По морю аки по суху
В США разрабатывается новое десантно-высадочное средство для морской пехоты, но неясно поступит ли оно на вооружение

 

Во время международных военно-морских учений RIMPAC 2014 («Тихоокеанское кольцо-2014»), которые проводились в районе Гавайских островов с 26 июня по 1 августа, состоялась презентация опытной модели нового десантно-высадочного средства (ДВС) – сверхтяжелого амфибийного транспортера (Ultra Heavy-Lift Amphibious Connector – UHAC). Оно разрабатывается для нужд Корпуса морской пехоты Соединенных Штатов фирмой Navatek и Управлением исследований ВМС США (ONR) при участии так называемой Лаборатории ведения боевых действий морской пехоты (Marine Corps Warfighting Lab).

Василий АЛИШИН

Транспортер UHAC, похожий на гусеничный трелевочный трактор, не мог не произвести впечатления на публику. Он сошел в воду с пляжа полигона Беллоуз, что в бухте Гонолулу острова Оаху, и в буквальном смысле слова, словно вездеход по проселочной дороге, покатил не спеша по морю, поднимая облака мелких брызг, в сторону стоящего неподалеку десантного корабля-дока Rushmore (LSD 47). Агрегат довольно легко забрался в его док-камеру. Там на транспортер закатили полезную нагрузку – армейский автомобиль HMMWV, у нас более известный по гражданской версии Hummer. И cнова UHAC соскользнул в воду и так же без спешки добрался до полигона Беллоуз.

Машина эта, сделанная из алюминиевого сплава, немаленькая. Ее вес – 38 т, длина – 12,8 м, ширина – 8 м и высота – 5,2 метра. Но это только уменьшенный вдвое опытный экземпляр будущего плавающего транспортера-монстра длиной 25,6 м и высотой 10,36 м. Полноразмерный UHAC будет занимать 265 м2 док-камеры десантного корабля. Его грузоподъемность составит 150 т (это два основных боевых танка и колесный вездеход), а в случае комплектации дополнительными блоками плавучести грузоподъемность увеличится до 190 тонн.

Сверхтяжелый амфибийный транспортер UHAC входит в море.

UHAC заходит в док-камеру десантного корабля Rushmore.

Главная «фишка» сверхтяжелого транспортера – его движитель. Это – гусеничная лента. Траки – пластины из легкого сплава или композита, между которыми – толстый слой пенопласта. Эти насыщенные воздухом «подушки» создают большую плавучесть и позволяют тяжелой машине легко держаться на воде, а ребра жесткости траков служат гребками. Пока опытный транспортер развивает скорость не более 4-5 узлов, но в перспективе монстр, как уверяют разработчики, будет бегать на 20-ти узлах и преодолевать по морю 200 миль.

Конструкция траков облегчает движение и по суше, в том числе по песчаной и заболоченной местности. Давление на грунт составляет всего 70 г/см2. Агрегат сможет преодолевать препятствия высотой от 3 до 5 метров.

По словам Фрэнка Лебана, представителя Управления исследований ВМС США, продемонстрированная на полигоне Беллоуз машина – третья в серии опытных образцов. Первая была выполнена в размере одной пятой будущего транспортера, вторая – одной четверти его масштаба. И вот настала очередь половинного экземпляра. На каждой модели выявляются определенные дефекты конструкции, которые устраняются на следующем образце.

«Фишка» UHAC – его уникальные траки.

Как утверждают создатели UHAC, это десантно-высадочное средство предназначено для замены в перспективе в ВМС США десантных катеров на воздушной подушке типа LCAC (Landing Craft Air Cushion) и больших водоизмещающих десантных катеров общего назначения типа LCU (Landing Craft Utility). В пользу UHAC свидетельствуют значительная грузоподъемность, способность двигаться не только по воде, но и по суше, в том числе по труднопроходимой местности.

На первый взгляд все так и есть. Катера типа LCAC могут принимать и транспортировать к берегу только один боевой танк. Грузоподъемность LCU – значительно выше. На борту этого десантно-высадочного средства размещается военная техника и грузы общей массой до 375 т, а вот его максимальная скорость хода заставляет желать лучшего – всего 12 узлов.

Но есть ряд параметров, по которым UHAC явно уступает этим ДВС. Например, LCAC – по скорости хода. Она у сверхтяжелого амфибийного транспортера будет примерно вдвое меньше. Катер на воздушной подушке способен перебрасывать технику и морпехов со скоростью 40 узлов на расстояние до 200 миль и на 300 миль на 35 узлах. А скорость переброски десанта – один из ключевых моментов успеха в такого рода операциях.

В свою очередь, есть преимущества и у LCU. Они при очевидной большей по сравнению с UHAC грузоподъемности имеют дальность плавания 1200 миль на 8 узлах. То есть эти катера могут использоваться для высадки десанта на отвлекающих противника направлениях и для организации грузоперевозок в прибрежной зоне боевых действий.

UHAC с загруженным автомобилем HMMWV готовится выйти из док-камеры десантного корабля.

Наконец, есть у UHAC такой крупный недостаток, как габариты. Сверхтяжелый амфибийный транспортер поместится в док-камере далеко не всякого десантного корабля. Но это еще не самый большой грех. Допустим, в грузу его осадка при движении по воде составит два метра. Тогда над морем будет возвышаться 8,36 м корпуса и движительной системы. Это – отличная цель! Не говоря уже о перемещении UHAC по суше. Вот почему полноразмерные экземпляры транспортера предполагается оснастить броней, способной защитить от пуль калибра 12,7 мм. Но этого явно недостаточно. Из любой легкой пушченки или РПГ можно будет «завалить» инновационного монстра. А как поведет себя новое ДВС на свежей волне? Не опрокинется ли? Эти вопросы тоже остаются открытыми.

То есть недостатков у UHAC немало. Но фирма Navatek, ONR и Marine Corps Warfighting Lab решили все-таки показать свое детище на учениях RIMPAC 2014, дабы продемонстрировать его «выдающиеся качества». Ставка делается на то, что, опираясь на оптимистические репортажи средств массовой информации, удастся включить это ДВС в программы финансирования Министерства обороны США.

И вот транспортер устремился к берегу.

Но судьба сверхтяжелого амфибийного транспортера выглядит, мягко говоря, туманной. Дело в том, что в 2012 г. Пентагон заключил с корпорацией Textron контракт на $212722820 на окончательное проектирование и строительство опытного десантного катера на воздушной подушке SSC (Ship-to-Shore Connector – транспортер «корабль-берег»). А в прошлом году была оформлена сделка с той же корпорацией на $570451044 на производство девяти предсерийных катеров этого типа. Всего же американский флот намерен получить 72 SSC на общую сумму $4 млрд., которые заменят 91 катер типа LCAC, чьи сроки службы уже в обозримом будущем истекают.

Катера типа SSC внешне очень похожи на LCAC. Но есть невидимые глазу отличия. На новых ДВС установлены четыре мощных газотурбинных двигателя Rolls-Royce T406, которые позволят развивать максимальную 50-узловую скорость (крейсерская скорость – 35 узлов). В конструкции катеров широко используются композитные материалы и антикоррозийные алюминиевые сплавы. Грузоподъемность подросла с 60 до 74 тонн. На катере две рубки, что позволит в случае надобности дублировать действия командира судна. Срок службы катеров типа SSC увеличен до 30 лет.

Как уверяют создатели UHAC, их детище обладает высокой проходимостью на суше.

То есть у фирмы Navatek мало шансов обойти могущественную корпорацию Textron. Тем паче что ценовые параметры перспективного ДВС очень неясные. Утверждается, что UHAC обойдется в половину стоимости LCAC. Но в разное время цена строительства каждой единицы LCAC колебалась в достаточно широком диапазоне: от $22-32 млн. до $45-75 млн. Какую цифру считать исходной? Контракт же с Textron предусматривает фиксированную цену – $47,6 млн. за единицу. В условиях жесткой экономии государственных расходов, включая ассигнования на военные нужды, добиться финансирования достаточно сомнительной программы UHAC будет непросто, если не невозможно.

Однако демонстрация сверхтяжелого амфибийного транспортера на учениях RIMPAC 2014 была рассчитана не только на внимание Пентагона. Другая задача – произвести впечатление на союзников и партнеров, еще раз показать миру, что США находятся на острие военно-технического прогресса.

Десантный катер на воздушной подушке типа LCAC.

Но UHAC ненадолго продержался в рейтинге сенсационных сообщений о крупнейших международных маневрах, организованных Соединенными Штатами. Гораздо больший эффект произвело появление в акваториях, охваченных учениями, большого разведывательного корабля ВМС НОАК Tianwangxing, предназначенного для инструментального контроля за стрельбами ракетным оружием и перехвата режимов работы электронных средств. «Как же так, – негодуют американские комментаторы, – мы пригласили Китай на эти учения, а Пекин занимается еще и шпионажем на «Тихоокеанском кольце-2014». Действительно, ВМС НОАК были представлены на RIMPAC 2014 сразу четырьмя военными кораблями: двумя фрегатами и двумя вспомогательными судами, не считая «нештатного» Tianwangxing.

У десантных катеров типа LCU низкий силуэт и большая грузоподъемность.

Для того чтобы понять, почему Китай направил свой разведывательный корабль к Гавайским островам, необходимо понять «идеологию» этих учений. Как известно, США продолжают считать себя державой номер один. А лидер должен руководить миром, в том числе и на море. Учения RIMPAC, которые официально провозглашают своей целью обеспечение безопасности на коммуникациях, на самом деле должны демонстрировать лидерство США на Тихом океане. Поэтому участников маневров Вашингтон делит на две группы. Первую составляют союзники по НАТО, Япония, Южная Корея и Австралия. Во вторую входят близкие и не очень близкие партнеры Соединенных Штатов. Последние больше занимаются «военно-морским политесом» – отрабатывают упражнения по совместному плаванию, уделяют много внимания вопросами связи, операциям по оказанию помощи терпящим бедствие и т.д. Это, конечно, важные элементы военно-морской практики, но они далеки от подготовки к реальным боевым действиям. А задачам и средствам ведения войны на море отводится первостепенное внимание во взаимодействии ВМС США с союзниками. Именно поэтому учения RIMPAC состоят из нескольких этапов, каждый из которых подчас не связан с общим замыслом маневров.

Перспективный десантный катер SSC.

Так было и в этом году. В учениях были задействованы 49 надводных кораблей и судов, 6 подводных лодок, более 200 самолетов и вертолетов, около 25000 человек личного состава 22 государств. Но если корабли ВМС Брунея, Чили, Колумбии, Малайзии, Мексики, Перу, Филиппин, Сингапура, Тонга и Китайской Народной Республики занимались преимущественно «политесом», то США с союзниками отрабатывали задачи вооруженной борьбы на море.

Большой разведывательный корабль ВМС НОАК Tianwangxing стал незваным гостем на учениях RIMPAC 2014.

Например, на этапе учений под кодовым названием Sink Exercise (SINKEX), то есть «Учения по потоплению», фрегат ВМС Норвегии Fridtjof Nansen атаковал новейшей противокорабельной ракетой NSM (Naval Strike Missile) разработки компании Kongsberg корабль-цель, в роли которого выступил списанный американский десантный корабль-док Ogden (LPD 5) типа Austin. Попадание было точным и разрушительным.

Это произвело на американских моряков гораздо большее впечатление, нежели сверхтяжелый амфибийный транспортер UHAC. По словам командующего Тихоокеанским флотом адмирала Гарри Харриса-младшего, в сентябре текущего года предполагается начать испытания ПКР NSM с борта американского литорального боевого корабля Coronado.

Если учесть, что США считают Китай своим главным потенциальным противником на Тихом океане, то вполне логичным является появление разведывательного корабля ВМС НОАК в зоне такого рода учений и испытаний.

Момент поражения корабля-цели Ogden ракетой NSM.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS