В июле 2013 г. в Санкт-Петербурге завершил работу 6-й Международный военно-морской салон МВМС-2013. Выставка, освещающая новинки и основные направления развития кораблестроения, проводится раз в два года и обеспечивает комплексный показ возможностей российских и зарубежных предприятий по проектированию и производству морской техники, механизмов, узлов, вооружений, материалов и комплектующих. |
ЗАО «НПФ «ЦКБА» традиционно, со дня своего основания в 1945 г., является разработчиком арматуры для паропроизводящих установок корабельных ядерных энергетических установок. Постоянно меняющиеся требования и подходы к проектированию ЯЭУ в части совершенствования их параметров меняют требования к арматуре, входящей в их состав.
В результате изучения опыта эксплуатации арматуры на АПЛ предыдущих поколений в кооперации с ОАО «СПМБМ «Малахит» и ОАО «ОКБМ Африкантов» ЦКБА разработано новое поколение арматуры для систем ЯЭУ строящихся, модернизируемых и перспективных кораблей. При этом существенно переработаны основные узлы арматуры, что обеспечило ремонтопригодность арматуры в условиях заказа, улучшило показатели надежности.
ЦКБА совместно с ООО «Центр Диагностики, экспертизы и сертификации», БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова» и МК «Сплав» успешно проводит исследовательские работы по созданию многослойных сильфонов нового поколения, конструкция которых позволит полностью снять ограничения по количеству опрессовок пробным давлением и значительно повысит надежность арматуры.
Перспективным направлением совершенствования корабельных систем является широкое применение в их составе шаровой арматуры. ЦКБА разработаны надежные конструкции шаровых кранов для различных систем и проводимых сред.
Образцы арматуры нового поколения для кораблей ВМФ. |
В последнее время при проектировании кораблей наметилась тенденция к переводу управления корабельной арматурой на электрические приводы. По заданию ОАО «ЦМКБ «Алмаз» ЦКБА в кооперации с предприятиями аэрокосмической отрасли: ЗАО «АэроЭлектроПривод», ОАО «Прибор» и ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» - разработаны компактные конструкции электроприводов для шаровой арматуры. Электроприводы, имеющие высокую степень защиты – IP68, позволяют легко и без значительных затрат адаптировать электрическую схему привода под любой род и значение питающего тока и напряжения по желанию заказчика. Шаровые краны с электроприводами разработки ЦКБА поставляются на многие проекты боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ.
На основе разработанных конструкций электроприводов ЦКБА завершает разработку интеллектуальных приводов арматуры, которые легко интегрируются в состав систем управления техническими средствами кораблей и обеспечивают ряд расширенных функций по сравнению с обычными приводами: управление по сетевому протоколу, обеспечение гибкой настройки параметров привода в условиях корабля, выполнение самотестирования и выдача аварийных и предупредительных сигналов, интеллектуальная защита привода и многие другие функции. Гибкая настройка параметров интеллектуального привода в условиях корабля значительно снижает трудоемкость пуско-наладочных работ в процессе постройки и проведения испытаний кораблей, а использование таких приводов в комплексе с КСУ ТС позволяет улучшить показатели живучести корабельных систем, сделать эксплуатацию технических средств более надежной и удобной.
Наиболее перспективным направлением развития ЦКБА является сотрудничество с компаниями, разрабатывающими и поставляющими арматуру для кораблей ВМС ведущих мировых держав. Французский партнер ЦКБА – компания Vanatome – изначально была квалифицирована правительством Франции как организация, способная провести необходимые исследования и разработки в области арматуростроения для ВМС Франции. Vanatome поставляет надежную и качественную арматуру собственной разработки на подводные лодки проектов Le Triomphant, Rubis, Agosta, атомные авианосцы класса Charles de Gaulle, перспективную АПЛ Barracuda.
Перспективная арматура, планируемая к внедрению на корабли ВМФ. |
В декабре 2010 г. на итоговом заседании российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества, в присутствии премьер-министров России и Франции, генеральными директорами ЦКБА и Vanatome был подписан учредительный договор о создании совместного российско-французского предприятия – ЗАО «Ванатом СПб».
Идея создания совместного предприятия заключается в привлечении инновационной составляющей французских технологий на российский рынок, применении на кораблях ВМФ России наиболее совершенных, имеющих положительный опыт эксплуатации на боевых кораблях образцов шаровой арматуры. К наиболее интересным и перспективным разработкам компании Vanatome можно отнести: шаровые краны для высокотемпературных сред с уплотнением «металл по металлу»; быстродействующие запорно-отсечные шаровые краны (БЗОК), используемые в системах защиты парогенераторов ЯЭУ; шаровые краны с быстросменными модулями; краны для работы в условиях грязных сред; шаровые кингстоны.
В ближайшее время ЦКБА и Ванатом СПб проведут испытания образцов перспективной арматуры с участием представителей НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ, представителей бюро-проектантов.
Производство современной, надежной, проверенной опытом эксплуатации шаровой арматуры, изготовленной с использованием французских технологий, позволит в кратчайшие сроки устранить техническое и технологическое отставание в области судового арматуростроения, оснастить корабли арматурой, отвечающей современным требованиям заказчиков и проектантов.
ЗАО «НПФ «ЦКБА»
Россия, 195027, Санкт-Петербург,
просп. Шаумяна, 4/1, лит. А, а/я 33
Тел: +7 (812) 611-1000
Факс: +7 (812) 458-7222
Вячеслав Александрович ГОРЕЛОВ – заместитель генерального директора – главный конструктор ЗАО «НПФ «ЦКБА»
Олег Николаевич БОЛДЫРЕВ – заместитель генерального директора по военно-морской технике, ЗАО «Ванатом СПб»