К числу преимуществ ЭМП относят и их низкую стоимость по сравнению с ракетным оружием.

Ведущий инженер Центра надводной войны ВМС США Бен Макглассон (слева) на выставке S&T EXPO обсуждает с контр-адмиралом Мэтом Винтером плюсы и минусы рельсотронов (на заднем плане ствол ЭМП корпорации BAE Systems).

Но это пока в теории. Сейчас рельсотроны стоят очень дорого. Кроме того, устанавливаться они могут только на немногих кораблях. Сейчас к ним относятся только строящиеся эсминцы типа Zumwalt, которые еще называют «электрическими кораблями», поскольку все их системы, оружие и агрегаты управляются, а также питаются током и объединены в единую систему. Для выстрела ЭМП на полную дальность необходимо придать импульс в 32 мегаджоуля (МДж). Энергетическая установка эсминцев типа Zumwalt может выдать 78 МДж, что более чем достаточно для стрельбы сразу двух пушек без ущерба для всех прочих электросистем корабля. А вот на других боевых кораблях американского флота за исключением атомных авианосцев ничего подобного не наблюдается. Так, эсминцы типа Arleigh Burke, которые составляют основу надводного флота США, способны выдать только одну треть от необходимой энергии при стрельбе из рельсотрона.

В следующем году планируется начать морские испытания ЭМП на скоростном транспортном судне Millinocket.

Первым боевым кораблем, оснащенным рельсотроном, вероятно, станет эсминец Lyndon B. Johnson.

Существующие электромагнитные пушки тяжелы и имеют большие габариты, что затрудняет их установку на боевые корабли. Сейчас ведется работа по снижению их массогабаритных характеристик, однако в этой области достижения пока не очевидны. Поэтому скептики призывают воздержаться от установки электромагнитной пушки на эсминце Lyndon B. Johnson.

Безусловно, передовые технические решения в военно-морской сфере, продемонстрированные на выставке Naval Future Force Science and Technology (S&T) EXPO, представляют большой интерес. Некоторые из них, как, например, робот-огнеборец, будут внедряться уже завтра, а для других «гаджетов» время еще не настало.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS