Для эффективного спасения с глубин
Как идет работа по созданию нового облика поисково-спасательной службы ВМФ современного уровня

Производственный корпус «Тетис Про» с учебно-тренировочным комплексом.

Трагическая гибель «Курска» продемонстрировала не только специалистам ВМФ, но и принимающим государственные решения лицам всю драматичность сложившегося к 2000 г. положения со спасением экипажей, терпящих бедствие на подводных лодках. Именно с этого момента началась системная работа по созданию нового облика поисково-спасательной службы ВМФ современного уровня.

Юрий ГОРЕВ

К этому времени в мировой практике, в значительной степени благодаря огромным «нефтяным» деньгам, сформировалась вполне сложившаяся структура технических средств выполнения подводных работ. Построенная на последних достижениях науки и техники, она обеспечивала возможность работы на глубинах до 1000 и более метров и доказала практически свою технологическую и экономическую эффективность.

Основой системы выполнения глубоководных работ является так называемая триада: водолазные (гипербарические) средства с рабочей глубиной до 500 м, обитаемые подводные аппараты (нормобарические средства) с рабочей глубиной до 1000 м и подводные робототехнические средства, способные работать на глубинах 2000-3000 м. К сожалению, к 2000 г. практически весь парк технических средств ВМФ устарел и не соответствовал современному  уровню.

Водолаз, облаченный в снаряжение СВУ-5.

В качестве первого шага по выводу поисково-спасательной службы (ПСС) ВМФ на уровень, отвечающий требованиям времени, было принято решение об укомплектовании ПСС основных флотов современным водолазным снаряжением, а также нормобарическими и робототехническими средствами. Поскольку отечественная промышленность в короткие сроки ничего подобного Военно-морскому флоту поставить не могла, было признано целесообразным  закупить оборудование за рубежом.

К формированию программы технического перевооружения водолазных служб ВМФ и к последующей реализации этой программы были привлечены ведущие компании-импортеры водолазного и подводно-технического оборудования. Активное участие в этом приняли предприятия Группы Компаний «Тетис».

Выигравшая конкурс на поставку для ПСС ВМФ подводного оборудования компания «Тетис Про» поставила его на объекты ВМФ, организовала обучение специалистов-эксплуатационников ВМФ в зарубежных учебных центрах и на собственной базе. Сотрудники предприятия неоднократно выезжали на флоты и оказывали специалистам ВМФ помощь в решении практических задач. Была также введена система авторского надзора.

Затем необходимо было решить две задачи: не только поставить новую технику, но и организовать ее эксплуатацию, включая сервис и подготовку персонала для работы на этой технике. В дальнейшем в соответствии с коммерческой политикой компания повела работу по двум основным направлениям:

– оснащению подразделений поисково-спасательной службы ВМФ современным оборудованием;

– максимальному привлечению отечественной промышленности с целью импортозамещения.

Передвижная водолазная станция на автомобильном ходу ПРС-В ВМФ РФ.

На первом этапе на корабли ВМФ были поставлены импортное комплектное водолазное снаряжение для работы на глубинах до 60 м (включая средства обеспечения спусков, подводное телевизионное оборудование, средства связи с водолазом, водолазный механизированный инструмент) и подводные робототехнические средства – осмотровые и рабочие необитаемые подводные аппараты «Тайгер» и «Веном».

Барокамера в ПРС-В.

За минувшее с начала поставок подводного оборудования время были освоены задачи, решаемые в структуре Военно-морского флота, и технология их выполнения. Это позволило предприятиям Группы Компаний «Тетис» начать собственные разработки новой техники с целью перехода от импорта к производству ее на отечественной базе, в начале по «отверточной» технологии, а затем во все возрастающих объемах и номенклатуре – на собственной базе с привлечением российских предприятий. В настоящее время ряд поставлявшихся ранее по импорту позиций переведен на серийный выпуск собственными силами. В их числе и новые разработки, которые отвечают высоким требованиям мирового уровня.

Так, импортировавшееся в начале 2000-х гг. снаряжение «Кирби-Морган» в последние годы заменено принятым на вооружение отечественным снаряжением СВУ-5, разработанным и серийно выпускаемым ОАО «КАМПО». В водолазные службы также поступают разработанные предприятиями ГК «Тетис» и принятые на вооружение отечественные серийные световые приборы СП-5, СП-9, СП-11, ручные фонари «Сарган», комбинированные средства освещения рабочего места – «люстры», двухпостовые и однопостовые водолазные телефонные станции, ручные и шлемовые телевизионные комплексы, магнитные фиксаторы с держащей силой до 400 кг и ряд других изделий.

В 2007 г. разработана, прошла государственные испытания, принята на вооружение и серийно поставляется передвижная водолазная станция на автомобильном ходу ПРС-В. В настоящее время идут государственные испытания осмотрового необитаемого аппарата «Марлин», предназначенного для замены поставляемых в ПСС необитаемых зарубежных аппаратов «Фалкон».

В сборочном цехе одного из предприятий ГК «Тетис».

И это лишь немногие примеры импортозамещающих разработок, а всего они за последние годы занимают несколько десятков позиций.

Вторая проблема – кадровая. Какой бы ни была совершенной техника, если ее используют не обученные соответствующим образом люди, эта техника бесполезна. К сожалению, в настоящее время, по мнению экспертов и аналитиков, проблема подготовки кадров испытывает кризис. Еще более сложная ситуация – с подготовкой операторов подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, операторов гидроакустической поисковой аппаратуры, инженеров-технологов по подводным работам.

Испытания осмотрового необитаемого аппарата «Марлин».

Для решения этих проблем Группа Компаний «Тетис» в своем производственном корпусе построила учебно-тренировочный комплекс, состоящий из учебного класса и тренировочной башни диаметром 5 м и глубиной 9 м, в котором проводится обучение работе на новой технике как водолазов, так и операторов подводных робототехнических комплексов. Кроме того освоены и включены в комплекты поставляемого робототехнического оборудования специальные тренажеры, позволяющие вести на базе заказчика, в том числе и на судах-спасателях, первичную подготовку операторов, а также поддерживать уровень их навыков при отработке операций, максимально приближенных к реальным условиям.

Руководством ОАО «Тетис Про» принято решение об участи и в конкурсе на поставку для ВМФ специализированного учебно-тренировочного комплекса «Акванавт», на базе которого будет вес-тись комплексная подготовка специалистов по подводным работам.

Специалисты Группы Компаний «Тетис» гордятся тем, что их участие в техническом перевооружении подводных и водолазных служб Военно-морского флота высоко оценены заказчиком, что подтверждается все возрастающим год от года объемом и сложностью заказываемой техники. Вся поставляемая техника проходит государственные испытания, включает в себя комплекс услуг по обучению и обслуживанию и призвана обеспечивать выполнение работ подразделениями ВМФ в самых тяжелых погодных условиях.

Водолазное судно «Стольный град Ярославль», оснащенное техническими средствами ГК «Тетис».

Группа Компаний «Тетис»

Тел.: +7 (495) 786-9855

tetis@tetis.ru

www.tetis-group.ru

Юрий Николаевич ГОРЕВ – коммерческий директор – заместитель генерального директора Группы Компаний «Тетис»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS