Покоряя глубины
90 лет отечественной гидронавтике

Гидростат Евгения Даниленко готовится к погружению. 1923 г.

В России и за рубежом достаточно хорошо известна история отечественной космонавтики. В Москве и ряде других городов действуют музеи космонавтики, которые привлекают тысячи посетителей. А вот российская гидронавтика – по-прежнему остается terra incognita. Между тем нам есть чем гордиться. Нигде в мире не создано такого количества технических средств освоения глубин океана! В нашей стране было построено около 200 подводных аппаратов по 47 проектам.

Дмитрий ГАГОНИН

В этом году отмечается 90-летие отечественной гидронавтики.

В 1923 г. по проекту инженера-механика Евгения Григорьевича Даниленко был построен первый отечественный обитаемый подводный аппарат-гидростат. В то время в мире существовал только один подобный аппарат – американского инженера Ганса Гартмана. Следовательно, Россия по праву является одним из пионеров в систематическом освоении подводного мира. Гидростат Даниленко совершил первое погружение 2 сентября 1923 г. В состав экипажа входили сам конструктор и Д.А. Карпович. Они стали первыми русскими гидронавтами. А 9 сентября 1923 г. был установлен первый отечественный рекорд глубины погружения – 123 м. Гидростат Даниленко успешно применялся для различных подводно-технических работ и подводных исследований. Используя полученный опыт Даниленко, в 1926 г. был построен более легкий и простой в обслуживании подводный аппарат-гидростат инженера Анатолия Захаровича Каплановского.

Гидростат «Север-1».

После знаменитого погружения Уильяма Биба и Отиса Бартона в батисфере на глубину 923 м в России был разработан проект аналогичного собственного аппарата для научных исследований – «Батисфера ВНИРО». Аппарат был практически готов: изготовлен прочный корпус и другое оборудование, но завершению проекта помешала Великая Отечественная война. Батисферу пришлось отправить на разборку.

Следующим отечественным подводным аппаратом стал второй, значительно усовершенствованный, аппарат А.З. Каплановского – гидростат ГКС-В, построенный в 1944 г. для Аварийно-спасательной службы (АСС) ВМФ. В 1953 г. аппарат был переоборудован для научных исследований и передан Полярному институту рыбного хозяйства и океанографии. ГКС-В стал первым отечественным подводным аппаратом, при помощи которого начали проводиться систематические научные исследования. Он успешно прослужил науке до 1965 г.

В 30-х годах минувшего века для Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) за рубежом закупили специфический вид снаряжения для погружений под воду – нормобарический скафандр. С одной стороны, он считается водолазным снаряжением, а с другой – по методике использования – нормобарический скафандр скорее является наблюдательной камерой-гидростатом.

После войны создание подводных аппаратов началось широким фронтом по самым разным направлениям и для различных ведомств. Был спроектирован и построен современный по тому времени гидростат ГГ-57 «Север-1» и переоборудована для подводных исследований боевая подводная лодка С-148 проекта 613, получившая название «Северянка». В 1960 г. «Север-1» ввели в регулярную эксплуатацию. В том же году на нем был установлен отечественный рекорд глубины погружения – 609 м. Гидростат «Север-1» успешно эксплуатировался до 1978 г. и совершил более 600 погружений.

В связи с «холодной войной» и, как следствие, масштабным строительством подводных лодок встала задача обеспечения спасения подводников во всем спектре глубин. Изучив полученный по ленд-лизу в конце Второй мировой войны американский спасательный колокол конструкции Аллана Маккена, отечественные конструкторы и судостроители создали целое семейство подобных технических средств, по своей сути являвшихся привязными подводными аппаратами типа гидростат. Первый отечественный спасательный колокол СК-57 был построен в 1956 г. В последующие годы были созданы усовершенствованные варианты: СК-59 и СК-527. Наиболее совершенный вариант таких аппаратов – СК-64 «Скафандр» – обеспечивал спасение подводников с глубин до 500 м. СК-64 по сей день состоит на вооружении Аварийно-спасательной службы ВМФ.

Обитаемый подводный аппарат «Селигер».

Недостатком спасательного колокола является его зависимость от судна-носителя и погодных условий. Поэтому в СССР было принято революционное решение о создании подводного спасательного комплекса в составе автономного спасательного подводного аппарата и подводной лодки-носителя, чтобы обеспечить независимость спасательных работ от погодных условий. В 1961 г. для спасения экипажей аварийных подводных лодок по проекту ЦКБ «Лазурит» на заводе «Красное Сормово» был построен первый в мире автономный спасательный подводный аппарат УПС (управляемый подводный снаряд – по классификации ВМФ), который мог принять на борт трех спасенных подводников. Он же стал и первым отечественным автономным подводным аппаратом. В 1962 г. впервые в мировой практике была решена задача подводной расстыковки спасательного аппарата УПС с подводной лодкой-носителем проекта 666, стыковки с условно аварийной подводной лодкой с последующим переходом людей в аппарат и возвращению на носитель.

Автономный спасательный аппарат проекта 1837.

По заказу АСС ВМФ для наблюдения за ходом подводно-технических работ, визуального поиска затонувших объектов, фото- и киносъемки, наведения водолазного колокола к месту работ и других операций был создан последний отечественный тип классического гидростата – наблюдательная камера НК-300 с глубиной погружения 300 м. Гидростаты строились крупной серией – порядка 20 единиц – и размещались на спасательных судах ВМФ. Известно, что один из гидростатов этого проекта под именем «Ярнышная» использовался для научных исследований по программам Мурманского морского биологического института.

Для обеспечения стыковки спасательного колокола к комингс-площадкой аварийной подводной лодки и для оказания помощи при аварийно-спасательных работах в 1964 г. была создана ограниченно маневренная рабочая камера РК-680 с манипуляторным и подруливающими устройствами.

Автономный спасательный подводный аппарат УПС.

В середине 1960-х годов в составе Министерства обороны СССР было создано уникальное подразделение для изучения и освоения глубин Мирового океана в оборонных целях. Для этого подразделения (ныне – Главное управление глубоководных исследований МО РФ) создали уникальный, не имеющий аналогов в мире глубоководный комплекс «Архипелаг» в составе переоборудованной подводной лодки-носителя проекта 611 и привязного буксируемого глубоководного аппарата, способного самостоятельно маневрировать в пределах слабины кабель-троса на глубине порядка 3000 м при помощи собственных двигателей. По результатам испытаний комплекса «Архипелаг» был разработан усовершенствованный глубоководный комплекс «Селигер». К сожалению, в силу закрытости данного направления глубоководных исследований точных данных о датах установления рекордов глубины при эксплуатации этих глубоководных комплексов узнать не удалось.

В 1970 г. по заказу Министерства рыбного хозяйства на «Адмиралтейских верфях» по аванпроекту Института «Гипрорыбфлот» и с последующим рабочим проектом СПМБМ «Малахит» был построен первый полноценный отечественный автономный глубоководный аппарат для научных исследований «Север-2». 28 марта 1971 г. впервые в СССР им была покорена глубина в 2020 м. Впоследствии был построен однотипный глубоководный аппарат «Север-2 бис». При помощи этих аппаратов регулярные научные исследования во всех акваториях Мирового океана на глубинах до 2000 м стали для наших ученых обычной практикой.

Глубоководный обитаемый аппарат «Поиск-2».

По результатам опытной эксплуатации опытного спасательного комплекса на базе подводного аппарата УПС и подводной лодки-носителя проекта 666 был разработан автономный спасательный аппарат проекта 1837 (спасательный подводный снаряд (СПС) – по классификации ВМФ). Он уже мог принять на борт 16-20 спасенных подводников и был значительно удобнее и эффективнее в эксплуатации. В 1971 г. аппарат проекта 1837 приняли на вооружение и началось его серийное строительство. Затем был создан еще более совершенный аппарат проекта 1837К, который вошел в состав уникального подводного спасательного комплекса на базе двух спасательных подводных аппаратов проекта 1837К и подводной лодки носителя проекта 940 «Ленок». Практически одновременно с СПС в 1971 г. на вооружение АСС ВМФ был принят автономный подводный аппарат проекта 1839 (автономный рабочий снаряд (АРС) – по классификации ВМФ), предназначенный для оказания помощи при спасении личного состава затонувших ПЛ и для выполнения самых разных подводно-технических работ. Аппарат проекта 1839 получился очень удачным и на долгие годы стал «рабочей лошадкой» Военно-морского флота. Впоследствии был создан значительно усовершенствованный аппарат проекта 18392. Два аппарата семейства 1839-18392 – АС-10 «Дельфин» и «Браво» – активно применялись для научных исследований в интересах АН СССР и ЦНИИ им. академика Крылова.

Глубоководный обитаемый аппарат «Поиск-6».

В 70-е годы прошлого века крупным заказчиком подводных аппаратов стало Министерство рыбного хозяйства. В 1972 г. по его заказу был построен буксируемый подводный аппарат «Тетис» с глубиной погружения до 330 м. В последующие годы построена довольно крупная серия таких аппаратов, в том числе еще более совершенных типа «Тетис-Н». В 1973 г. в строй вошел подводный аппарат «Тинро-2» с глубиной погружения 400 м, а через полтора года его «близнец» – «Тинро-2 бис». Оба аппарата очень успешно и интенсивно использовались и совершили много сотен погружений практически во всех районах Мирового океана. В 1976 и 1983 гг. «эскадру» таких аппаратов пополнили уникальные подводные лаборатории «Бентос-300» и «Бентос-2» для длительных биологических наблюдений с возможностью выхода в воду легководолазов-исследователей. Они спроектированы институтом «Гипрорыбфлот» Минрыбхоза до стадии аванпроектов (ТЗ), а затем переданы для рабочего проектирования конструкторским бюро по глубоководной тематике ЦКБ «Лазурит» и СПМБМ «Малахит». Их постройка осуществлялась «Адмиралтейскими верфями». Однако из-за большой загруженности данных предприятий важными оборонными заказами Минрыбхоз в 1970 г. организовал собственное Опытно-конструкторское бюро специальных технических средств (ОКБ СТС). С 1976 по 1989 годы ОКБ СТС создало линейку удачных компактных многофункциональных подводных аппаратов «ОСА-3-600», «Омар», «Лангуст», «Риф», «Морж», «АПХ», «Океанолог», «Катран».

«Адмиралтейскими верфями» по проекту «Малахита» в 1973-1989 годах для ВМФ построена серия из четырех глубоководных аппаратов типа «Поиск-2» с глубиной погружения 2000 м и широким набором оборудования для научных исследований и подводно-технических работ. Там же в 1983 г. построен первый отечественный батискаф – глубоководный аппарат «Поиск-6» с бензиновым заполнителем объемов плавучести. 19 августа 1985 г. «Поиск-6» покорил глубину в 6015 м, что явилось очередной победой отечественной науки и техники, историческим этапом для отечественной гидронавтики. Следует отметить, что в мире всего было построено четыре глубоководных аппарата типа «батискаф». Это известные французские аппараты «ФНРС-3» и «Архимед», швейцарско-американский «Триест», покоривший в 1960 г. Марианскую впадину, и наш «Поиск-6».

Автономный спасательный аппарат проекта 1855 «Приз».

Как одна из ведущих организаций страны по исследованию и изучению Мирового океана не остался в стороне от подводных исследований и Институт океанологии АН СССР. Институт силами Опытно-конструкторского бюро океанологической техники (ОКБ ОТ) спроектировал и в 1976 г. построил очень удачный подводный аппарат «Аргус». В Канаде в 1975 г. институтом были закуплены два глубоководных аппарата типа «Пайсис» с глубиной погружения 2000 м. С их использованием было проведено много научных экспедиций и сделано огромное количество научных открытий. В 1985 г. в Финляндии были заказаны два глубоководных аппарата типа «Мир» с глубиной погружения 6000 м. В декабре 1987 г. аппарат «Мир-1» под командованием профессора А.М. Сагалевича установил очередной рекорд отечественной гидронавтики, покорив глубину в 6170 м.

В 1985 г. институт своими силами построил первый отечественный подводный аппарат «Осмотр», обеспечивающий выход водолазов на глубине до 200 м и их работу методом «длительного пребывания». В 1980-х годах ОКБ ОТ получило заказ на разработку для ИО АН СССР двух глубоководных аппаратов типа «Рифт» с глубиной погружения 4000 м. Постройка аппаратов, находившихся в достаточно высокой степени готовности, была заморожена в начале 1990-х годов из-за отсутствия финансирования. Их прочные корпуса из титанового сплава и прочее оборудование в настоящее время находятся на хранении в ОКБ ОТ РАН. При наличии заказчика эти аппараты могут обрести новую жизнь и вписать достойные страницы в историю отечественной гидронавтики.

Атомная глубоководная станция проекта 1910 «Кашалот».

В 1980-е годы ЦКБ «Лазурит» и завод «Красное Сормово» продолжали создавать новую спасательную технику. В 1986-1989 годах в состав АСС ВМФ вошли спасательные аппараты нового поколения проекта 1855 «Приз». Они имеют корпуса из титанового сплава и обеспечивают спасение экипажей аварийных подводных лодок с глубин до 1000 м. В 2000-е годы эти аппараты прошли ремонт и модернизацию и в настоящее время находятся в составе АСС ВМФ.

Еще в середине 1960-х годов на правительственном уровне было принято решение о создании принципиально нового вида подводной техники – глубоководных технических средств с большой автономностью и расширенными возможностями. Силами конструкторов «Малахита», кораблестроителей «Адмиралтейских верфей» и предприятий-смежников эта сложнейшая научно-техническая и организационная задача была успешно решена. В конце 1980-х годов в состав МО СССР вошли уникальные, не имеющие мировых аналогов (за исключением ныне уже выведенного из состава ВМС США более простого аппарата NR-1) атомные глубоководные станции (АГС). Всего с 1986 по 1995 годы было построено три станции проекта 1910 и три проекта 1851. Данные глубоководные технические средства являются уникальным достижением отечественной конструкторской мысли и судостроительной промышленности. В настоящее время вся эта техника состоит на вооружении ГУГИ МО РФ и вызывает искреннюю гордость.

В 1994 г. был построен спасательный подводный аппарат нового поколения проекта 18270 «Бестер» разработки ЦКБ «Лазурит». В 2000 г. в состав ВМФ России вошел первый полноценный отечественный «шеститысячник» – глубоководный аппарат проекта 16810 «Русь». 14 мая 2011 г. его усовершенствованный собрат «Консул» проекта 16811 установил очередной рекорд глубины для российской техники – 6270 м.

В 2003 г. Севмаш спустил на воду уникальное глубоководное техническое средство нового поколения – АГС проекта 10831.

ГОА «Консул» проекта 16811 спускается на воду с борта спасательного буксирного судна «Звездочка». Этому аппарату принадлежит российский рекорд погружения на глубину 6270 м.

В 2005 г. силами СПМБМ «Малахит», «Балтийского завода» и ЦНИИ им. академика Крылова для зарубежного заказчика создан современный глубоководный аппарат с глубиной погружения 7000 м. 27 июня 2012 г. он успешно покорил глубину в 7026 м.

В этом году на «Адмиралтейских верфях» спущен на воду спасательный подводный аппарат нового поколения проекта 18271 «Бестер-1» разработки ЦКБ «Лазурит». Ожидается, что в 2014 г. он войдет в состав АСС ВМФ РФ.

В настоящее время Россия располагает самым большим в мире флотом глубоководных аппаратов с глубиной погружения 6000 м: «Русь», «Консул», «Мир-1» и «Мир-2». Также в строю пять глубоководных спасательных аппаратов и целый флот уникальных атомных глубоководных станций. Для сравнения: сейчас по одному аппарату, способному погрузиться на глубину 6000-7000 м, имеют только США, Франция, Япония и Китай. Ни у кого в мире, кроме нас, нет научно-исследовательского судна с двумя «шеститысячниками» на борту.

Спасательный подводный аппарат нового поколения проекта 18271 «Бестер-1».

Ни одна страна мира не осуществляла столь масштабных программ создания глубоководной техники и глубоководных исследований, как наша. По количеству и качеству построенных аппаратов Россия лидирует с абсолютным отрывом от других стран. Подготовлено самое большое в мире количество высокопрофессиональных гидронавтов. Проведено огромное количество уникальных экспедиций. Сделано множество научных открытий. Проведены уникальные, не имеющие аналогов подводные операции. Создана выдающаяся школа проектирования, строительства и эксплуатации глубоководной техники всех типов и школа подготовки гидронавтов. За создание и эксплуатацию глубоководной техники 35 граждан нашей страны удостоены звания Героя Советского Союза и России.

Российская техника освоения Мирового океана – наше национальное достояние. В XXI веке, который называют веком Мирового океана, приоритеты России в области создания подводной техники необходимо развивать. И хочется надеяться, что к 100-летию отечественной гидронавтики в Санкт-Петербурге, наконец, появится музей, посвященный российским создателям глубоководной техники и покорителям глубин.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS