Назад! К катерам?
Каждый серийный литоральный боевой корабль сейчас стоит в среднем $448 млн., а польза от них в высшей степени сомнительна

Прибытие патрульных катеров Hurricane (PC 3) и Monsoon (PC 4) в Бахрейн.

На американскую военно-морскую базу в Бахрейне прибыли патрульные катера Hurricane (PC 3) и Monsoon (PC 4). Оба они относятся к типу Cyclone. Таким образом, количество кораблей этого проекта в Персидском заливе доведено до десяти единиц. Все они включены в состав 50-го дивизиона эскадренных миноносцев, ядро которого составляют ракетные эсминцы типа Arleigh Burke и в сферу ответственности которого входят Персидский залив и Оманский пролив.

Александр МОЗГОВОЙ

Командир этого соединения кэптен Брендан Маклэйн говорит о пополнении с воодушевлением. «Эти корабли идеально подходят для данного региона», – отмечает он. По его словам, они интенсивно используются для эскортирования больших кораблей и судов, обеспечения безопасности на море, охраны баз и портов, а также во время учений 5-го флота ВМС США с кораблями союзников и партнеров. Катера типа Cyclone привлекаются также к операциям в Аравийском море, в том числе по борьбе с пиратами.

Патрульный катер Sirocco (PC 6) в Персидском заливе.

Надо заметить, что создавались «циклоны» совсем для другой деятельности – для обеспечения специальных операций в прибрежной зоне. Поэтому их характеристики и состав вооружения в большей степени отвечают требованиям именно такого рода боевых действий.

Для удешевления программы на рубеже 90-х годов прошлого века создатели «циклонов» прибегли к методике «designed to cost», то есть удешевления проектирования. В качестве прототипа был взят опробованный проект Province британской фирмы Vosper Thornycroft, по которому строились быстроходные ракетные катера для ВМС Омана и Кении. Конечно, американские катера отличаются от тех, что поставлялись англичанами в Переднюю Азию и Африку. При полном водоизмещении 331 т они имеют длину 52 м, ширину – 7,6 м и осадку – 2,4 м. Четыре дизеля Paxman Valenta 16VRP-200, работающие на четыре винта, позволяют развивать максимальный 35-узловый ход. Дальность плавания на 12 узлах в зависимости от наполнения топливных цистерн – 2000-2500 миль. Экипаж состоит из 28 человек, из которых четверо – офицеры. Имеются помещения для размещения девяти бойцов спецназа.

Ракетный катер типа Province Королевских ВМС Омана. Такие катера послужили прототипом при создании патрульных катеров типа Cyclone.

Никаких противокорабельных ракет на «циклонах» не предусматривалось. Их вооружение, учитывая немалое для катеров водоизмещение, достаточно скромное: две одноствольные (в носу и на кормовой надстройке) 25-мм автоматические пушки Mk 38 Bushmaster с дистанционным управлением, четыре 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета, два 40-мм гранатомета Mk 19 и шесть пусковых установок ПЗРК FIM-92 Stinger. Зато у катеров имеются развитые средства наблюдения и обнаружения: радиолокационные, инфракрасные и оптические. В корме – слип для быстрого спуска на воду и подъема на борт катера жестко-надувного типа. В средней части палубы предусмотрены места для размещения средств скрытной доставки спецназовцев, в том числе подводных буксировщиков, а также различного снаряжения.

Закладка первого корпуса на верфи фирмы Bollinger Shipyards в Луизиане состоялась 22 июня 1991 года. Он сошел на воду 1 февраля 1992 г. и включен в состав ВМС США 7 августа 1993 года. Планировалось, что флот пополнят 16 катеров этого типа. Однако позже их количество сократили до 14 единиц. Вся программа была завершена в июне 2000 г. с вводом в строй ВМС патрульного катера Tornado (РС 14).

Главный калибр катеров типа Cyclone – 25-мм автоматическая пушка Mk 38 Bushmaster с дистанционным управлением.

С тех пор катера с бойцами подразделений SEAL можно было увидеть в разных морях мира. Захаживали они и в Черное море, заходили в Севастополь. В 1990-х гг. – начале 2000-х работы для них оказалось мало. Поэтому пять катеров перешли под флаг Береговой охраны США, из которых головной – Cyclone – в 2004 г. по программе военной помощи зарубежным государствам был передан ВМС Филиппин, где он получил название Mariano Alvarez (PS-38). Однако ситуация стала меняться в связи со второй войной Соединенных Штатов с Ираком, а затем обострением отношений с Ираном. Вот тут-то и возник спрос на «циклоны». Были даже «отозваны» из состава Береговой охраны четыре катера, ранее в эту службу переданные. У Соединенных Штатов просто не оказалось других небольших кораблей, способных действовать в закрытых, полузакрытых и просто прибрежных акваториях. Вот почему катера спецназа стали использовать в качестве многоцелевых единиц, хотя пятнадцатилетние сроки их службы были близки к завершению или превысили обозначенные лимиты.

Патрульный катер Whirlwind (PC 11) в Аравийском море.

«Циклоны» принялись эксплуатировать столь интенсивно, что чуть не довели их до ручки. В сентябре 2010 г. ВМС были вынуждены вывести из боевого состава пять патрульных катеров типа Cyclone, базирующихся на Бахрейн. Ограничили эксплуатацию еще пяти катеров, поскольку выявилась деформация элементов стального набора корпуса. «Рабочие лошадки» американского флота отправили на модернизацию. Капитальный ремонт каждого «циклона» потребовал от нескольких месяцев до года.

На кораблях не только подкрепили и частично заменили конструкции корпуса, но и усилили вооружение. Теперь они могут поражать противника не только огнем своей артиллерии, но и ракетами BGM-176B Griffin B с максимальной дальностью стрельбы до 5,5 км.

Но этого оружия явно недостаточно считает Льюк Тэрби, бывший офицер ВМС США, служивший на Ближнем Востоке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, ныне являющийся членом Совета Карнеги по этике в международных отношениях и членом Военно-морского института США. По его убеждению, реальная дальность стрельбы ракетами Griffin B составляет не более 3 км, что не даст никаких преимуществ перед многочисленными иранскими катерами, оперирующими в Персидском заливе и Ормузском проливе.

Патрульный катер Zephyr (PC 8) во время ремонта на верфи Colonna's Shipyard.

Действительно, даже малые 14-тонные ракетные катера Корпуса стражей иранской революции типа Peykaap (более 30 единиц), развивающие 52-узловую скорость и вооруженные двумя ПКР С-704 с дальностью стрельбы 15-20 км и массой боевой части около 30 кг, способны в бою взять верх над «циклонами». Это, не говоря уже о РКА типов Sina и Houdong (22 единицы), стреляющими своими ПКР С-802 на дальность до 120 км.

По мнению Льюка Тэрби, не изменит ситуацию в Персидском заливе и появление в его водах к 2018 г. восьми новейших литоральных боевых кораблей (на самом деле, судя по недавно обнародованному начальником военно-морских операций ВМС США адмиралом Джонатаном Гринертом пятилетнему плану развертывания американского флота, они там появятся к концу 2019 г. в количестве четырех единиц), поскольку сами будут нуждаться в защите. При нынешней конфигурации вооружения ЛБК не смогут добиться превосходства над москитными силами иранского флота. Сейчас рассматривается вопрос об оснащении ЛБК норвежскими противокорабельными ракетами NSM. Но нужно еще время для испытаний ракет и переоборудования кораблей, что потребует значительных финансовых затрат, а на это Конгресс может и не пойти.

Вот почему Льюк Тэрби считает, что Соединенным Штатам срочно требуется приступить к серийному строительству ракетных катеров типа Ambassador III, аналогичных тем, что построены на американской верфи VT Halter Marine для ВМС Египта по программе военной помощи. Они вооружены двумя счетверенными пусковыми установками ПКР Harpoon с дальностью стрельбы до 125 км, 76-мм артиллерийскими установками OTO Melara, 20-мм многоствольными автоматами Phalanx и ЗРК обороны ближнего рубежа RAM. Система боевого управления компании Lockheed Martin и интегрированная мостиковая система фирмы Sperry Marine дают возможность вести боевые действия с высокой эффективностью.

Патрульный катер Firebolt (PC 10) на полном ходу.

Да, такие катера недешевы, отмечает Льюк Тэрби. Каждая единица обошлась в $322,5 млн. Но каждый серийный литоральный боевой корабль сейчас стоит в среднем $448 млн., а польза от них в высшей степени сомнительна.

По мнению американского эксперта, есть три веских довода в пользу строительства ракетных катеров типа Ambassador III для пополнения флота Соединенных Штатов. Во-первых, эти хорошо вооруженные корабли смогут взять на себя роль обеспечения безопасности в Персидском заливе и окружающих его водах, высвободив тем самым крупные боевые корабли для операций в других акваториях, в том числе в Тихом океане. Во-вторых, поскольку радиус поражения противника увеличится с 5,5 до 125 км, то 5-й флот ВМС США получит гораздо более широкие боевые возможности. В-третьих, разница в $125 млн. по сравнению со стоимостью приобретения ЛБК позволит строить большее количество боевых единиц для американского флота.

Еще совсем недавно к боевым катерам у подавляющего числа американских военно-морских специалистов отношение было сугубо отрицательным. Мол, они не способны проецировать требуемую мощь на близкие и дальние моря. Эта тенденция, к сожалению, безо всяких на то оснований нашла многочисленных сторонников и в России. Теперь, похоже, в США ситуация меняется.

Египетский ракетный катер Ezzat типа Ambassador III.

Катерную тему поднимает не только Льюк Тэрби, но и другие американские военно-морские эксперты (см. журнал «Национальная оборона» №6/2014). Озаботилось проблемой создания перспективных малых боевых кораблей и Министерство обороны США. Командованию военно-морских систем (NAVSEA) поручили изучить эту тему с тем, чтобы подготовить рекомендации по проектированию будущих малых боевых единиц. Чем все это обернется, трудно сказать. Ведь в 90-х годах прошлого века программа недорогих литоральных боевых кораблей начиналась с концепции Street Fighter («Уличный боец») – дешевых катеров водоизмещением от 500 до 600 т, осадкой не более 3 м и высокой скоростью хода – порядка 50-60 узлов. На практике это благое намерение обернулось дорогими кораблями, пусть и скоростными, водоизмещением 3000 т, чья эффективность подвергается сомнению. Ну а пока в США снова популярность набирает лозунг: «К катерам!».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS