Каспийская стража
Передовой форпост России на западном фланге Центрально-Азиатского региона

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» стреляет ракетой комплекса «Калибр-НК».

Ракета, казалось, бесшумно вылетевшая из вертикальной пусковой установки, взревела, закружила шлейфом выхлопных газов, словно красавица на светском балу платьем, и в считанные секунды растаяла в небе. Вскоре поступил короткий доклад: «Цель поражена!». Так, в сентябре прошлого года малый ракетный корабль (МРК) «Град Свияжск» – головной проекта 21631 «Буян-М» произвел свою первую стрельбу комплексом «Калибр-НК».

Александр МОЗГОВОЙ

Малые ракетные корабли проекта 21631 – по сути дела, боевые единицы нового класса, которые при относительно небольшом водоизмещении в 949 т, длине 74,1 м и ширине 11 м несут мощное ударное вооружение – 8 ракет интегрированного комплекса «Калибр-НК» или «Оникс». Ими с высокой точностью можно поражать корабли и суда противника, а также военные базы, штабы, органы государственного управления, промышленные предприятия и береговую инфраструктуру противостоящей стороны, причем на значительных дальностях. То есть эти МРК – универсальные корабли, способные выполнять не только тактические и оперативные, но и стратегические задачи. У них небольшая осадка (2,6 м), поэтому они могут действовать не только в море, но и на судоходных реках. Для борьбы с надводными, береговыми и воздушными объектами предназначена 100-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка А190-01 «Универсал». Для целей ПВО, в том числе для борьбы с подлетающими крылатыми ракетами, используется 30-мм двенадцатиствольная установка АК-630М2 «Дуэт» высокой огневой производительности, а также две установки «Гибка» с четырьмя направляющими каждая для ПЗРК «Игла» или «Игла-М». На МРК для уничтожения диверсантов и террористов размещены два 14,5- и три 7,62-мм пулемета. МРК проекта 21631 – высокоавтоматизированные корабли. Вот почему при насыщении большим количеством разнообразного оружия его обслуживает экипаж из 29-36 человек.

МРК «Углич».

9 декабря прошлого года государственная комиссия подписала акт о приемке в состав ВМФ РФ МРК «Град Свияжск», а 19 декабря, то есть всего через десять дней, «Углича» – первого серийного корабля этого типа. В апреле эти МРК завершили полный цикл морских испытаний и в июле были официально включены в состав Каспийской флотилии (КФл) ВМФ РФ. До конца текущего года это объединение пополнится еще одним «мини-стратегом» – МРК «Великий Устюг». На Зеленодольском заводе имени А.М. Горького строятся еще четыре таких корабля.

Пуск ракеты «Калибр-НК» с ракетного корабля «Дагестан».

Потребность в укреплении Каспийской флотилии стала очевидной, когда ясно обозначилась угроза радикального исламского фундаментализма государствам региона. Сегодня никто не может предсказать, как будет развиваться ситуация в регионе после ухода из Афганистана войск НАТО, которые не смогли справиться с талибами. Кроме того, в последнее время стали все более заметными попытки закрепиться на берегах Каспия держав, весьма далеких от этого региона. Так, Соединенные Штаты стремятся создать свою базу в казахстанском порту Актау. Во время визита в Ашхабад министр ВМС США Рей Мэйбус зондировал почву относительно возможности обустроить американских военнослужащих где-нибудь на каспийском берегу Туркменистана. «Букет» угроз безопасности Прикаспийского региона, к сожалению, обширен. И не учитывать этого обстоятельства нельзя.

Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630.

Каспийская флотилия – передовой форпост России на западном фланге Центрально-Азиатского региона. Именно поэтому ее усилению в последние годы уделяется большое внимание. Здесь надо заметить, что МРК «Град Свияжск» – не первый корабль, оснащенный универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК) 3К14, предназначенным для пуска ракет «Калибр-НК» и «Оникс». Осваивал эту новую технику в ВМФ РФ ракетный корабль 2-го ранга (его еще квалифицируют как «сторожевой корабль») Каспийской флотилии «Дагестан» проекта 1161К. В сентябре 2012 г. в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2012» он нанес удар по важной цели условного противника. С первого выстрела ракетой «Калибр-НК» был обращен в прах малоразмерный укрепленный объект (примерно 10х10 м), находившийся далеко от берега моря.

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок».

Как заявляют представители командования Каспийской флотилии, к 2016 году КФл будет иметь солидную ракетно-артиллерийскую группировку. Ее основу составят РК «Дагестан» и шесть МРК проекта 21631. Еще ранее на вооружение флотилии поступили малые артиллерийские корабли (МАК) проекта 21630 «Буян» (три единицы), которые послужили прототипами для МРК «Буян-М». Флагман флотилии – сторожевой корабль «Татарстан» – тоже относится к ракетно-артиллерийским кораблям. Он вооружен ПКР «Уран» с дальностью поражения надводных целей до 130 км. (Ракеты «Уран» (Х-35) входят также в состав берегового ракетного дивизиона комплекса «Бал». Он призван с «тверди земной» подкреплять действия кораблей Каспийской флотилии и защищать от вторжения с моря). Здесь нельзя не обратить внимания на то, что все вышеназванные корабли КФл спроектированы Зеленодольским ПКБ. Они не только хорошо соответствуют условиям театра, но и имеют модульную конструкцию, позволяющую менять конфигурацию вооружения на базе единых платформ.

Спуск на воду десантного катера «Лейтенант Римский-Корсаков» проекта 21280 «Дюгонь».

Ввиду не ослабевающих террористических угроз потребовались специализированные корабли для нейтрализации вылазок морских бандитов. В прошлом году флотилию пополнил первый противодиверсионный катер (ПрДКа) проекта 21980 «Грачонок» разработки КБ «Вымпел». При водоизмещении около 140 т и 23-узловой скорости полного хода он имеет разнообразные средства для обнаружения и уничтожения подводных диверсантов и террористов. С помощью гидроакустических станций «Кальмар» и «Анапа» осуществляется контроль подводной среды. Оптико-электронный комплекс наблюдения МТК-201 позволяет при плохих погодных условиях, днем и ночью отслеживать обстановку на поверхности моря. Для поражения подводных пловцов и средств их транспортировки используются десятиствольный 55-мм противодиверсионный гранатомет

ДП-65А и двуствольный 45-мм гранатомет ДП-64. Этот арсенал дополняют 14,5-мм пулемет и ПЗРК «Игла». Сейчас на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького ведется строительство второго ПрДКа для Каспийской флотилии, который пополнит ее в этом году.

Аварийно-спасательное судно СБ-45 проекта 22870.

Обновляются и десантные силы КФл. Помимо хорошо известных десантных катеров на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» от промышленности поступают ДКА проекта 21280 «Дюгонь». На Ярославском судостроительном заводе построены ДКА «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов». Они получили свои названия в честь военных моряков-героев Отечественной войны 1812 года. Их полное водоизмещение около 280 т, длина – 45 м, ширина – 8,6 м. При максимальной скорости хода в 35 узлов катера транспортируют к месту высадки три основных боевых танка или пять бронетранспортеров с десантом. Головной катер этого типа, построенный на нижегородском заводе «Волга», – «Атаман Платов» – с 2010 г. несет службу на Каспии.

Транспорт вооружения ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк».

Сейчас циркулируют слухи, что три катера Ярославского завода останутся на Балтике, где сейчас они проходят испытания. Но даже если это и так, то для Каспийской флотилии им на замену будут построены другие ДКА.

Крупные изменения заметны во вспомогательных силах КФл. В их состав в последние годы вошли три рейдовых буксира проекта 705Б. В июле этого года флотилию пополнило головное аварийно-спасательное судно СБ-45 проекта 22870 разработки КБ «Вымпел». Оно предназначено для поисковых и аварийно-спасательных работ. Его стандартное водоизмещение – 1200 т, длина – 57 м, ширина – 14 м, осадка – 3,2 м, максимальная скорость хода – 14 узлов. Судно оснащено самыми современными средствами спасения на море и проведения водолазных работ на глубинах до 60 метров. В мае спущено на воду и второе судно этого типа – СБ-565. Рейдовые буксиры и спасательные суда построены Астраханским судоремонтным заводом, то есть имеют «местное происхождение». А с Балтики пришел построенный в 2010 г. в Гороховце транспорт вооружения ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк». Он служит «патронташем» для «мини-стратегов» типа «Буян-М», снабжая их ракетами комплекса «Калибр-НК» и «Оникс». Буквально на днях завершились испытания первых двух из четырех заказанных для флотилии на заводе «Нижегородский теплоход» рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.

Уделяется большое внимание развитию инфраструктуры флотилии. Модернизируются пункты базирования в Астрахани и Махачкале. Начались работы по укреплению берегов и углублению портовых акваторий, а также подходных каналов. Возводятся современные стационарные причальные фронты с подведением всех необходимых коммуникаций для обеспечения кораблей электричеством и водой. В Каспийске построен комплекс с тренажерными залами и бассейном для проведения специальных подводных тренировок личного состава.

Схема загоризонтной радиолокационной станции «Подсолнух».

В акваториях пунктов базирования флотилии размещены стационарные гидроакустические станции автоматизированного обнаружения подводных объектов с определением их координат. С помощью этих ГАС с высокой точностью можно засечь и классифицировать подводные цели, рассчитывать маршруты их движения. Недавно введена в строй загоризонтная радиолокационная станция «Подсолнух». Эта РЛС обнаруживает надводные и воздушные цели на расстоянии до 450 км.

Пограничный сторожевой корабль «Бриллиант» проекта 22460 «Охотник».

Сегодня КФл ВМФ РФ – крупнейшее военно-морское объединение государств «каспийской пятерки». В состав флотилии входит 30 боевых единиц: два сторожевых корабля, два малых ракетных корабля, четыре малых артиллерийских корабля, четыре ракетных катера, пять артиллерийских катеров, один противодиверсионный катер, два базовых тральщика, пять рейдовых тральщиков, семь десантных катеров. Однако надо заметить, что ракетные катера нуждаются в замене, поскольку находятся на пределе срока службы. Им на смену могли бы прийти малые ракетные корабли проекта 21632 «Торнадо» или ракетные катера проекта 20970 «Катран». Это позволило бы усилить боевую устойчивость таких ценных единиц, как «мини-стратеги» типа «Буян-М». Необходима замена и каспийским тральщикам, которые тоже немолоды.

Ракетные катера ВМС Ирана Joshan и Peykan во время визита в Астрахань.

Конечно, серьезным подспорьем КФл является Береговая охрана Пограничной службы ФСБ на Каспии. В ее составе насчитывается 12 сторожевых кораблей разных рангов, восемь сторожевых катеров и два патрульных судна. В большинстве своем – это современные единицы. В их числе – новейший пограничный сторожевой корабль «Бриллиант» проекта 22460 «Охотник». Его полное водоизмещение – 630 т, длина – 62,5 м, максимальная скорость хода – более 24 узлов. ПСКР вооружен 30-мм шестиствольной артиллерийской установкой АК-306 и оснащен разнообразными средствами обнаружения. В корме имеется площадка для приема легкого вертолета или беспилотного летательного аппарата.

Ракетный корвет ВМС Ирана Damavand – «новосел» Каспия.

ВМС Ирана и морские подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) – традиционно вторые по своим возможностям в иерархии на Каспии, хотя по количеству единиц даже превосходят КФл. В основном в их составе – небольшие скоростные катера. Некоторые из них вооружены ракетами малой дальности на базе ПТУР. До недавних пор главной ударной силой ВМС Ирана на Каспии считались три ракетных катера типа Sina (иранская версия французских РКА типа Combattante II), каждый из которых вооружен четырьмя противокорабельными ракетами С-802 китайского производства с дальностью стрельбы до 120 км. Но вот в прошлом году на верфи в Бендер-Энзели был спущен на воду корвет («эсминец» – по иранской классификации) Damavand типа Jamaran. Его водоизмещение – около 1500 т, длина – 95 м. Он вооружен четырьмя противокорабельными ракетами Noor (иранская версия китайских ПКР C-802), ЗРК неизвестной модели, одной 76-мм, одной 40-мм и двумя 20-мм автоматическими артиллерийскими установками, четырьмя ПЗРК, двумя трехтрубными 324-мм противолодочными торпедными аппаратами и вертолетом. Два дизельных двигателя мощностью по 10000 л.с. позволяют развивать максимальный 30-узловый ход. Экипаж состоит из 140 человек. Сейчас корвет проходит испытания.

Пограничные сторожевые корабли типа Arkadag БОХР Туркменистана.

Появление на Каспии иранского «эсминца» свидетельствует о стремлении Тегерана играть не последнюю роль на этом театре. Как заявил на открытии первой национальной конференции по морским технологиям главнокомандующий ВМС Исламской Республики адмирал Хабиболла Сайяри, Иран собирается расширять свое присутствие на Каспии. В свою очередь, командующий 4-й военно-морской зоной иранской армии адмирал Хордада Хакими сказал, что «Исламская Республика Иран планирует построить новые фрегаты для Каспийского моря».

И не только фрегаты. По данным авторитетной исследовательской группы IHS Jane's, в Бендер-Энзели ведется строительство подводной лодки – второй типа Fateh («Завоеватель»). В отличие от своего прототипа, который собирался в Бостану на берегу Персидского залива, каспийская субмарина имеет большую длину (48 м против 40 м у головной). Основные характеристики подлодки не раскрываются, но иранские СМИ сообщают, что на «Завоевателе-2» используются новейшие технологии снижения гидроакустической заметности и управления стрельбой.

После приобретения у России в 2011 г. двух ракетных катеров проекта 12418 «Молния», каждый из которых вооружен 16 КРК «Уран-Э», для ВМС и двух патрульных катеров проекта 12200 «Соболь» для Береговой охраны Туркменистан сразу передвинулся в табеле о рангах «каспийской пятерки» с последнего на третье место. В известной степени по ударной мощи он даже оспаривает второе место у Ирана.

Пограничные сторожевые корабли и катера Казахстана выходят в дозор.

В октябре 2010 г. Туркменистан подписал с турецкой верфью Dearsan Shipyard контракт стоимостью 55 млн. евро на постройку для БОХР двух сторожевиков проекта NTPB водоизмещением 400 т каждый. За прототип взяты турецкие малые патрульно-противолодочные корабли типа Tuzla. Собирались корпуса туркменских пограничных кораблей на судостроительно-судоремонтном заводе в Туркменбаши (бывшем Красноводске) из деталей, поставленных из Турции. Головной сторожевик, получивший название Arkadag («Покровитель» – один из официальных титулов президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова), был спущен на воду в начале 2012 года. Сегодня БОХР Туркменистана располагает четырьмя такими кораблями. Их длина – 55,75 м. Они вооружены спаренной 40-мм башенной автоматической артиллерийской установкой Oto Melara Twin Compact и двумя 25-мм дистанционно управляемыми автоматами Aselsan STОP. ПСКР типа Arkadag оснащены обзорной РЛС Thales Variant 2D. У той же турецкой фирмы заказаны десять малых 15-метровых патрульных катеров типа АМВ («Барс-12»), большая часть из которых уже поставлена.

Ракетно-артиллерийский корабль «Казахстан».

В прошлом году компания Dearsan Shipyard подписала контракт на поставку Туркменистану комплектующих еще для восьми катеров типа NTPB, но не для нужд Береговой охраны, а для ВМС. В варианте для флота эти корабли будут нести значительно более мощное вооружение. Помимо 40-мм спарки OTO Melara и двух 25-мм автоматов они получат две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет пока не названной модели, две дистанционно управляемых установки с ПЗРК, два 12,7-мм пулемета и одну шестиствольную реактивную бомбометную установку. После реализации этой программы ВМС Туркменистана станут одними из сильнейших на Каспии.

ВМС и Береговая охрана Казахстана сейчас имеют довольно многочисленный состав, но вот говорить о каком-либо качественном их усилении не приходится. В известной степени это объясняется тем, что в случае возникновения какой-нибудь угрозы на море Астана всегда может положиться на помощь одного из ближайших своих союзников – России.

Ракетно-артиллерийский корабль «Орал».

За последние два года ВМС Казахстана пополнились тремя ракетно-артиллерийскими кораблями проекта 250 «Барс-МО», построенными Уральским заводом «Зенит». Они созданы на базе пограничных сторожевых кораблей проекта 300 «Барс», которые, в свою очередь, являются казахстанским вариантом проекта 22180 разработки петербургского Северного ПКБ. Их водоизмещение – около 250 т, длина – 41,75 м, ширина – 7,8 м, осадка – 2,5 м, максимальная скорость – 30 узлов, а дальность плавания экономическим ходом – 1200 миль. Головной корабль – «Казахстан» – вооружен двумя спаренными 23-мм артиллерийскими установками, предназначенными для самообороны, и 12-ствольной РСЗО «Град». Вооружение второго и третьего, получивших названия «Орал» и «Сарыарка», отличается от головного. Они несут ракетный комплекс «Барьер-ВК» с противотанковыми управляемыми ракетами ЖК-2В с лазерным наведением, турельную зенитную пусковую установку «Арбалет-К» с ПЗРК «Игла». Обе эти системы поставлены киевским конструкторским бюро «Луч». Перед надстройкой расположена 30-мм шестиствольная артиллерийская установка АК-306.

Как видно из приведенных характеристик, к «ракетным» эти корабли можно отнести лишь с известной натяжкой. «Казахстан» – это малый корабль огневой поддержки десанта, а «Орал» и «Сарыарка» – типичные квазиракетные катера, поскольку ПТУР способны поражать небольшие суда лишь на малых дистанциях. Но, несомненно, строительство первых казахстанских боевых кораблей на национальной верфи – значительный шаг в освоении военно-морских технологий.

Рейдовый тральщик проекта 10750Э.

Полезным приобретением ВМС Казахстана, безусловно, станут рейдовые тральщики (РТЩ) проекта 10750Э разработки ЦМКБ «Алмаз», которые сейчас строятся на Средне-Невском судостроительном заводе. При водоизмещении порядка 140 т, длине 31,45 м, ширине 6,5 м и скорости хода 11 узлов, которую обеспечивают два дизеля MAN мощностью по 279 кВт, эти небольшие корабли с экипажем из 14 человек несут разнообразное противоминное вооружение. Это – новейшие гидроакустические станции миноискания Sea Bat с дальностью действия до 500 м, автономные подводные аппараты Alister 9 для первичного поиска миноподобных объектов, телеуправляемые необитаемые подводные аппараты K-Ster Inspector для классификации обнаруженных объектов и K-Ster Mine Killer для уничтожения мин. РТЩ могут применять и традиционные противоминные средства – контактные и неконтактные тралы. Все это сложное снаряжение управляется автоматизированными системами противоминных действий «Диез-10750Э». Корабли также несут 30-мм артиллерийские установки АК-306, 12,7-мм пулеметы «Корд» и ПЗРК «Игла». В случае необходимости они могут использоваться в качестве противодиверсионных катеров. Тральщики проекта 10750Э самым лучшим образом подходят для действий в мелководных акваториях северного и северо-восточного Каспия. Они полностью отвечают требованиям, предъявляемым к кораблям данного класса. Не вредно было бы подумать о приобретении таких РТЩ для ВМФ РФ. И не только для Каспия.

Сверхмалая подводная лодка проекта 908 «Тритон-2».

Как заявил главком ВМС Казахстана контр-адмирал Жандарбек Жанзаков, в следующем году должно начаться строительство нового ракетного корабля водоизмещением порядка 500-600 тонн. Он будет оснащен современным противокорабельным ракетным комплексом и станет флагманом Военно-морских сил Казахстана. Необходимые финансовые средства на строительство корабля предусмотрены бюджетом республики.

К сожалению, Азербайджан скуп на вести о пополнении ВМС и Береговой охраны. И не потому, что эти новости засекречены, а потому, что практически ничего не происходит в этой сфере. Несмотря на неоднократные заявления Баку о планах создания совместно с турецкими фирмами предприятий по строительству судов для гражданского флота, а также кораблей и катеров для нужд ВМС, в практическую плоскость эти намерения переходят со скрипом. Имеющиеся корабли, построенные еще в советские времена, ветшают, а новые появляется редко.

Флагман ВМС Азербайджана сторожевой корабль Qusar (бывший «Бакинец» проекта 159А) и после модернизации сохранил противолодочное вооружение – два реактивных бомбомета РБУ-6000.

Правда, в последнее время наметилось некоторое оживление. 18 июля этого года на базе Береговой охраны Государственной пограничной службы в бакинском поселке Тюркан был введен в строй новый судостроительный завод с количеством занятых около 100 человек. На мероприятии присутствовал президент республики Ильхам Алиев. Завод уже поставил БОХР два скоростных высокоманевренных пограничных катера 3-го класса. На них установлено современное навигационное, радиотехническое и связное оборудование, а также пулеметное вооружение. Сейчас на предприятии ведется строительство пограничного сторожевого корабля 2-го класса. По данным агентства АПА, на январь следующего года намечена закладка еще одного пограничного сторожевого корабля на Бакинском судостроительном заводе. А по сообщению французского интернет-издания Intelligence online, Азербайджан отправил две свои мини-подлодки проекта 908 «Тритон-2» на ремонт и модернизацию на верфь Adria Mar в Хорватии. Их подводное водоизмещение – 15,5 т, длина – 9,5 м, ширина – 1,9 м, глубина погружения – до 40 м, скорость подводного хода – 5 узлов. Экипаж состоит из двух человек. Мини-субмарины принимают еще четырех водолазов. Эти сверхмалые подлодки используются для патрулирования акваторий портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования причалов и кораблей противника, исследований морского дна.

Другими словами, процесс пошел и в Азербайджане, и, учитывая значительные финансовые возможности этой страны, можно ожидать значительного пополнения ВМС и БОХР этой республики.

Глубины Каспийского моря.

Кратко подведем итог. Три государства «каспийской пятерки»: Россия, Иран и Туркменистан – активно занимаются военно-морским строительством. Казахстан хотя и вяло, но формирует ВМС и Береговую охрану преимущественно на базе отечественной промышленности. В Азербайджане до недавних пор наблюдалась стагнация Военно-морских сил и БОХР, но сейчас, похоже, настало время перемен. И эта страна может создать достаточно эффективные ВМС, способные делать погоду в южных акваториях Каспия.

Обратим вниманию на такую тенденцию, как строительство в Иране крупных ударных надводных кораблей и подводных лодок. Кроме сборки в Бендер-Энзели субмарины типа Fateh ранее сообщалось, что из Персидского моря на Каспий автотранспортом были переброшены несколько сверхмалых подлодок типа Ghadir водоизмещением 123 т.

Доводилось не раз слышать утверждения военно-морских специалистов, будто Каспийское море слишком мелкое для эксплуатации подводных лодок. Действительно, средние глубины северной части этого самого большого в мире озера едва превышают 4 метра. Однако средняя глубина Каспия составляет 208 м, а максимальная – Южно-Каспийской впадине – 1025 метров. Для сравнения: средние глубины Балтики – всего 51 м при максимальной глубине в Ландсортской котловине 470 метров. Однако никто никогда не оспаривал возможность использования в мелководной Балтике подводных лодок.

Модель корабля ПЛО «Сарсар».

Появление подводных лодок существенно меняет ситуацию в Каспийском бассейне, поскольку ВМС государств региона не располагают необходимыми противолодочными силами и средствами. Сегодня существует настоятельная необходимость иметь корабли ПЛО на этом театре. Для стандартизации и сокращения затрат за прототип можно взять «Буян-М». Тем паче, что Зеленодольское ПКБ уже демонстрировало на Международном военно-морском салоне прошлого года в Санкт-Петербурге проект «Сарсар» на базе МРК проекта 21631. Этот корабль водоизмещением около 900 т оснащается подкильной ГАС, несет противолодочный комплекс «Пакет-НК» или два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами, а также артиллерийское и зенитное вооружение.

МПЛ «Пиранья-Т».

МПЛ проекта П-750 смогут контролировать не только поверхность Каспийского моря и его глубины, но и окружающие берега.

Бывший командующий КФл вице-адмирал Сергей Алекминский говорил, что в обозримом будущем у флотилии появятся сверхмалые и малые подводные лодки. Выбор здесь у России богатый. Конструкторы СПМБМ «Малахит» разработали целую линейку проектов МПЛ водоизмещением от 130 до 1000 тонн. Например, МПЛ «Пиранья-Т» водоизмещением 370 т, глубиной погружения до 200 м и скоростью подводного хода 12 узлов имеет дальность плавания 2000 миль. Субмарина оснащена двумя 533-мм и четырьмя 400-мм торпедными аппаратами. Может также нести четыре мины. Ее экипаж состоит из четырех человек. Дополнительно лодка транспортирует шесть бойцов спецназа. А вот МПЛ проекта П-750 водоизмещением 960 т и максимальной 17-узловой скоростью вооружается 4-8 крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ» для поражения морских и береговых целей, четырьмя 533-мм и восемью 400-мм торпедами, 12-24 минами и ПЗРК «Игла». Ее дальность плавания – 3000 миль, а глубина погружения – до 300 метров. Такие подлодки будут способны контролировать не только поверхность Каспийского моря и его глубины, но и окружающие берега.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS