Великая стена штурмует океан
Корабли в Китае строят быстро, логистические цепочки и технологии тщательно продуманы

Во второй половине октября этого года в Сети появилась фотография китайского авианосца Liaoning (бывшего советского «Варяга»), на палубе которого члены экипажа построились, образовав иероглифическую надпись. В переводе она гласит: «Китайская мечта – сильная армия». Тут надо заметить, что в КНР под «армией» подразумевают не только Сухопутные войска, но и Вооруженные Силы вообще. Недаром ВМС этой страны официально именуются Военно-морскими силами Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК).

Александр МОЗГОВОЙ

В свое время, а точнее 18 июня 1964 г., похожее построение выполнил экипаж первого американского атомного авианосца Enterprise, изобразив знаменитую эйнштейновскую формулу эквивалентности массы и энергии – E = mc2. Намек был более чем прозрачный. Мол, самый большой в мире боевой корабль, как и страна его построившая, обладает несокрушимой мощью. Другими словами, трепещите враги Америки!

Китайцы не стали предаваться восточным хитростям и прибегать к не всем понятным формулам, имеющим скрытый смысл, а откровенно назвали свою цель. Хотя определенная зашифрованность в построении на палубе Liaoning присутствовала. Это – своеобразный ответ КНР на публикацию в США очередного доклада Пентагона о состоянии и перспективах развития Вооруженных Сил Китая, в котором особый акцент сделан на ошеломляющие темпы военно-морского строительства Поднебесной. А тут как раз подоспел и ежегодный доклад американского Конгресса по Китаю, где тоже речь идет о наращивании Пекином военных мускулов, в том числе в морях и океанах.

ЧЕГО БОИТСЯ ВАШИНГТОН

Разумеется, официальные китайские лица всякий раз с возмущением реагируют на подобные американские исследования, называя их «клеветническими». Дескать, китайские усилия в военной сфере направлены исключительно на укрепление международной безопасности. Однако некоторые высказывания и, если угодно, жесты лидеров КНР дают повод усомниться в мирных намерениях Пекина. Так, в декабре 2011 г. тогдашний председатель КНР Ху Цзиньтао, выступая перед высшими военными руководителями страны, заявил, что флот должен «ускоренными темпами вести модернизацию, а также собрать все силы для подготовки к войне». Преемник Ху Цзиньтао на высшей государственной должности – Си Цзиньпин, не успев еще освоить кресло в своем новом кабинете, 9 апреля этого года посетил на острове Хайнань военно-морскую базу Южного флота Санья, где осмотрел новейшие корабли ВМС НОАК и побывал на атомной подводной лодке стратегического назначения типа 094 Jin. В центральном посту субмарины он с удовольствием позировал тележурналистам у окуляра перископа.

Ударная группа 1 ВМС США. На первом плане – атомный авианосец Enterprise, за ним – атомные крейсера Long Beach и Bainbridge. Средиземное море, 18 июня 1964 г.

Кстати, в докладе американского Конгресса за этот год указывается, что в ближайшее время ожидается оперативное развертывание новых твердотопливных БРПЛ JL-2 с дальностью стрельбы 4000 миль (7400 км), которые позволят Китаю наносить ядерные удары по континентальной части США. Этими ракетами как раз и вооружаются АПЛ типа 094 Jin, на одной из которых побывал новый председатель КНР Си Цзиньпин. Сейчас их в строю ВМС НОАК, по данным разных источников, насчитывается от двух до трех единиц. Еще одна-две лодки этого типа строятся. Каждая из них несет 12 БРПЛ JL-2. Если эти сведения об оперативном развертывании верны, то это означает, что китайский флот получает, наконец, действующую ракетно-ядерную систему морского базирования. Дело в том, что первая китайская ПЛАРБ типа 092 Xia, вооруженная 12 БРПЛ JL-1 с дальностью стрельбы 1160 миль (2150 км) на боевые службы, по сути дела, ни разу не выходила из-за проблем то с реакторами, то с ракетами, и в этом году с помпой была списана.

Правда, зарубежные эксперты отмечают высокую шумность новых китайских ПЛАРБ типа Jin (она где-то на уровне советских и американских АПЛ второго поколения), что позволяет противолодочным силам ВМС США и их союзников достаточно точно отслеживать их местонахождение. Но китайцы стремятся преодолеть этот недостаток. Сейчас на верфях КНР ведется подготовка к строительству более совершенных ПЛАРБ нового поколения – типа 096. А их боевую устойчивость в районах боевого патрулирования будут обеспечивать перспективные многоцелевые АПЛ типа 095.

Большим надводным боевым кораблям и прежде всего авианосцам под звездно-полосатым флагом будут угрожать противокорабельные баллистические ракеты DF-21D (о них подробнее см. журнал «Национальная оборона №5/2011) с дальностью стрельбы 810 миль (1500 км). Сейчас в КНР ведутся работы по увеличению их радиуса действия до 1600 миль (3000 км). Таким образом, ими можно будет наносить удары по морским объектам в акватории практически всей западной части Тихого океана.

Но это все относится пусть к близкому, но еще не сегодняшнему времени. Однако и в настоящий момент ВМС НОАК обладают внушительным потенциалом. Его наращивание и модернизация осуществляются невиданными темпами. В 2010 и 2011 годах ведущее американское издательство военно-морской литературы Naval Institute Press выпустило две обстоятельные книги о ВМС НОАК, которые, по сути дела, являются справочниками: «Великая стена на море. Китайский флот в ХХI веке» Бернарда Коля и «Военно-морские силы НОАК. Технологии боевых систем, 1949-2010» Джеймса Бассарта и Брюса Эллемана. Казалось бы, прошло совсем немного времени после их выхода в свет, но ряд данных в этих монографиях, особенно касающихся состояния корабельного состава и вооружения, уже устарел.

Напомним, что китайская военно-морская стратегия «активной обороны», официально провозглашенная в 1995 г., предусматривает не только защиту Китая от вторжения с моря, но и превентивные удары по потенциальным противникам, в том числе посягающим на коммуникации, связывающие КНР с торговыми партнерами. Ранее реализация стратегии предусматривала три этапа. На первом флот должен обеспечивать благоприятный оперативный режим в пределах так называемой «первой цепи островов» – от японского острова Рюкю до Филиппинских. Эта задача практически выполнена, если не считать очевидной недостаточности противолодочных сил ВМС НОАК. На втором этапе, рассчитанном до 2020 г., такой же режим должен быть создан в зоне «второй цепи островов» – от Курильской гряды до Новой Гвинеи. Третий этап (до 2050 г.) ознаменует превращение Китая в военно-морскую державу первой величины, чьи корабли будут способны действовать в любой акватории Мирового океана. Сейчас ясно, что второй и третий этапы стратегии «активной обороны» уже слились в единое направление.

Старт БРПЛ JL-2, носитель этих ракет – атомная подводная лодка типа 094 Jin.

В докладах Пентагона и Конгресса США этого года констатируется, что к 2020 г., если Соединенные Штаты не активизируют свою военно-морскую программу, Китай может занять первое место в мире по строительству подводных лодок, надводных кораблей и катеров. Это утверждение неточно. Уже сейчас КНР обгоняет США по количеству строящихся, спускаемых на воду и вводимых в строй боевых кораблей. И вообще по числу вымпелов ВМС НОАК давно впереди ВМС США. В их составе 697 боевых кораблей и катеров, в том числе 67 подводных лодок, из которых 11 – атомные, один авианосец, 24 эсминца, 45 фрегатов, 8 корветов, 122 ракетных катера, 231 патрульный катер, 3 десантных корабля-дока, 92 десантных корабля и 107 тральщиков. Это не считая большого количества вспомогательных судов, опытовых и экспериментальных кораблей, высадочных средств и т.д. Но основную массу китайского флота, как видно из этого перечня, все еще составляют боевые единицы ближней морской и прибрежной зоны, часто физически и морально устаревшие. Их «удельный вес» достаточно велик. Вот почему структурной перестройке флота Пекином уделяется первостепенное внимание. Но она осуществляется отнюдь не революционными средствами, когда одни классы кораблей безоглядно ликвидируются и отдается предпочтение другим. Китай демонстрирует в этой сфере сбалансированный и продуманный подход.

ОБОРОНА БЕРЕГОВ

Если продолжить тему кораблей прибрежной зоны, то нельзя не обратить внимания на быструю и качественную смену их состава. К началу 90-х годов прошлого века основой сил прибрежной зоны ВМС НОАК были более 200 ракетных катеров типов 024 и 021 – китайских «клонов» советских катеров проектов 183Р и 205. Когда потребовалась им замена, то началось строительство больших РКА, фактически малых ракетных кораблей, типов 037-II и 037-IG водоизмещением 480-520 т. Они обладают достаточно высокими мореходными качествами и несут 4-6 противокорабельных ракет. Но скорость хода их невысока (до 30 узлов), а в строительстве они оказались дороги. Китайские конструкторы начали искать им альтернативу и нашли ее в лице скоростных пассажирских паромов-катамаранов австралийской фирмы AMD Marine. Так, в 2004 г. на их улучшенной платформе появился ракетный катер типа 022 Houbei водоизмещением 220 т и 36-узловой скоростью. На этом катамаране удалось разместить не только 8 ракет классов «корабль-корабль» или «корабль-земля», но и придать катеру малозаметную стелсовскую архитектуру. С тех пор на нескольких верфях для ВМС НОАК построено по одним данным 83 такие ударные единицы, а по другим – 68, что, согласитесь, тоже немало.

Вкупе с береговыми ракетными батареями, истребителями ВМС Су-30МК2 и китайскими «репликами» Су-27 – J-11 ракетные катера типа 022 способны держать под контролем все прибрежные воды, омывающие КНР. Что им могут противопоставить ВМС США? Широко разрекламированные, но вооруженные картонными мечами литоральные боевые корабли? Пока только американские подводные лодки относительно уверенно действуют в акваториях, примыкающих к континентальной территории Китая.

Так в представлении китайского художника будет происходить атака боевыми блоками ракет DF-21D кораблей американского флота.

Сейчас многочисленный прибрежный флот ВМС НОАК дополняется корветами (фрегатами – по китайской классификации, или корветами охраны водного района – по российской) типа 056 Jiangdao полным водоизмещением 1440 т и 28-узловой скоростью хода. Его прототип был отработан на экспортных заказах – двух патрульных кораблях открытого моря типа Pattani, построенных в КНР для ВМС Таиланда в 2005-2006 годах.

Китайский корвет предназначен не только для патрульной службы, но и для выполнения ударных и противолодочных задач, то есть является многоцелевым кораблем. Его вооружение хорошо сбалансировано. Оно включает две двухконтейнерные пусковые установки сверхзвуковых противокорабельных ракет YJ-83 (C-803), 76-мм универсальную артиллерийскую установку АК-176, пакетную установку ЗРК обороны ближнего рубежа HQ-10 с восемью готовыми к стрельбе ЗУР (по типу американо-немецкого ЗРК RAM), два дистанционно-управляемых 30-мм автомата для поражения малоразмерных морских и воздушных целей, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами. В корме – площадка для приема вертолета. Ангара нет, но в нем нет и надобности, поскольку корвет предназначен для операций в зоне своих вод. Вертолет, прилетевший с береговой базы, может садиться на корабль для дозаправки, пополнения запасов оружия и т.д.

Головной корабль типа 056 – Bengbu – был спущен на воду в мае 2012 г. и вошел в строй ВМС НОАК 26 феврале этого года. Сборка корветов ведется сразу на четырех верфях. К сегодняшнему моменту в составе китайского флота уже числятся 8 таких кораблей, 2 проходят испытания, 6 спущены на воду и 5 находятся на стапелях. Всего через два-три года в составе ВМС предполагается иметь 50 корветов этого типа. Их модульная конструкция позволяет вносить изменения в проект по мере строительства и внедрять разнообразные новшества.

Ракетный катер типа 022 наносит удар.

Китайский флот ближней морской зоны включает значительное число сторожевых кораблей (фрегатов) старых проектов. Первыми кораблями этого класса в ВМС НОАК были СКР проекта 50. В начале 50-х годов прошлого века СССР поставил КНР техническую документацию по ним, а также комплекты конструкций и вооружение. Из них на верфях в Шанхае и Гуанчжоу были собраны четыре фрегата, получившие в китайском флоте обозначение «тип 01» (Chengou – по западной классификации). В 1970-е годы они прошли модернизацию. На месте двухтрубного торпедного аппарата в центральной части верхней палубы на СКР установили двухконтейнерную пусковую установку противокорабельных ракет HY-2 (китайский вариант советской ПКР П-15).

