Пер Гюнт под звездно-полосатым флагом
Современные норвежские пергюнты давно шагают под американским флагом на самом северном фланге НАТО

Фрегат Roald Amundsen типа Fridtjof Nansen ВМС Норвегии.

Взбалмошный Пер Гюнт – главный герой одноименной драмы норвежского писателя Генрика Ибсена прибыл в Марокко на яхте под звездно-полосатым флагом. В Штатах он разбогател на работорговле, а оказавшись на Африканском континенте, собирался с корыстной целью одновременно наладить поставки оружия греческим повстанцам и туркам, воевавшим друг с другом.

Александр МОЗГОВОЙ

Cтало известно, что Осло хочет присоединиться к сколоченному по инициативе Соединенных Штатов так называемому Форуму противоракетной обороны морского театра (Maritime Theatre Missile Defense Forum – MTMDF). В нем помимо США уже числятся Германия, Нидерланды, Великобритания, Испания, Италия, Канада, Франция и Австралия. Как видно из перечня, в это объединение входят страны, чьи флоты имеют или будут в скором времени располагать кораблями, способными выполнять противоракетные функции, либо обеспечивать целеуказание средствам ПРО. И здесь без Норвегии обойтись никак нельзя. Без этого скандинавского королевства вся выстраиваемая Вашингтоном система европейской и глобальной ПРО просто существовать не может.

Обтекатель антенны РЛС Globus II.

А все потому, что Норвегия находится в непосредственной близости от мест дислокации и развертывания российских атомных подводных лодок стратегического назначения. Обнаруживать пуски из-под воды БРПЛ, стартующих с субмарин ВМФ РФ, перехватывать их на «тихоходном» разгонном участке самым лучшим образом могут именно корабли норвежского Королевского флота. Ведь появление в водах, примыкающим к берегам Российской Федерации, скажем, американских эсминцев типа Arleigh Burke с системой боевого управления Aegis сразу вызовет подозрения, и им будет оказано противодействие. А вот флаги с сине-белым крестом на красном фоне – местные, то есть они на вполне законных основаниях могут находиться в зонах, удобных для поражения взлетающих баллистических ракет подводных лодок.

Интересная деталь – переговоры Осло с Вашингтоном о присоединении к MTMDF велись в обстановке строгой секретности, пока о них не проболтались американские средства массовой информации, почерпнувших сведения из отчетов Пентагона. Надо полагать, в норвежской столице опасаются не только гневной реакции Москвы, но и негативной реакции подданных королевства, которым не резон становиться заложниками опасной стратегии Соединенных Штатов.

Впрочем, Осло уже не первый год участвует в противоракетных играх США. В 60 км от российско-норвежской границы и в 100 км от ближайшей базы российских атомных подводных лодок с 1998 г. действует американо-норвежская радиолокационная станция Globus II (AN/FPS-129 Have Stare, то есть «Взор мошенника»). Официальное ее предназначение – отслеживание космического мусора на околоземном пространстве. Однако на самом деле она работает в интересах глобальной ПРО Вооруженных Сил США. В начале июня 2000 г. этот факт официально признала норвежская разведслужба.

Данные, перехватываемые «Мошенником» совместно с аналогичной РЛС, развернутой на авиабазе Эриксон на острове Шемья, входящем в состав Алеутского архипелага, позволяют производить сбор критически важных параметров запускаемых российских МБР и БРПЛ, включая участки маневрирования и разведения РГЧ индивидуального наведения и средств преодоления ПРО, а также при входе боевых блоков в атмосферу в районе полигона Кура на Камчатке. Как отмечают эксперты, собранная этими РЛС информация имеет важнейшее значение для системы национальной ПРО США.

На модернизацию РЛС Globus II США отпустили $50 млн.

В текущем и следующем годах США выделяют $50 млн. на модернизацию РЛС AN/FPS-129 Have Stare. «Замена устаревающих и неработоспособных элементов, включая передатчик, вычислительные мощности, необходимые для выполнения требуемых задач, и других подсистем приема-передачи, – отмечают эксперты сайта BarentsObserver, – необходимы для продления срока службы радара Globus II в Варде».

Элементом электронной составляющей американской ПРО на севере России является и норвежский разведывательный корабль Marjata III, который своими гидроакустическими средствами фиксирует перемещение российских РПКСН, а мощной радиолокацией замеряет параметры полета БРПЛ и в реальном масштабе времени передает эти данные в Агентство национальной безопасности США. Сейчас ведется достройка более совершенного РЗК Marjata IV. Он придет на смену разведчику Marjata III (см. журнал «Национальная оборона» №12/2014).

Тут нельзя не сказать, что сама Российская Федерация предоставила в 2010 г. норвежцам возможности для расширения района поиска стратегических ракетоносцев ВМФ РФ. Тогда во время президентства Дмитрия Медведева был подписан двусторонний договор «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане», в соответствии с которым значительная часть Баренцева моря и его дна отошли скандинавскому королевству. В обмен Осло обязался оказывать техническую помощь России в поиске и добыче углеводородного сырья в арктических морях.

Только вмешательство вора-домушника Жоржа Милославского спасло Кемскую волость от передачи Швеции.

До 2010 г. спор по этому вопросу велся сторонами 40 лет и мог вестись еще столько же, если не больше. Но вдруг все переменилось и договор был спешно подписан. Эта история очень напоминала эпизод из фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», когда управдом Иван Васильевич Бунша, оказавшись на троне царя Иона Грозного, по собственной глупости отдает Кемскую волость шведам. И только энергичное вмешательство вора-домушника Жоржа Милославского перечеркивает опрометчивое решение. В гайдаевской комедии все это было смешно, а в нашем случае не очень.

В начале марта 2013 г. мой старый друг улетел в Осло на научную конференцию. Когда он вернулся, созвонились. «Ну и как?» – спрашиваю его. «Норвегия – очень милая страна. – ответил он. – Но первые два дня я чувствовал там себя как-то неуютно. Мне показалось, что со мной обращаются, как с неразумным дитятей или, мягко скажем, как со слегка тронутым. Потом выяснилось, что как раз в это время норвежцы нашли большие запасы нефти и газа на дне Баренцева моря, которое перешло к ним по российско-норвежскому соглашению».

Действительно, как явствует из доклада норвежского нефтяного директората (NPD), в недрах дна, отошедшего Норвегии, залежи углеводородов оцениваются в 300 млн. кубометров. Эти запасы стоят 30 млрд. евро. По прогнозам, ориентировочный объем полезных ископаемых может оказаться даже больше – 565 млн. кубометров, из которых на долю нефти приходятся не менее 15%. «Представленные результаты геологоразведки доказывают, что юго-восток Баренцева моря – самый интересный из новых районов норвежского континентального шельфа», – восторженно заявил в этой связи министр нефти и энергетики Норвегии Улу Буртен Муэ.

Да, норвежские компании оказывали помощь российским добытчикам нефти и газа. Но отнюдь не на благотворительной, а на коммерческой основе. Теперь же, когда Осло присоединился к антироссийским санкциям, работа в этом направлении сворачивается.

ДЭПЛ Utstein типа Ula ВМС Норвегии.

Договор о разграничении морских пространств преподнес России еще один неприятный сюрприз. Теперь, под видом хозяйственной деятельности на шельфе во вновь обретенном секторе юго-восточной части Баренцева моря, норвежцы могут прокладывать кабели с гидрофонами, чего раньше делать не могли без согласования с Москвой. Эти «слуховые аппараты» находятся в непосредственной близости от баз подводных лодок Северного флота и на начальном отрезке их развертывания в Атлантику. Такого нарочно не придумаешь!

Подключение Норвегии к Форуму противоракетной обороны морского театра серьезно увеличит угрозу стратегической безопасности России, и не только на севере нашей страны. Для того чтобы яснее понять обстановку, рассмотрим возможности Королевского флота Норвегии. Он компактный, но обладает значительной мощью. Корабельный состав ВМС этого скандинавского государства достаточно молод. Все надводные боевые единицы вошли в строй (за исключением шести тральщиков типа Oksoy/Alta, которые пополнили военно-морские силы страны в 90-е годы прошлого века) уже в XXI веке. Для сравнения: Северный флот за всю постсоветскую эпоху, то есть за 24 года, не получил ни одного надводного корабля нового проекта.

Относительно более «великовозрастными» являются шесть норвежских дизель-электрических подводных лодок типа Ula. Они построены в Германии в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века по проекту 210. Их подводное водоизмещение – 1150 т, максимальная скорость подводного хода – 23 узла, рабочая глубина погружения – 250 м, что вполне достаточно для не очень глубокого Баренцева моря. Экипаж субмарины невелик – 21 человек, а вот вооружение весьма солидное – 14 тяжелых 533-мм торпед DM2A3, которые выстреливаются через восемь носовых торпедных аппаратов. В задачу этих ДЭПЛ в мирное время входит разведка подходов к российским военно-морским базам, слежение за атомоходами ВМФ РФ, а в случае войны – их уничтожение. По мнению командования ВМС Норвегии и НАТО, лодки типа Ula в целом справляются с возложенными на них миссиями. Однако в прошлом году было принято решение о замене их новыми неатомными субмаринами со вспомогательными анаэробными установками, которые будут способны долгое время находиться под водой без всплытия на поверхность для зарядки аккумуляторов. Количество и тип НАПЛ, которые поступят на вооружение Королевского флота, будут определены до конца 2016 года. Вероятно, на участие в тендере в первую очередь будут претендовать немецкие НАПЛ типа 214 и шведские проекта А26 или их новые модификации.

Ракетный катер на воздушной подушке – Skudd типа Skjold ВМС Норвегии. Такие РКА призваны обеспечивать боевую устойчивость фрегатов типа Fridtjof Nansen.

Главными же средствами противоракетной борьбы на море станут пять фрегатов типа Fridtjof Nansen. Они построены на верфях испанской фирмы Navantia в 2003-2011 гг. при участии американской корпорации Lockheed Martin. Эти корабли, безусловно, относятся к лучшим в своем классе. При полном водоизмещении 5290 т, длине 134 м и ширине 16,8 м они с помощью комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установки (по схеме CODAG) развивают максимальную 26-узловую скорость. На носовой надстройке смонтированы фазированные решетки антенн РЛС AN/SPY-1F 3-D – уменьшенной и несколько упрощенной версии РЛС AN/SPY-1B системы Aegis, которая устанавливается на американских кораблях.

Вооружение фрегатов включает одну 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку OTO Melara Super Rapid, четыре трубы для стрельбы противолодочными торпедами Sting Ray, вертолет NH90, пусковые установки для восьми противокорабельных ракет NSM (Naval Strike Missile – «Морская ударная ракета»). Последние оснащены 125-килограммовыми боевыми частями и поражают цели на дальности до 185 км (о них подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2015). ПВО кораблей обеспечивают ЗУР RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile – «Улучшенная ракета Sea Sparrow») с эффективной дальностью стрельбы до 50 км. На фрегатах типа Fridtjof Nansen до 32 этих ЗУР размещаются в вертикальных пусковых установках Mk 41.

Дальности их стрельбы может оказаться недостаточно для поражения БРПЛ. Вот почему, в случае присоединения Норвегии к Форуму противоракетной обороны морского театра, всем пяти кораблям потребуется пройти модернизацию. Она будет включать внедрение нового программного обеспечения, усовершенствование РЛС AN/SPY-1F 3-D и в целом системы Aegis. Однако самое радикальное обновление коснется зенитного вооружения. ЗРК ESSM потребуется заменить на противоракеты RIM-161 SM-3 с дальностью стрельбы до 500 км и высотой поражения целей до 250 км. Конечно, учитывая гораздо большие по сравнению с ESSM габариты SM-3, количество ЗУР на кораблях заметно уменьшится.

На рисунке показано, как Maud будет осуществлять дозаправку фрегата типа Fridtjof Nansen.

За строительство пяти фрегатов Норвегия заплатила фирме Navantia $3,57 млрд. Модернизация обойдется тоже недешево. В зависимости от утвержденного объема работ превращение каждой единицы в корабли ПРО будет стоить от $300 млн. до 500 млн. Другими словами, общий объем затрат составит $1,5-2,5 млрд.

Дабы увеличить время пребывания на боевой службе фрегатов типа Fridtjof Nansen, а также ракетных катеров на воздушной подушке типа Skjold, которые предназначены обеспечивать боевую устойчивость будущих кораблей ПРО, на верфи южнокорейского концерна Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) для ВМС Норвегии началось строительство судна логистики и поддержки Maud. Его полное водоизмещение составит 26260 т, максимальная скорость – 18 узлов, дальность плавания – 10000 миль на 16 узлах. Оно способно транспортировать топливо и осуществлять им дозаправку других кораблей на ходу. Maud сможет осуществлять также снабжение боеприпасами, продовольствием и т.д.

Фрегат Fridtjof Nansen выходит в Баренцево море на патрулирование.

Опьяненный собственной удалью Пер Гюнт, судя по всему, еще не скоро вернется к брошенной им Сольвейг. Поэтому России не стоит дожидаться, когда США, Норвегия и другие страны НАТО реализуют свои противоракетные планы. Нужно предпринимать энергичные военные, экономические и политические шаги по недопущению роста угроз в отношении нашей страны. Начать можно с простого – денонсации договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» 2010 г., поскольку норвежская сторона фактически отказалась от выполнения второй части соглашения.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS