|
Фрегат Teg – головной постройки ПСЗ «Янтарь». |
Образованный в 1945 г. Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» сегодня – одно из крупных предприятий кораблестроения в Северо-Западном регионе России. После распада СССР калининградская верфь вместе со многими индустриальными предприятиями пережила нелегкие годы. Участие завода в различных коммерческих заказах, к сожалению, не привело к ожидаемой стабильности в силу высокой стоимости основных фондов и своего технологического предназначения строить и ремонтировать военные корабли. |
Несмотря на то что к началу 2005 г. завод располагал четырьмя оборонными заказами, он не мог работать в полную силу из-за скудного их финансирования. В результате предприятие оказалось на грани банкротства. Вмешательство президента РФ, который в июле 2005 г. поручил правительству и ряду ведомств урегулировать сложившуюся ситуацию с целью недопущения потери «Янтаря» для российского судостроения, выправило положение. Правительство предложило предоставить предприятию пятилетний срок для решения финансово-экономических проблем, и с этим условием арбитражный суд Калининграда вынес постановление о заключении мирового соглашения с кредиторами.
К концу 2005 г. «Янтарь» имел экспортный потенциал и представлял его на выставках в Париже, Ганновере, Сингапуре, Малайзии. Его предложения вызвали интерес со стороны потенциальных заказчиков. Совместно с «Рособоронэкспортом» завод принимал участие в тендерах на строительство боевых кораблей для ряда зарубежных партнеров. Попытки реализации экспортных программ военного кораблестроения, как известно, не приносят мгновенных результатов. На протяжении нескольких лет завод участвовал в совместной постройке специальных кораблей и гражданских судов с судостроительными фирмами Германии, Голландии и Норвегии. Это позволило сохранить технические и технологические возможности завода, а также квалифицированный персонал, способный обеспечить строительство кораблей должного качества.
Пуск ракеты BRAHMOS фрегатом Tarkash. |
В конце концов настойчивость руководства ПСЗ «Янтарь» и поддержка российского правительства привели к положительным результатам. Завод получил заказ на строительство кораблей для ВМС Индии. Наличие на достройке кораблей для ВМФ России, уменьшение численности персонала, серьезные изменения в комплектующем оборудовании, предложенные индийскими специалистами, вызывали сомнения в определенных кругах российской судостроительной промышленности. Много спорили о том, достаточно ли у «Янтаря» организационных и технологических возможностей для выполнения индийского заказа. Тем не менее решение было принято в пользу калининградского завода, и в июне 2006 г. контракт был подписан.
Важность этого заказа для ПСЗ «Янтарь» обусловлена тем, что индийская сторона с пониманием подошла к проблемам организации постройки и с самого начала активно включилась в разработку основополагающих документов – совмещенных графиков проектирования, материально-технического снабжения, строительства, испытаний и поставки запасных частей.
Сотрудничество с Индией позволило в определенной степени обновить завод, особенно в плане компьютеризации и совершенствования программного обеспечения проектирования корабля. Время и новые технологии поставили завод перед необходимостью наладить довольно развитую компьютерную сеть. Это позволило на должном уровне взаимодействовать с проектантом и контрагентами. Важным положительным фактором стало то обстоятельство, что вопреки скептическим оценкам «Янтарь» не растерял высококвалифицированных специалистов и под полученный заказ смог вернуть значительное количество профессионалов, уволившихся в лихие 90-е годы.
Нужно отметить, ВМС Индии весьма тщательно контролировали ход строительства. На предприятие была направлена постоянно действующая группа наблюдения покупателя, состоящая из специалистов, которые уже имели опыт эксплуатации российской военно-морской техники. С членами этой группы еженедельно шли консультации специалистов завода, что позволило оперативно решать задачи всех этапов строительства.
Более сложные вопросы решались на обзорных совещаниях, которые проходили раз в полгода с участием индийских специалистов, а также на заседаниях межправительственной группы по судостроению. Такой тщательный контроль обеспечил, в конечном счете, решение большинства возникавших проблем своевременно и с достойным результатом.
Серьезной проверкой профессионализма заводчан стала работа с поставленным индийской стороной комплектующим оборудованием. Благодаря своевременной подготовке, обеспечению этих работ и взаимодействию со специалистами заказчика удалось с высоким качеством смонтировать все поставленное оборудование.
Конструктивное взаимодействие с ОАО «Рособоронэкспорт», проектантом кораблей – Северным ПКБ, большим количеством других российских и зарубежных предприятий позволили Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» внести свой вклад в военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с другими государствами.
|
В итоге ВМС Индии получили от ПСЗ «Янтарь» современные фрегаты проекта 11356 с ракетным комплексом BRAHMOS. Teg («Сабля») был передан заказчику в апреле 2012 г, Tarkash («Колчан») – в ноябре прошлого года. Третий корабль – Trikand («Лук») – успешно завершил все испытания и буквально за несколько дней до открытия VI Международного военно-морского салона – 29 июня передан индийским морякам.
О чем необходимо сказать, оглядываясь на начальный этап сотрудничества с индийским заказчиком:
– завод «Янтарь» подтвердил как на внутреннем, так и на внешнем рынках способность качественно строить сложные проекты кораблей, оборудованных новейшей техникой;
– значительно вырос количественный состав и квалификационный уровень сотрудников предприятия, прежде всего судостроительных специальностей, причем набор специалистов продолжается;
– Министерство обороны РФ, увидев успехи в выполнении контракта, заказало заводу серию фрегатов для отечественного ВМФ, строительство которых идет в настоящее время;
– учитывая старение оборудования предприятия и растущие объемы производства, необходимость освоения новых проектов, завод начал осуществлять масштабную программу обновления основных фондов, которая рассчитана как на собственные средства завода, так и на федеральные средства;
– за годы выполнения серийного заказа Республики Индия ПСЗ «Янтарь» накопил богатый и актуальный опыт, что позволяет калининградскому предприятию и в дальнейшем участвовать в программах строительства кораблей для ВМС зарубежных государств.