«Полтинники» стали прототипами нескольких серий китайских фрегатов (типов 065 и 053 многочисленных модификаций), которые в 70-80-е годы прошлого века составили основу надводных сил ВМС НОАК. Но когда был взят курс на «вторую цепь островов» и океан, стало очевидным, что ресурсов старого советского проекта недостаточно.

Корвет Wuchang типа 056 предназначен для защиты прибрежной зоны.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

До жестокого разгона студенческой демонстрации на площади Тяньаньмынь в 1989 г. западные страны тесно «дружили» с Китаем против Советского Союза. Вот почему в Поднебесную поставлялись передовые по тому времени двойные и военные технологии. Особенно тесно сотрудничали с Китаем военно-промышленные компании Франции. При участии французских специалистов для ВМС НОАК начал создаваться фрегат дальней морской зоны типа 054 Jiangkai I. За его прототип был взят стелс-фрегат La Fayette. После крушения СССР и улучшения отношений между Москвой и Пекином к этому проекту подключились и российские специалисты. Всего было построено два корабля этого типа полным водоизмещением 3800 т и 28-узловой скоростью хода. Они явились плодом широкого международного сотрудничества. Большая часть электронных средств имела французское происхождение – фирмы Thomson-CSF (ныне Thales). Дизельные двигатели SEMT Pielstick 16, которые позволяют на экономической скорости совершать плавания на дальность 8025 миль, тоже прибыли из Франции (позже было налажено их лицензионное производство в КНР). Вооружение оказалось весьма пестрым. Ударные средства на кораблях представлены двумя счетверенными пусковыми установками китайских ПКР YJ-83 (C-803) и 100-мм универсальной артиллерийской установкой типа 210 (на самом деле это копия французской АУ фирмы Creusot-Loire). Защиту от ударов с воздуха призваны обеспечивать ЗРК HQ-7 (французский Crotale) и четыре шестиствольных 30-мм автомата АК-630. Противолодочная оборона возложена на вертолет Z-9C и два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами, которые были позаимствованы у итальянцев, которые, в свою очередь, выпускают их по американской лицензии.

С борта фрегата Yuncheng типа 054А стартует ракета ЗРК HQ-16 – китайский клон российского «Штиля-1».

После передачи ВМС НОАК двух корпусов типа 054 в 2005 г. строительство этих кораблей было остановлено. С одной стороны сказалось эмбарго на поставки оружия КНР, которое ввели страны Запада. С другой – китайских военных моряков явно не удовлетворил состав вооружения, не позволяющий обеспечивать более-менее сносную боевую устойчивость фрегатов в дальней морской и океанской зонах. Например, ЗРК HQ-7 способен сбивать воздушные цели на дистанции не более 13 км. Невелик запас ЗУР – всего 8 готовых к пуску ракет. Не устроила и 100-мм пушка Creusot-Loire.

Вот почему проект был переработан. Так появились фрегаты типа 054А Jiangkai II. Корабли несколько увеличились в размерах, их полное водоизмещение составило 4050 т. Зато удалось разместить в носовой части установку для вертикального пуска 32 ракет ЗРК HQ-16 – китаизированной версии российского «Штиля-1», а также ПЛУР Changying. (Тут не грех заметить, что аналогичные установки вертикального пуска в России только внедряются на фрегатах проекта 11356Р/М, строящихся для Черноморского флота). 100-мм пушка Creusot-Loire заменен на 76-мм АК-176, которую китайцы модернизировали, придав ее башне стелсовские формы. На верхушке пирамидальной фок-мачты хорошо смотрится российская РЛС «Фрегат». На некоторых фрегатах несут службу российские вертолеты Ка-28. Правда, установки АК-630 заменены на два семиствольных автомата типа 730 того же калибра, которые являются копией голландских АУ Goalkeeper.

Фрегаты типа 054А, которые вступают в строй с января 2008 г., стали в ВМС НОАК первыми массовыми кораблями прорыва в Мировой океан. Сегодня их можно увидеть в Аденском заливе, где они несут антипиратскую службу, у берегов Австралии и стран Латинской Америки. Их можно встретить в Средиземном и Черном морях.

Перспективный фрегат типа 054В (вариант).

28 сентября этого года на верфи Huangpu Shipyard в Гуанчжоу был спущен на воду фрегат Huangshi – 18-й типа 054A. 19-й и 20-й корпуса находятся в разных стадиях строительства. Сейчас западные эксперты разошлись во мнениях. Одни считают, что строительство кораблей типа 054А еще продолжится, другие склоняются к тому, что на стапелях их заменят фрегаты типа 054В. Их полное водоизмещение увеличится до 5000 т, но самое главное их отличие от предшественников будет состоять во внедрении интегрированной системы электродвижения, то есть они станут кораблями, способными в перспективе размещать и использовать оружие направленной энергии. Однако пока их арсенал будет состоять не из экзотических, а вполне реальных современных систем: сверхзвуковых дальнобойных ПКР C-805, ПЛУР Changying-3, способных поражать подводные лодки на дистанции до 60 км, ЗРК HQ-16C или HQ-16D с улучшенными характеристиками, ЗРК обороны ближнего рубежа FL-3000N. Разумеется, будут присутствовать вертолет и продвинутые электронные средства обнаружения целей, наведения на них оружия и управления.

ОТ «ЛОСКУТНОГО ОДЕЯЛА» – К ОСНОВНОМУ БОЕВОМУ КОРАБЛЮ

Особый интерес представляет история развития в ВМС НОАК класса эсминцев. Первыми их представителями были советские «семерки» (тип 6607 Anshan – по китайской классификации), построенные в первой половине 40-х годов прошлого века для Тихоокеанского флота. В середине 50-х четыре таких корабля («Рекордный», «Решительный», «Ретивый» и «Резкий») водоизмещением 2200 т были подарены Советским Союзом братскому китайскому народу. К тому времени это были уже морально устаревшие единицы, да и физически достаточно потрепанные. Но китайцы сумели привести их в чувство, и благодаря грамотной эксплуатации и хорошему обслуживанию они прослужили до конца 80-х годов. ЭМ Anshan и Changchun сегодня можно увидеть в Циндао и Рушане, где они превращены в корабли-музеи. А эсминец Taiyuan до сих пор используется в качестве стационарного учебного корабля Военно-морского института в Даляне.

Эсминец Chongqing один из семнадцати типа 051 Luda, созданных на базе советского проекта 41.

В начале 70-х годов «семерки», так же как и «полтинники», прошли модернизацию. На них обновили электронное оснащение, поменяли зенитную артиллерию и заменили два трехтрубных аппарата на две двухконтейнерные пусковые установки ПКР HY-2. То есть если эти корабли и не отвечали в полной мере требованиям того времени, то за счет размещения ударного ракетного оружия стали достаточно весомыми единицами в прибрежной зоне.

Следующие китайские эсминцы тоже результат советско-китайской дружбы. На рубеже 60-х годов, на излете этой самой «дружбы», Советский Союз передал КНР техническую документацию на эсминец проекта 41. В СССР по этому проекту был построен только один корабль – «Неустрашимый». Командование ВМФ СССР и правительство сочли данный проект слишком хлопотным и дорогим, заменив его в серийном строительстве более простыми и дешевыми ЭМ проекта 56. А Китаю достался 41-й. Конечно, КНР освоить этот проект оказалось непросто. Пришлось помучаться, прежде чем в 1971 г. первый корпус ЭМ типа 051 Luda полным водоизмещением 3670 т и 32-узловой скоростью сошел на воду. В центральной его части разместились две трехконтейнерные ПУ ПКР HY-2, в носу и корме – спаренные 130-мм универсальные артиллерийские установки (копии советских АУ СМ-2-1). Противолодочное оружие включает две реактивные РБУ FQF-2500 (китаизированные советские РБУ-2500) и одноствольные бомбометы. А вот зенитное вооружение даже для того времени оказалось слабым. От атак с воздуха защищали только автоматы калибра 25, 37 и 57 мм. Зенитных ракет не было. ЗРК в КНР создавались с большими трудностями. И достаточно эффективные комплексы появились только в результате российско-китайского военно-технического сотрудничества.

Эсминец Harbin типа 052 – открыл «линейку» кораблей океанской зоны ВМС НОАК.

ВМС НОАК получили 17 кораблей типа 051 Luda. Вплоть до середины 2000-х годов они составляли костяк миноносных сил ВМС НОАК. Эти эсминцы модернизировались. На некоторых из них появились вертолеты с ангарами, более современное вооружение и электронное оснащение. 11 кораблей этого типа и сейчас служат в ВМС НОАК.

Эсминец Shenzhen типа 051В входит в гавань Перл-Харбор.

Большой вклад в создание этих и всех последующих эсминцев ВМС НОАК внес выдающийся китайский конструктор Пан Циньгфу. Он, кстати, не судостроитель, а электронщик. Под его непосредственным руководством в Китае разрабатывались и адаптировались зарубежные корабельные системы управления и контроля, боевые информационные комплексы, приборы электромагнитной совместимости. Именно ему было поручено возглавить проектирование эсминцев нового поколения в Институте военного кораблестроения (бывшая 7-я академия Министерства национальной обороны КНР).

Эсминец Shijiazhuang типа 051С с российским ЗРК «Форт».

Но путь к современному многоцелевому эсминцу – единому боевому кораблю, который призван штурмовать океаны, оказался непростым, даже витиеватым.

В мае 1990 г. на верфи Hudong Shipyard в Шанхае состоялась закладка эсминца Harbin типа 052 Luhu полным водоизмещением 5700 т и 31-узловой скоростью хода. Его обводы корпуса напоминают проект 051, только заметно увеличенный. Впервые в китайской практике на корабле установили дизель-газотурбинную главную энергетическую установку (по схеме CODOG – дизель или газовая турбина). Причем в качестве ГТУ, призванной обеспечивать полный ход, использовались две американские установки LM 2500, которые успели поставить в Китай еще до введения эмбарго по поводу событий на площади Тяньаньмынь. На втором корпусе – эсминце Qingdao – их пришлось заменить парой ГТУ ДА80 украинского предприятия «Зоря – Машпроект», которые тоже зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. С дизелями все оказалось проще. К тому времени в Китае уже был налажен лицензионный выпуск двигателей немецкой фирмы MTU.

Эсминец Lanzhou типа 052С – первый «китайский Aegis».

На эсминцах типа 052 главное ударное оружие – сверхзвуковые ПКР С-803 в четырех четырехконтейнерных пусковых установках в средней части надстройки. В носу – спаренная 100-мм АУ Creusot-Loire. За ней – ПУ ЗРК HQ-7, который обеспечивает только ПВО ближнего рубежа, да и то в ограниченных масштабах. Поэтому рядом с французским Crotale побортно разместили два спаренных 37-мм автомата и еще два на вертолетном ангаре. Два трехтрубных противолодочных торпедных аппарата, две РБУ и два вертолета составили весьма внушительный арсенал противолодочной обороны. Впервые в китайской практике корабли оснастили буксируемой ГАС DUBV-43 (ESS-1) французского происхождения.

Вслед за парой эсминцев типа 052 в ВМС НОАК появился ЭМ Shenzhen типа 051В Luhai. Имея практически такой же состав вооружения, что и предыдущий дуэт, у него не только несколько большее водоизмещение (полное – 6600 т) и размерения, упорядоченный состав электронного оснащения, но и архитектура, соответствующая требованиям обеспечения малой заметности. Shenzhen первым среди китайских кораблей дошел до берегов Африки в 2000 г., а в 2004 г. посетил ряд европейских портов. Побывал он и в Перл-Харборе, участвовал в антипиратских операциях в Аденском заливе.

Во второй половине 90-х Китай заказал в России две пары эсминцев проектов 956Э и 956ЭМ. Почему? Ведь к тому времени в КНР строились эсминцы типов 052 и 051В. Очевидно, они не в полной мере удовлетворяли командование ВМС НОАК, а китайская судостроительная промышленность, лишенная западных «источников вдохновения», требовала подпитки новыми технологиями. Ведь одновременно с эсминцами, оснащенными довольно архаичной и капризной котлотурбинной энергетической установкой, они получали ракеты, артсистемы, торпеды и электронику. Справедливости ради, надо заметить, что в Китае эти корабли не разобрали по винтику, дабы изучить их устройство, а успешно в отличие от ВМФ РФ эксплуатируют и весьма умело справляются со строптивой ГЭУ.

Эсминец Kunming – головной типа 052D во время испытаний.

Российско-китайское сотрудничество продолжилось при создании еще двух типов эсминцев – 052В Luyang I и 051С Luzhou, проекты которых разрабатывались с участием Северного ПКБ. Два ЭМ типа 052В полным водоизмещением 6500 т – дальнейшее развитие кораблей проекта 052 с внедрением архитектуры малой заметности, обновленной электроники, включая РЛС «Фрегат», и ЗРК «Штиль-1». В свою очередь пара ЭМ типа 051С водоизмещением 7100 т (на сегодняшний день это самые крупные боевые корабли ВМС НОАК после авианосца Liaoning) продолжают линию проекта 051В и несут мощное зенитное оружие – 48 ЗУР российского комплекса «Форт» в шести восьмизарядных пусковых установках револьверного типа.

Однако и эти два варианта не пошли в серию. Одновременно с эсминцами типа 051С началось строительство двух кораблей типа 052С Luyang II. От проекта 052В они отличаются и электронным оснащением, и зенитным ракетным вооружением. Прежде всего надо сказать о многофункциональном радаре типа 348 С-диапазона с четырьмя выпуклыми стационарными антеннами с фазированными решетками размером 3,9 х 4,6 м, расположенными на надстройке. Он обеспечивает обнаружение целей на дистанции до 450 км. Китайские источники утверждают, что эта РЛС создана Институтом №14 в Нанкине. Может, оно и так, но работа была выполнена и при участии украинского ЦНИИ «Квант». Вероятно, свою весомую долю внесла китайская разведка, «пылесосящая» передовые научно-технические технологии по всему миру, в том числе и в США. Уж очень РЛС типа 348 смахивает на американские корабельные радары SPY-1 системы Aegis.

Вариант эсминца типа 055 по образу и подобию американского ЭМ Zumwalt.

РЛС типа 348 сопряжена с модернизированной и китаизированной системой автоматического боевого управления TAVITAC фирмы Thomson-CSF. Таким образом, получился «китайский Aegis». Правда, он уступает американскому, поскольку работает только в активном режиме и по быстродействию хуже заокеанского аналога. С помощью РЛС и БИУС функционирует зенитный ракетный комплекс HQ-9, 48 ракет которого размещаются в 8 псевдоревольверных установках. «Псевдо» – потому, что при пусках шести ЗУР, которые являются несколько уменьшенными версиями «фортовских» ракет, сам барабан не вращается. Ракеты стартуют прямо из своих ячеек, что позволяет увеличить темп стрельбы и экономить энергию.

Вариант эсминца типа 055 традиционной архитектуры.

«Китайский Aegis» с ЗРК HQ-9 впервые в практике ВМС НОАК дает возможность обеспечивать зональную ПВО. ЗУР поражают цели на дальности до 200 км. Весьма внушительным является и ударное оружие. В двух четырехконтейнерных пусковых установках – противокорабельные ракеты YJ-62 (C-602) с дальностью стрельбы до 280 км. Управление ими осуществляется с помощью российской РЛС «Минерал-МЭ», спутниковой системы навигации GPS и активной системы самонаведения на конечном участке. В носу – 100-мм универсальная артиллерийская установка. Побортно позади ходовой рубки – две 30-мм китаизированные АУ голландской системы Goalkeeper. Противолодочное вооружение – традиционное для эсминцев этого поколения: два трехтрубных торпедных аппарата, реактивные бомбометы и вертолет Ка-28.

К моменту ввода в строй в 2005 г. второго корабля типа 052С в составе ВМС НОАК значились эсминцы 8 типов и модификаций. То есть миноносный флот представлял собой «лоскутное одеяло». Командование флота никак не могло остановить выбор на каком-нибудь конкретном проекте. И все-таки оно склонилось к типу 052С. Сейчас поставлены четыре такие корабля, а два строятся. Но одновременно началось строительство улучшенной версии – типа 052D. Очевидно, именно этим эсминцам в ближайшее десятилетие предстоит стать основными боевыми кораблями океанской зоны по типу американских Arleigh Burke (подробнее о них см. журнал «Национальная оборона» №5/2012).

«Летающая акула» стартует с палубы Liaoning.

Головной корабль серии 052D – Kunming – завершает ходовые испытания, а четвертый – Chengdu – спущен на воду в ноябре этого года. Еще два строятся и два намечены к закладке. Эти ЭМ водоизмещением 7500 т внешне мало отличаются от своих предшественников. Однако это впечатление обманчивое. Во-первых, на надстройке размещается новая РЛС с ФАР. Ее антенны не выпуклые, а плоские, как на американских кораблях. Характеристики РЛС неизвестны, однако можно предположить, что дальность обнаружения и сопровождения целей увеличена. Псевдоревольверные пусковые установки заменены на две УВП модульно-ячеистого типа по типу американских ПУ Mk 41 с общим боезапасом 64 ракеты. В их числе ЗУР комплекса HQ-9, крылатые ракеты большой дальности DH-10, предназначенные для поражения береговых целей, а также ракеты классов «корабль-корабль» и «корабль-подводная лодка». Носовое 100-мм орудие заменено на новую 130-мм артиллерийскую установку H/PJ-38, которая создана на базе спаренной советской системы АК-130, что состоит на вооружении эсминцев проекта 956. (Здесь нельзя не вспомнить, что аналогичную российскую АУ АК-192 «Армат», предназначенную для размещения на фрегатах проекта 22350, никак не удается довести до ума). Зенитные средства подкреплены ЗРК FL-3000N обороны ближнего рубежа и двумя 30-мм ЗАК.

Не успели эти корабли войти в строй ВМС НОАК, как в средствах массовой информации замелькали сообщения о разработке в КНР эсминца нового поколения типа 055 с интегрированной электросистемой. Его появление ожидается после 2020 года. Судя по иллюстрациям, он будет аналогичен либо американскому эсминцу Zumwalt (о нем см. журнал «Национальная оборона» № 3/2008 и №11/2013), либо перспективному эсминцу ВМС США типа Arleigh Burke версии Flight III. В первом случае корабль будет вооружен электромагнитными рельсовыми пушками и ЗРК большой дальности HQ-26, чьи ракеты смогут перехватывать баллистические ракеты. При разработке этого комплекса китайские специалисты очень хотят «опереться» на российский ЗРК С-400. Второй вариант эсминца тоже продвинутый, но прагматичный – без излишних футуристических наворотов.

«ПРОЕКТ 48»,  ЛЕТАЮЩИЕ И ПОДВОДНЫЕ «АКУЛЫ»

В начале этого месяца источник в Центральном Военном Совете Китая поведал агентству Duowei News, что в 2014 и 2015 годах на верфях в Даляне и Шанхае по программе «Проект 48» начнется строительство двух авианосцев с обычной силовой установкой типа 001А. Главный департамент по закупкам НОАК уже заключил с государственной корпорацией China Shipbuilding Industry соответствующий контракт. Общая сумма сделки оценивается в $9 млрд. без учета стоимости вооружения и авиагруппы. Корабли будут представлять собой модернизированную и увеличенную версию авианосца Liaoning. Сообщается также, что, вероятно, новые плавающие аэродромы не будут располагать катапультами для старта самолетов, а взлет с них будет осуществляться с помощью трамплина.

Многоцелевые АПЛ типа 093 Shang нечасто выходят в море.

Авианосной программе в КНР уделяется большое внимание. Ее реализация больше смахивает на закрученный детектив. Бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» через подставную фирму в Макао был за гроши куплен у Украины под предлогом создания «плавучего развлекательного центра». Через Украину же были получены техническая документация и отдельные узлы российского палубного истребителя Су-33, на базе которого был разработан самолет J-15 Flying Shark («Летающая акула»). Китай потратил десять лет на достройку и перестройку «Варяга». Для отработки взлета и посадки самолетов на него был сооружен макет в натуральную величину корабля, а в районе Циндао в течение четырех лет была построена специальная военно-морская база с развитой инфраструктурой для обслуживания Liaoning.

Все это, как нетрудно догадаться, потребовало колоссальных капиталовложений и привлечения многих тысяч специалистов разных областей науки и техники. И работали они, не жалея сил. Достаточно сказать, что в прошлом году, когда впервые на палубу Liaoning совершали посадку две «летающие акулы», руководитель программы J-15 Луо Ян скончался прямо на борту корабля от инфаркта миокарда в возрасте 51 года.

Первый китайский авианосец, включенный в состав флота в прошлом году, уже совершает дальние морские переходы. Но, как свидетельствуют высокопоставленные чины ВМС НОАК, в состав боеготовых сил он будет включен не ранее 2017 года.

НАПЛ типа 041 Yuan оснащены воздухонезависимыми двигателями Стирлинга.

Впереди еще много работы. Только в сентябре этого года истребитель J-15 официально принят на вооружение, а в начале текущего месяца началось серийное производство «летающих акул» в цехах авиастроительной корпорации Shenyang Aircraft (до настоящего времени выпущено девять прототипов J-15 и четыре предсерийные машины). К 2015 г. количество самолетов этой модели составит порядка 35 единиц. В этом декабре совершил первый полет двухместный учебно-боевой самолет. Предстоит еще создать, испытать и облетать версии «летающих акул» в вариантах топливозаправщика и самолета радиоэлектронной борьбы.

До недавних пор в китайских и зарубежных СМИ циркулировали слухи о том, что в ближайшее время Китай заложит или даже уже приступил к строительству двух авианосцев с катапультным взлетом и обычной энергетической установкой. А затем начнет сборку двух атомных плавучих аэродромов с электромагнитными катапультами. Но до этого, судя по всему, еще далеко. Как не велики финансовые возможности Пекина, научных, промышленных и разведывательных ресурсов Поднебесной пока недостаточно для осуществления подобных проектов.

НАПЛ типа 032 Qing предназначена для отработки БРПЛ, но на ее базе могут быть созданы субмарины, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами.

Да и сами авианосцы ВМС НОАК только в мирное время смогут «кошмарить» соседей – играть роль инструментов давления на сопредельные государства. В случае же войны у них не будет никаких шансов прорваться через первую и вторую цепи островов в Тихий и Индийский океаны.

Далеко не все клеится у Китая со строительством атомных подводных лодок. КНР в этой сфере заметно отстает от США и России. Даже участие французских специалистов пока не позволяет создать достаточно надежные лодочные реакторы. Как уже отмечалось, есть проблемы с шумностью АПЛ. Это относится не только к субмаринам стратегического назначения, но и многоцелевым, в том числе к новейшим типа 093 Shang (две единицы). Их чаще можно увидеть у причалов, нежели в море. Но сейчас, по данным тайваньских источников, на секретном подземном заводе в Бохае ведется строительство трех атомных подводных лодок следующего поколения типа 095. В 2018 г. ожидается сдача головного корпуса заказчику. АПЛ будет вооружена крылатыми ракетами большой дальности для нанесения ударов по наземным целям, а также противокорабельными и противолодочными ракетами и торпедами.

Оправдают ли ожидания китайских лидеров перспективные атомоходы типов 095 и 096, покажет время. Одним «большим прыжком» в этой сфере КНР вряд ли удастся преодолеть отставание от США и России.

Ситуация с неатомными субмаринами более оптимистическая. ДЭПЛ ВМС НОАК начали осваивать практически сразу после образования Китайской Народной Республики. Сначала флот получил от Советского Союза устаревшие подлодки типов «М» и «С». Затем были поставлены и налажена лицензионная сборка современных по тем временам ДЭПЛ проекта 613. А субмарины советского проекта 633 строились в КНР очень большой серией – 84 единицы. Они получили обозначение «тип 033». Дальнейшим развитием ПЛ типа 033 стали лодки типа 035 Ming (около 20 единиц). Передавались КНР нашей страной и комплекты конструкций на две ракетные дизель-электрические подводные субмарины проекта 629 (тип 6631, затем тип 031 – по китайской классификации).

В начале 90-х годов прошлого века в Китае началось строительство ДЭПЛ собственной разработки типа 039 Song (13 единиц). Лодка получилась, но уже не в полной мере отвечала требованиям наступавшего ХХI века. Дабы сократить технологическое отставание от передовых в подводном кораблестроении держав, в России сначала были закуплены четыре ДЭПЛ проекта 877ЭКМ, а затем восемь лодок проекта 636 с ракетным комплексом Club-S, предназначенным для поражения надводных и береговых целей. На базе субмарин типа 039 и проекта 877ЭКМ/633 в КНР была создана НАПЛ типа 041 Yuan (на сегодняшний момент в строю ВМС НОАК числится 10 единиц) с ракетно-торпедным вооружением и вспомогательным воздухонезависимым двигателем Стирлинга, позволяющим находиться под водой без всплытия на поверхность в течение двух недель. То есть по внедрению анаэробных установок Китай обогнал Россию. Как секретный двигатель Стирлинга разработки шведской фирмы Kokums попал в КНР, неизвестно. Не будем строить предположений и мы.

Большой шум вызвало появление НАПЛ типа 032 Qing (ранее ошибочно эту лодку приписывали к несуществующему типу 043). Эксперты гадали, для каких целей будет использоваться самая большая (водоизмещение 6628 т) из всех построенных когда-либо в мире неатомная субмарина. В качестве носителя крылатых ракет или баллистических? Оказалось, что эта подлодка опытовая. Она предназначена для отработки БРПЛ JL-2 и должна заменить использующуюся в этом качестве устаревшую ДЭПЛ типа 031. Но, несомненно, на базе лодки Qing в случае задержек с реализацией программы ПЛАРБ нового поколения могут быть в кратчайшие сроки созданы субмарины-носители баллистических ракет, а также крылатых стратегического назначения CJ-10K с дальностью стрельбы более 1500 км и ядерной боевой частью.

И все-таки, несмотря на неоспоримые успехи в области создания НАПЛ, китайцы испытывают определенную неудовлетворенность этим видом имеющегося у них оружия. Иначе, чем объяснить их желание, принять совместное участие с Россией в проектировании новой НАПЛ на базе проекта 677Э «Лада»/«Амур». Впрочем, резон здесь просматривается. Достаточно вспомнить об основном предназначении лодок этого типа. Проект создавался прежде всего для охоты на субмарины потенциального или реального противника в акваториях, примыкающих к собственным военно-морским базам и портам, в также в районах боевого патрулирования своих ПЛАРБ. А с противолодочной обороной у ВМС НОАК далеко не все обстоит благополучно.

ПО МОРЯМ К ДАЛЬНИМ СТРАНАМ

Ну а пока Пекин предпринимает энергичные меры не только для защиты своих акваторий и берегов, но и для вторжения на чужие или, во всяком случае, спорные земли.

С момента образования КНР и отделения от нее Тайваня Пекином велась постоянная подготовка к возвращению мятежного острова в лоно отчизны. Поэтому созданию десантных кораблей уделялось значительное внимание. В основном это были небольшие, но многочисленные средства транспортировки войск и военной техники. Строились также средние и большие танкодесантные корабли. Сегодня их в составе ВМС НОАК насчитывается больше 90.

Десантный корабль-док Jinggang Shan типа 071.

Сейчас тема Тайваня постепенно затухает. Между Пекином и Тайбеем установились весьма тесные экономические связи. Многие западные высокие технологии, в том числе и военные, просачиваются в Поднебесную именно благодаря сотрудничеству «двух Китаев». По этой причине США сегодня ограничивают поставки военной техники некогда очень близкому союзнику на Дальнем Востоке устаревшими образцами оружия, а то и секонд-хендом. С другой стороны, оборонная индустрия самого Тайваня находится на достаточном высоком уровне и там есть, что почерпнуть могущественному континентальному Китаю.

Поэтому лишь иногда на словах пекинские лидеры «атакуют» Тайвань. Теперь у них появились новые объекты внимания. Речь идет о спорных островах, точнее даже скалах, едва выступающих из-под воды, в Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Геологи говорят о наличии в прилегающих к ним недрах океанского дна значительных запасов нефти и газа. Вот из-за чего закипели страсти. По поводу обладания этими недрами с Китаем и между собой спорят Япония, Южная Корея, Филиппины, Вьетнам, Малайзия и Индонезия.

Дабы продемонстрировать решимость отстаивать свои права в спорных районах, Китай приступил к строительству мощных десантных кораблей проецирования силы. Первым стало трио десантных кораблей-доков (ДКД) типа 071. По своим характеристикам они близки американским ДКД типа San Antonio. Головной из них – Kunlun Shan – вступил в строй в ноябре 2007 г., а последний в серии – Changbai Shan – в сентябре 2012 года. Полное водоизмещение китайских ДКД – около 28000 т, длина – 210 м, ширина – 28 м. Главная энергетическая установка – дизельная. Она позволяет развивать максимальную 22-узловую скорость хода. Дальность плавания на 17 узлах – 6000 миль, то есть добраться они могут очень далеко. Корабли перевозят от 500 до 800 человек десанта и 15-20 единиц бронетехники. Высадка живой силы и имущества на необорудованный берег производится четырьмя десантными катерами на воздушной подушке по типу американских LCAC, двумя водоизмещающими десантными катерами и четырьмя вертолетами Z-8 (китайскими аналогами французских вертолетов Super Frelon), для размещения которых имеется ангар и взлетно-посадочная площадка, простирающаяся почти от миделя до среза кормы. Для самообороны на ДКД имеются 76-мм универсальная установка АК-176, четыре автомата АК-630 и пулеметы. Экипаж относительно небольшой – 120 человек.

Предполагаемый вид десантно-вертолетного корабля-дока типа 081.

А осенью этого года в Китае началось строительство головного десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД) типа 081. Его полное водоизмещение – более 30000 т, длина – 246 м, ширина – 40,85 м, максимальная скорость хода – 24 узла. Дальность плавания на 17 узлах – 9500 миль. Верхняя палуба длиной 240 м предназначена для взлета и посадки 8 транспортно-десантных вертолетов Z-8, 12 штурмовых WZ-10 и 4-6 противолодочных и поисково-спасательных Ка-28. На переходах большая часть винтокрылых машин разместится в обширном подпалубном ангаре. В доковой камере – десантные катера на воздушной подушке. Они предназначены для доставки на берег четырех основных боевых танков типа 99, 12 легкобронированных машин, 6 гаубиц и 68 автомобилей. Планируется построить шесть таких ДВКД.

Из ДВКД типа 081, ДКД типа 071, эсминцев и фрегатов можно будет формировать ударно-экспедиционные группы, способные захватывать плацдармы на весьма удаленных от Китая территориях. А для выполнения аналогичных задач в ближней зоне в КНР налаживается массовый выпуск десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) типа «Бизон» – контрафактной версии российских «зубров» проекта 12322, которую за спиной Москвы Киев продал Пекину. Первый ДКВП был поставлен феодосийским заводом «Море» в Поднебесную весной этого года, второй строится на этом предприятии, третий, собранный уже в Китае, будет спущен на воду до конца этого года, а четвертый корпус там же достраивается.

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Вообще корабли в Китае строят быстро, логистические цепочки и технологии тщательно продуманы. Все это значительно удешевляет стоимость продукции. Для сравнения: постройка одного ДКД типа 071 обошлась примерно в $300 млн., а сборка одного «Мистраля» для ВМФ РФ, близкого по своим возможностям китайскому кораблю, тянет на 600 млн. евро. Разница очевидна.

Военное кораблестроение в КНР опирается на мощную судостроительную индустрию, которая с 2009 г. удерживает первое место в мире по сдаваемому заказчикам тоннажу. Бурный рост отрасли произошел на рубеже ХХI века, когда была разрушена государственная монополия в этой сфере народного хозяйства и созданы две конкурирующие госкорпорации China State Shipbuilding и China Shipbuilding Industry. Они объединяют сотни верфей, несколько десятков проектных и научно-исследовательских организаций. Благодаря введению льготного кредитования отрасли появилось и множество частных заводов. Сейчас в Китае действуют около 3000 судостроительных предприятий. В результате с 2000 г. объемы производства выросли почти в 17 раз!

Десантный корабль типа «Зубр» китайской постройки.

Конечно, мировой экономический кризис не лучшим образом отразился на китайском судостроении. Число заказов упало, а избыточность мощностей привела к закрытию ряда небольших верфей. Но все равно эта отрасль Поднебесной продолжает удерживать мировую пальму первенства. Строительство судов в КНР примерно на 10% обходится дешевле, чем на верфях главного конкурента – Южной Кореи.

В условиях кризиса у китайских предприятий обострился интерес к выполнению военных заказов. Как мы убедились, строят все: от авианесущих кораблей до катеров на воздушной подушке. Темпы военно-морского строительства в КНР впечатляют и восхищают. Но, безусловно, есть и слабые звенья. Некоторые мы уже называли, например, заметную отсталость атомного подводного кораблестроения и явную недостаточность противолодочных сил. К этому перечню следует добавить неразвитость минно-тральных средств, хотя и они представлены многочисленными образцами. Очевидно, у китайских конструкторов просто нет достойных образцов для подражания. Между тем в силу географического положения КНР минными постановками можно парализовать не только жизненно важные для страны морские перевозки, но и деятельность ВМС НОАК. 

Для китайского кораблестроения и связанных с ним других оборонных отраслей свойственна вторичность. Тот или иной корабль, ракетный комплекс или двигатель, как правило, имеет зарубежный прототип. Иногда приобретаются лицензии, чаще происходит прямое копирование, а то и кража технологий. Это снижает затраты, позволяет быстрее осваивать новые виды вооружений в производстве. Но никогда таким путем нельзя добиться очевидного превосходства или хотя бы равенства с сильным противником. Достаточно обратиться к опыту Советского Союза. Да, в первые послевоенные годы приходилось многое копировать, особенно в области электроники, связи, двигателе- и ракетостроения, освоения ядерной энергии. Но довольно быстро в СССР стали появляться образцы, которые заставили на Западе пересмотреть многие постулаты ведения войны на море. Так, противокорабельные ракеты и их носители поставили крест на больших надводных кораблях кроме авианосцев, да и то которые США использовали лишь в локальных конфликтах. Можно привести и другие примеры. В Китае ничего похожего пока нет.

КАК ТАМ ОСТРОВ КРЫМ?

Пока Россия и Европейский Союз перетягивают украинский канат, Китай, похоже, прикупил Крым. Во время недавнего визита Виктора Януковича в Пекин было достигнуто соглашение с китайской корпорацией China National Technical Import & Export Corporation о строительстве глубоководного торгового порта на озере Донузлав «в рамках превращения Крыма в экономический и транспортный узел морского Шелкового пути». А с инвестиционной компанией Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co. Ltd. подписан меморандум о реконструкции рыбного порта в Севастополе и создании зоны экономического развития высокотехнологичной индустрии. Капиталовложения на первом этапе составят $3 млрд. На втором обещаны ресурсы в размере $7 млрд. Их потратят на строительство аэропорта, новой верфи, нефтеперерабатывающего завода, развитие современных сельхозугодий по выращиванию пшеницы и сои, а также развития курортной зоны. Предусматриваются и другие крупные инвестиции.

Киев пытается таким образом заткнуть свои экономические дыры. Но возникает вопрос: какой резон Симферополю кормить дядю в Киеве? Так, глядишь, исполнится мечта Василия Аксенова о независимом «Острове Крым». А сама бывшая автономия превратится в процветающий форпост Поднебесной в Европе. Это, конечно, не понравится Турции, которая претендует на роль региональной сверхдержавы. Тогда для подкрепления своих экономических позиций КНР разместит в Севастопольской бухте корабли ВМС НОАК. Часть их можно будет строить на новом местном судостроительном заводе, а также на реконструированных старых в Керчи и Феодосии.

Корабли ВМС НОАК в дальнем походе.  Слева направо: эсминец типа 052В, корабль комплексного снабжения, эсминец типа 052С.

Пока все это кажется фантазией. Но в обозримой перспективе она может стать реальностью. Сейчас же ситуация накаляется на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, где идет «холодная война» за острова. Пекин подлил масла в огонь, объявив 23 ноября этого года о введении «опознавательной зоны ПВО» для пролета самолетов над акваторией Восточно-Китайского моря, в которую попадают и спорные острова. Все воздушные суда, оказавшиеся в этой зоне, должны заблаговременно оповещать КНР о маршруте полета, своих позывных и т.д. США, Япония и Южная Корея категорически отказались выполнять это требование, а Сеул в ответ даже ввел свою зону ПВО, затрагивающую воздушное пространство, которое в Пекине считают своим.

Участились инциденты, которые могут перерасти в серьезные конфликты. 5 декабря в Южно-Китайском море, которое Пекин вопреки международному морскому праву хочет превратить в свое внутреннее «озеро», корабль ВМС НОАК пытался остановить американский ракетный крейсер Cowpens, который вел наблюдение за авианосцем Liaoning. Только благодаря своевременному и удачному маневрированию Cowpens избежал столкновения с китайским кораблем. Скорее всего, это не последний инцидент такого рода.

P.S. Знаменательное событие произошло в этом году на Тихоокеанском флоте ВМФ РФ. Он пополнился противодиверсионным катером проекта 21980 «Грачонок» водоизмещением 138 т – первым боевым кораблем нового проекта, вошедшим в состав объединения за всю постсоветскую эпоху, то есть за 22 года.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS