Противоракетный туман и антиамериканское оружие
ВМС США, ставя углеродную дымовую завесу, пытаются спастись, хватаясь за соломину

Эсминцы Mustin и Wayne E. Meyer ставят противоракетную дымовую завесу вокруг плавбазы Frank Cable.

В Тихом океане южнее острова Гуам 21-25 июня этого года корабли 7-го флота ВМС США провели испытания нового противоракетного средства. Нет, это была не сверхскоростная ракета-перехватчик и не мощный лазер, способный прожигать подлетающие боевые блоки. Речь идет о дымовой завесе, или искусственном тумане, как его предпочитают называть американские специалисты. Только туман этот насыщен углеродными частицами, поглощающими радиоволны. Вот почему радиолокационные головки самонаведения теряют цель, и ракеты пролетают мимо.

Александр МОЗГОВОЙ

В рамках испытаний под кодовым названием Pandarra Fog ракетные эсминцы Mustin (DDG 89) и Wayne E. Meyer (DDG 108) типа Arleigh Burke «обороняли» от ударов крылатых ракет плавбазу подводных лодок Frank Cable (AS 40), которая имитировала авианосец или какой-либо иной крупный боевой корабль (универсальный десантный корабль, десантный корабль-док и т.п.). При обнаружении ПКР посредством специальных генераторов они выпустили клубы углеродом насыщенного тумана и тем самым спасли объект атаки от поражения.

Представители ВМС США не сообщили, использовались ли на испытаниях ПКР в инертном снаряжении или какие-либо ракеты-мишени, имитирующие боевые средства поражения. Скорее всего, нет. Очевидно, применялись инструментальные средства, размещенные на других кораблях, самолетах и вертолетах. Их радары, работающие в диапазонах частот, используемыми противокорабельными ракетами, «не разглядели» цели в густом облаке.

Безусловно, такое средство защиты от ракет имеет право на существование. При определенных условиях оно достаточно эффективно. И самое главное – оно дешево. Углеродный туман может применяться не только большими, но и малыми кораблями, а также катерами. Напомним, что в годы Первой и Второй мировых войн дымовые завесы широко использовались воюющими сторонами на море. И не только для нужд обороны, но и для нападения. Например, торпедные катера перед нанесением удара по вражеским кораблям обычно ставили дымовые завесы, чтобы затруднить наводчикам артиллерийских орудий противника процесс прицеливания по атакующим.

Ракета-мишень BQM-74.

Но есть и вопросы к противоракетному туману. Как он будет работать не при штилевой погоде, как это было на испытаниях Pandarra Fog у Гуама, а при сильном ветре и шторме, дожде и при снегопаде? Нельзя забывать и о том, что углеродный туман будет не только мешать радиолокационным голов-кам самонаведения ракет противника, но и затруднит работу РЛС корабля, извергающего клубы защитного дыма. Наконец, нельзя исключить применение противостоящей стороной специальных ракет-дымзавесчиков,  «ослепляющих» радиолокационные средства атакуемых кораблей. Так что углеродный туман, несомненно, – средство обоюдоострое.

Ничего не говорят авторы этой противоракетной инновации о возможности использования противной стороной ПКР с инфракрасными или комбинированными ГСН. А ведь генераторы углеродного тумана служат  источниками тепла, то есть будут сами «притягивать» ракеты противника.

Крейсер Chancellorsville не смог защитить себя от атаки BQM-74. Ракета-мишень вошла в надстройку.

Испытания Pandarra Fog практически совпали по времени с публикацией ВМС США рассекреченной версии материалов расследования инцидента с американским ракетным крейсером Chancellorsville (CG 62) 16 ноября прошлого года. В тот день на корабле проводились испытания новейшей версии автоматической системы боевого управления (АСБУ) Aegis Baseline 9A, которая, в том числе, призвана наводить оружие корабля на атакующие воздушные и космические цели. Тестирование обернулось конфузом. Ракета-мишень BQM-74 попала в надстройку крейсера. К счастью, никто из экипажа не погиб, только два моряка получили легкие ранения. Но если бы это была не ракета-мишень, а боевая ПКР, то без жертв не обошлось бы. Ракета, конечно, не потопила бы корабль, однако вывела бы его из строя, причем надолго. И без того ремонт Chancellorsville потребовал около полугода.

Что же случилось? Почему корабль, оснащенный самой современной системой ПВО-ПРО, оказался в роли жертвы? Как явствует из опубликованных фрагментов материалов расследования, виной всему – человеческий фактор. В соответствии с программой испытаний АСБУ Aegis Baseline 9A экипаж крейсера должен был отразить с помощью управляемой в ручном режиме ЗУР ESSM атаку противокорабельной ракеты. Настройки автоматического реагирования АСБУ были отключены. Но офицер, отвечающий за системы вооружения, «не уведомил об этом командира корабля» (хотя как он не мог не знать об этом, непонятно, или командир был не знаком с программой испытаний, что представить трудно).

Заставка компьютерной игры Mists of Pandaria.

Ракета-мишень BQM-74, запущенная в сторону крейсера, повела нештатно. Она вышла из-под контроля оператора и не отвернула от курса на корабль. На расстоянии 4,63 км, когда BQM-74 должна была самоуничтожиться, этого не случилось. На экране РЛС оператора 20-мм зенитной артиллерийской установки обороны ближнего рубежа Phalanx высветилось уведомление «Рекомендуется открыть огонь». Он доложил об этом ответственному за ПВО корабля офицеру. Но тот проигнорировал сообщение. В свою очередь офицер, ответственный за испытания, не уведомил Chancellorsville, что ракета-мишень вышла из-под контроля. Он сделал это только в 13 часов 14 минут 17 секунд, когда BQM-74 уже поразила крейсер (произошло это ровно в 13.14).

Создается впечатление, что перед испытаниями офицеры Chancellorsville и организаторы этого мероприятия либо обкурились какой-то дурью, либо злоупотребили спиртным. Но они были трезвы как стеклышко. Значит, здесь повинен не только пресловутый человеческий фактор.

В материалах расследования называются три главные причины происшествия. Первая – «нарушение взаимодействия между ракетой-мишенью и крейсером». Вторая – «самоуверенность экипажа и отсутствие ответственного за безопасность испытаний». Третья причина – «изменение настроек для автоматической реакции АСБУ». Дескать, настройки предполагали ограничение максимальной скорости цели 500 узлами (926 км/ч), а ракета-мишень летела быстрее из-за сильного попутного ветра. Нельзя не заметить, что выводы расследования – под стать самому инциденту. Так, остался неясным главный вопрос: что помешало крейсеру уничтожить BQM-74 посредством ЗУР ESSM, управляемой в ручном режиме? Вот почему сумму причин, приведших к аварии, можно назвать системной ошибкой в построении АСБУ последней модели.

Ракеты DF-21D на стартовой позиции.

Другими словами, противоракетная оборона американских кораблей заставляет желать лучшего. Испытания Pandarra Fog служат тому подтверждением. Создается впечатление, что ВМС США, ставя углеродную дымовую завесу, пытаются спастись, хватаясь за соломину. Особенно беспокоит командование американского флота наличие у ВМС КНР сверхзвуковых дальнобойных ПКР C-602 и C-805, а также баллистических противокорабельных ракет берегового базирования DF-21D, предназначенных главным образом для уничтожения американских авианосцев и других крупных боевых кораблей.

И, думается, не случайно учения у Гуама получили кодовое название Pandarra Fog. Оно требует расшифровки. Со словом «fog» все достаточно просто. Оно означает «туман». А вот с «Pandarra» сложнее. Нет такого слова ни в одном словаре. Но оно созвучно названию компьютерной игры «Mists of Pandaria», где «mists» – те же «туманы», а «Pandaria» – фантастическая страна, точнее целый континент, за обладание которым ведут борьбу противоборствующие стороны. Пейзажи Пандарии очень напоминают китайские, а ее жители обликом похожи на панд – бамбуковых медведей, которые обитают только в Китае. Вот почему можно с достаточными основаниями  утверждать, что Pandarra Fog – производное от Mists of Pandaria («Туманы Пандарии»). Так в зашифрованной форме обозначен грозный потенциальный противник американского флота.

Боевые блоки ракет DF-21D устремляются к американскому авианосцу.

Тем временем Китай наращивает свои силы на море и совершенствует средства противодействия ВМС США. Баллистическая ракета DF-21D (Dong Feng 21 – «Восточный ветер-21»), которая уже доведена до стадии начальной оперативной готовности, то есть способна применяться по назначению, может поражать движущиеся морские цели неядерной боевой частью на дальности до 1450 км. Причем с достаточно высокой точностью. Об этом свидетельствуют спутниковые фотоснимки полигона в пустыне Гоби, выполненные по программе «Google – планета Земля». Именно там, на дальнем западе КНР, отрабатывается «Восточный ветер-21». На снимках из космоса – 200-метровая платформа, имитирующая палубу авианосца, на которой видны две глубокие воронки от попадания боевых частей DF-21D. Впрочем, случаются и промахи. Если приглядеться, можно обнаружить воронки за пределами платформы. Но они, судя по всему, относятся к раннему периоду испытаний ракеты, поскольку ветер полузасыпал песком эти следы неудачных пусков.

Целеуказание DF-21D осуществляется с помощью спутниковых систем. Совершенствуя точность наведения, Китай опробовал несколько разведывательных космических аппаратов. В декабре 2009 г. был запущен оптико-электронный спутник Yaogan-VII, чуть позже в том же месяце за ним последовал Yaogan-VIII, оснащенный радаром с синтезированием апертуры. Потом в 2010 г. на орбите появилось целое семейство из трех спутников морской радиоэлектронной разведки Yaogan-IX. А 12 ноября 2012 г. на вахту заступил космический аппарат аналогичного назначения Yaogan-IX. Все это позволило добиться достаточно высокой точности наведения «Восточного ветра-21».

Мишень в пустыне Гоби, имитирующая авианосец.

Радиусы поражения DF-21D и DF-26 с гиперзвуковой боевой частью WU-14.

Ракета атакует корабль по крутой траектории и за счет огромной кинетической энергии буквально пробивает его от верхней палубы до днища, а потом уходит в воду, не оставляя шансов на отражение атаки и спасение.

Твердотопливная ракета средней дальности DF-21 была создана на базе первой китайской БРПЛ JL-1 (Julang-1 – «Гигантская волна-1»), которая состояла на вооружении единственной ПЛАРБ типа 092 Xia ВМС НОАК. Имеется несколько модификаций этой ракеты. Но DF-21D – пожалуй, самая известная. Как отмечает американская газета Washington Times со ссылкой на военных экспертов, она «способна пробить защиту любого авианосца» и «стала первой угрозой для глобального господства ВМС США со времен холодной войны. В свою очередь, китайское англоязычное издание Global Times, стараясь подсластить пилюлю, по-восточному витиевато пишет, что противокорабельные баллистические ракеты всего лишь «играют роль палки, которой можно отогнать собаку, забежавшую на ваш двор, но никто не будет нападать с палкой на дом, где живет эта собака». Однако, справедливости ради, стоит заметить, что у Китая сегодня есть «палки», то есть баллистические ракеты, способные «нападать на дом, где живет эта собака». Поскольку ракеты DF-21D прежде всего предназначены для уничтожения авианосцев ВМС США, то их с полным основанием можно назвать антиамериканским оружием.

Гиперзвуковая БЧ WU-14.

А 9 января этого года Китай провел первые испытания DF-21D (некоторые источники утверждают, что это была ракета DF-26) с гиперзвуковой боевой частью WU-14, развивающей в атмосфере скорость 10М (3402,9 м/с). Оснащенная такой боевой частью ракета способна поражать морские и береговые цели на дальности до 3200 км. Как указывают американские эксперты, перспективные средства ПРО США рассчитаны на перехват целей, летящих со скоростью 5М. То есть WU-14 окажется неуязвимой.

В Китае для DF-21D ведется также разработка разделяющейся боевой части с блоками индивидуального наведения. Одна ракета может поражать не один, а два-три корабля. А для устойчивого целеуказания помимо спутников будет использоваться загоризонтная РЛС большой дальности.

Антиамериканское оружие создается и в Иране. И там тоже пошли по пути развития противокорабельных баллистических ракет. Правда, радиус их действия значительно меньше, чем у китайских DF-21D.

Недавно иранское телевидение показало сюжет об испытаниях в Персидском заливе баллистической противокорабельной ракеты Khalij Fars. Название ее красноречивое. Оно означает «Персидский залив». Ракета была запущена с береговой пусковой установки и, преодолев несколько десятков километров, поразила движущуюся надводную цель. Зрелище получилось впечатляющим, особенно, когда на конечном участке ракета почти вертикально вонзилась в объект атаки.

Ракета Khalij Fars на пусковой установке.

Khalij Fars создана на базе одноступенчатой твердотопливной тактической ракеты сухопутных войск Fateh-110 («Завоеватель-110»), которая является иранской версией китайской ракеты CSS-8. Противокорабельная баллистическая ракета «Персидский залив» имеет длину 8,86 м и диаметр корпуса 0,61 м. Дальность ее стрельбы – 300 км, а скорость – 3М (по другим данным – 3,5-3,7М). Она оснащена комбинированной оптико-электронной и инфракрасной головкой самонаведения. Масса боевой части – 650 кг. То есть в случае попадания ракета способна или потопить цель, или причинить ей очень серьезные повреждения.

Противокорабельная баллистическая ракета Khalij Fars.

По мнению израильских военных специалистов, Khalij Fars меняет «правила игры» в водах, омывающих Иран. Ее траектория проходит ниже зоны поражения американских корабельных противоракет SM-3, но выше зоны действия зенитных артиллерийских комплексов обороны ближнего рубежа Phalanx, предназначенных для уничтожения ПКР с настильной траекторией полета.

Недаром командующий ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) контр-адмирал Али Фардави заявил в начале мая этого года агентству Fars News, что КСИР полностью контролирует Ормузский пролив и готов противостоять американскому флоту в случае обострения ситуации в регионе. И если совсем недавно США относили к «ассиметричным угрозам» своим кораблям в водах вокруг Ирана небольшие ракетные катера и мини-подводные лодки, то теперь появились значительно более веские угрозы. Ракеты Khalij Fars способны наносить удары по противнику не только в Ормузском проливе, но почти в любой точке акватории Персидского залива, а также в Аравийском море.

Совершенствуются и другие средства нейтрализации американского флота. Так в Китае создана высокоскоростная противорадиолокационная ракета PL-16, которая по своим характеристикам превосходит аналогичную американскую ракету AGM-88 HARM. Ее максимальная скорость – 2880 км/ч. Она предназначена для поражения наземных и корабельных РЛС системы Aegis. Если PL-16 даже взорвется в 50 м от корабля, оснащенного этой АСБУ, то из строя выйдут 60% бортовых электронных систем. В таких ситуациях углеродный туман вряд ли поможет.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS