|
Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков осматривает макет учебного тренажерного центра разработки ОАО «Концерн «НПО «Аврора». |
Эффективность систем автоматики подводных лодок, так же как и кораблей других классов, зависит не только от того, насколько высоки тактико-технические элементы, но и насколько хорошо подготовлены экипажи к решению задач по их использованию. В связи с этим большое значение приобретает уровень операторской подготовки личного состава по безопасному обращению с материальной частью корабля. |
В послевоенное время наметились изменения в системе подготовки личного состава кораблей ВМФ и в первую очередь моряков-подводников. Создаются соответствующие учебные центры, повышается уровень их оснащенности техническими средствами обучения – тренажерами.
Валентин Васильевич КОБЗЕВ – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник ОАО «Концерн «НПО «Аврора» |
ОАО «Концерн «НПО «Аврора» имеет более чем полувековой опыт создания тренажеров различного назначения. Развитие этого направления началось с создания специализированных тренажеров управления. В настоящее время предприятие создает тактико-специальные тренажерные комплексы (ТСТК), береговые тренажерные комплексы (БТК) и учебные центры (УЦ).
ОАО «Концерн «НПО «Аврора» рассматривает создание технических средств обучения как важную, перспективную и необходимую для отечественного ВМФ составляющую своей деятельности.
На предприятии создана концепция разработки тренажерных средств, основу которой составляет симбиоз педагогического и технического проектирования. Необходимо отметить и то обстоятельство, что наше предприятие имеет законченный технологический цикл: от технического проекта по заданию заказчика до поставки ему тренажера «под ключ» с обеспечением заданных сроков поставки.
Анализируя мировые тенденции развития тренажеров и учитывая наш опыт их создания, можно отметить ряд направлений, по которым успешно работают специалисты ОАО «Концерн «НПО «Аврора». К ним относятся следующие:
1. расширение номенклатуры тренажерных средств тактического и оперативно-тактического уровней подготовки специалистов ВМФ;
2. включение в режимы тренажерной подготовки специалистов разнородных сил и средств (ПЛ, НК, авиация, береговая оборона и т.д.);
3. интеллектуализация тренажерной подготовки, где основной упор делается не на обработку сенсомоторных навыков, хотя и это надо, а на процессы принятия решений в аварийных и нестандартных ситуациях;
4. учет психофизиологических параметров специалистов в процессе обучения на тренажере, выявление порогов эмоциональной и стрессовой устойчивости, определение порога усвояемости, определение уровня обученности;
5. определение оптимальной структуры между реальными и виртуальными элементами в тренажере;
6. использование модульного принципа создания, позволяющего разрабатывать тренажеры любого назначения;
7. развитие нового вида тренажерных средств – бортовых тренажеров;
8. использование тренажера не только как учебного средства, но и как средства обработки новых технических решений для штатных систем управления;
9. применение скомплексированных в единую вычислительную среду моделей систем управления, объектов управления, внутренней (отсеки и помещения корабля) и внешней среды;
10. создание в тренажерном комплексе условий деятельности обучающихся, максимально приближенных к реальным (качка, шумы работающих механизмов, работа за пультом и на местных постах в средствах защиты и т.п.).
Юрий Николаевич СИЗОВ – кандидат технических наук, директор направления НИОКР |
Имеется ряд вопросов, решение, которых зависят от заказчика. Так, например, сейчас в основном тренажеры заказываются как тренажеры управления. На них обучать навыкам технического обслуживания и, тем более ремонта, можно в очень скромных пределах.
Тренажерный комплекс – достаточно сложное и дорогостоящее технико-педагогическое средство, время функционирования которого необходимо оптимизировать. Такая оптимизация может осуществляться во время предтренажерной подготовки с применением программных учебных средств (автоматизированных учебных курсов – АУК, комплексных и групповых обучающих систем).
ОАО «Концерн «НПО «Аврора» имеет большой опыт создания программных средств подготовки (ПСП). ПСП можно было бы поставлять не только в комплекте с тренажерами (это уже осуществляется), но и как электронные учебники в институты и учебные центры ВМФ.
Военно-морские учебные заведения имеют разную целевую установку. Учебные центры ВМФ готовят специалистов на конкретное рабочее место. Институты ВМФ такой установки не имеют. В соответствии с педагогическими целями и задачами разных видов учебных заведений необходимо дифференцировать технические задания. Эта специфика пока не учитывается при разработке тренажерных средств.
ОАО «Концерн «НПО «Аврора» работает так же и над созданием специализированных тренажеров по техническому обслуживанию и ремонтной подготовке в виде учебных компьютерных классов с автоматизированными рабочими местами.
В тренажерном классе. |
В качестве примера созданных и создаваемых нашим предприятием тренажерных средств можно привести следующие:
• специализированные тренажеры БЧ–5с комплектом ПСП для АПЛ III поколения;
• комплексный тренажер БЧ–5 для АПЛ IV поколения;
• ТСТК с комплектом ПСП для ДЭПЛ;
• береговой тренажерный комплекс для подготовки экипажей ДЭПЛ с комплектом ПСП;
• учебные центры с тренажерным комплексом и комплектом ПСП для зарубежных заказчиков.
ОАО «Концерн «НПО «Аврора» создает широкую номенклатуру автоматизированных средств обучения и может удовлетворить запросы самого взыскательного заказчика.