|
Малый морской танкер проекта 23310. |
Обновление Военно-морского флота России требует строительства кораблей по проектам, которые отвечают современным требованиям и перспективным тенденциям развития военно-морской техники. |
Зеленодольское ПКБ участвует в создании таких кораблей. По проектам бюро в XXI веке были построены сторожевые корабли проектов 11540 и 11661, малые артиллерийские корабли проекта 21630, серийно строятся малые ракетные корабли проекта 21631. Но боевые корабли, береговые части и службы флота не могут нормально функционировать без вспомогательных судов. Особенно их значение возрастает в арктических, субарктических и дальневосточных регионах со слабо развитой инфраструктурой. Зеленодольское ПКБ занимается и их созданием.
Руководством Зеленодольского ПКБ в качестве одной из важнейших тем развития научно-технической деятельности предприятия названо «создание многоцелевой платформы судна усиленного ледового класса в обеспечение концепции арктических судов малого водоизмещения для транспортировки жидких грузов, сухих грузов, разрядных грузов и людей, с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летающих аппаратов) и выполнения спасательных операций». К данной теме, получившей название «Платформа – Арктика», бюро подошло, имея серьезный задел, полученный при разработке пакета документации на средний танкер проекта 23130. Министерство обороны РФ возложило на Зеленодольское ПКБ функции головного исполнителя этого проекта. И проект был подготовлен. В заключении по нему главного управления Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) говорилось, что «получены результаты рассмотрений документации по проекту 23130, подтверждающие, что представленная документация может являться основой для дальнейшей разработки проекта применительно к классу РМРС».
В тендере на строительство головного танкера участвовали «Адмиралтейские верфи», имеющие огромный опыт сборки судов такого класса. Но конкурс выиграло ООО «Невский ССЗ» (НССЗ), которое никогда не занималось такого рода деятельностью, предложившее сдать судно заказчику за меньшую стоимость. После подписания контракта НССЗ заключил договор на разработку конструкторской документации по проекту 23130 с ЗАО «Спецсудопроект». Но поскольку это предприятие не располагает возможностями для создания судов такого класса, оно приобрело проект ST33 одесского Морского инженерного бюро. Так, по украинскому проекту, который предполагает широкое использование комплектующих зарубежного производства, 26 апреля этого года на НССЗ началось строительство танкера «Академик Пашин» – головного проекта 23130. Хотя, честно говоря, выглядит странно, что Украина определяет облик судов российского вспомогательного флота. Но почему не помочь коллегам?
Этот странный случай не охладил интереса Зеленодольского ПКБ к арктической тематике. Совсем наоборот. Сейчас, например, бюро по субподряду с ЦКБ «Айсберг» ведет разработку документации на строящийся на Балтийском заводе атомный ледокол нового поколения проекта 22220. Но все-таки главные усилия по этому направлению зеленодольцы сосредотачивают на создании проекта 23310 – малого морского танкера (ММТ) ледового класса для вспомогательного флота ВМФ.
ММТ проекта 23310 (вид с кормы). |
Это судно предназначено для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Оно может снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов. Полное водоизмещение танкера – около 3000 т, дедвейт при наибольшей осадке 5 м – 1560 т, длина – около 70 м, ширина – 13,6 м. Дальность плавания ММТ – около 1500 миль, автономность – 30 суток. Экипаж состоит из 24 человек. Еще 8 человек – группа бойцов антитеррора. В случае необходимости судно способно дополнительно принимать 20 человек.
Заданные жесткие лимиты по главным размерениям при одновременном максимальном дедвейте и специфические функциональные требования к работе оборудования сформировали достаточно противоречивый выбор обводов корпуса, который определился в том числе с использованием современных программных продуктов на собственном суперкомпьютере. Бюро в этой области тесно сотрудничало с высококвалифицированными специалистами лаборатории «Пропульсивные комплексы судов» ЦНИИМФ. По предконтрактной документаци ММТ Зеленодольским ПКБ получены предварительные положительные заключения главного управления РМРС и, что особенно ценно, военных моряков.
Созданная специалистами Зеленодольского ПКБ универсальная платформа по конструктивно-техническим решениям, а главное – по применяемому основному и вспомогательному оборудованию, рассчитанному на сопровождение всего жизненного цикла ММТ заводом-строителем, при замене или изменении отдельных констуктивных модулей, позволяет решать не только функции наливного судна. Проект 23310 также может осуществлять патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов. Оно способно осуществлять поиск и оказывать помощь терпящим бедствие судам, техническую поддержку в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов, обслуживать транспортные операции в портах. Судно может снимать с мелей и рифов аварийные суда, откачивать воду из затопленных отсеков, буксировать, в том числе и во льдах, аварийные суда и объекты к месту убежищ. ММТ готов играть роль и пожарного судна.
Другими словами, судно может быть востребовано не только ВМФ, но и Береговой охраной ФСБ РФ, а также предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов в Арктике, снабжением и обеспечением безопасности добывающих платформ.