|
Рейдовый тральщик нового поколения ЦМКБ «Алмаз». |
Их назначение – борьба с минной опасностью в зоне внутренних рейдов, гаваней и прибрежных фарватеров – в самых неудобных и труднодоступных с точки зрения мореплавания местах, где не могут полноценно работать ни более крупные базовые тральщики, ни вертолеты. |
Вследствие особенностей военно-географического положения нашей страны рейдовые тральщики всегда имелись в составе ВМФ. В послевоенные годы это были катерные тральщики проектов 361, 376 и 151. С 1967 г. в строй начали вступать корабли проекта 1258 с корпусом из стеклопластика, широко строившиеся на экспорт, а с 1989 г. – рейдовые тральщики проекта 10750.
В 1990-е гг. планировалась модернизация кораблей проекта 10750 за счет установки интегрированной системы ПМО (искатель-уничтожитель типа «Кетмень», более совершенная ГАС миноискания, автоматизированная система управления противоминными действиями) и современного движительно-рулевого комплекса.
Рейдовый тральщик Sparo типа Styrso ВМС Швеции. |
За рубежом рейдовые тральщики не получили значительного развития, поскольку считалось, что их задачи могли решаться вертолетами. Их концепция утвердилась в ВМС США в конце 1960-х гг. Впервые вертолеты для обнаружения мин ВМС США применили в ходе войны в Корее, а в качестве тральщиков – в 1953 г.
Вертолеты обладают большей маневренностью, могут вести траление на большой скорости, меньше подвержены опасности подрыва на минах, при необходимости их можно быстро доставить в удаленные районы на военно-транспортных самолетах. Более того – траление мин вертолетами в Южно-Китайском море у берегов Вьетнама и в Суэцком канале оказалось более экономичным, чем кораблями. В 1973 г. на вооружение ВМС США начали поступать специализированные вертолеты RH-53D, способные использовать перспективные контактные и неконтактные тралы.
Однако вертолетный способ траления мин имеет недостатки: зависимость от метеорологических условий и степени освещенности, необходимость более надежного навигационного обеспечения, недостаточная энерговооруженность вертолетов, не позволяющая тралить мины, выставленные на больших глубинах.
Вертолет RH-53D Dragon ВМС США буксирует трал Mk-105. |
Тем не менее под «очарованием» опыта главного вероятного противника в «холодной войне» внимание нашего ВМФ к совершенствованию композитных кораблей ПМО базовой и рейдовой зон оказалось сниженным и возобновилось, лишь когда на Западе начали строить суперсовременные корабли по проекту итальянской фирмы Intermarinе.
Задача создания полноценного корабля ПМО, по инерции именуемого у нас «тральщиком-искателем мин», с габаритными ограничениями по осадке и в минимальном водоизмещении – весьма сложная.
Несмотря на прогресс электроники и совершенствование средств борьбы с минами, создать эффективный малый корабль ПМО рейдовой зоны, обладающий всеми свойствами современного тральщика-искателя мин, долго не удавалось. В середине 1990-х гг. американская компания Swiftships Inc. по заказу ВМС Египта построила три 35-м стеклопластиковых тральщика (Dhat Al Sawari, Navarine и Al Burullus), которые планировалось оснастить АСУ ПМД разработки Paramax Systems Corporation. Американцы почти уложились в 200 т водоизмещения.
В это же время в состав ВМС Швеции вошли четыре композитных корабля типа Styrso (MCMV36), вооруженные ГАС миноискания SeaBat 8100 фирмы Reson, буксируемым гидролокатором бокового обзора и подводными аппаратами Uven. Эти корабли водоизмещением 205 т имеют АСУ ПМД. Их особенность – широкое (от главных двигателей Saab Scania DSI14 до программного обеспечения АСУ ПДМ, созданного датской компанией Eiva) применение гражданских технологий (COTS) в целях снижения стоимости создания и эксплуатации.
«Бюджетный» корабль ПМО Korcula ВМС Хорватии. |
В России, которая считается родиной минного оружия, в течение продолжительного времени созданию новых кораблей ПМО не уделялось должного внимания. Не стали исключением и рейдовые тральщики. Однако отсутствие внимания и финансирования главного заказчика отнюдь не означает, что в нашей стране невозможно создание современного высокоэффективного корабля ПМО ближней зоны.
В инициативном порядке ЦМКБ «Алмаз» разработало проект такого корабля полным водоизмещением около 150 т с габаритной осадкой 1,8 м. Отработанный испытаниями в опытовом бассейне корпус имеет обводы, обеспечивающие небольшому кораблю высокую мореходность, что подтверждено многолетней эксплуатацией кораблей типа «Сапфир». Его мореходность по применению оружия – 3 балла, по безопасности плавания – 5 баллов. В состав его основного вооружения входит ГАС миноискания Reson SeaBat Combo, автономные подводные аппараты Alister и K-Ster, либо контактный и акустический тралы. Средства поиска, классификации и определения координат и уничтожения мин и система динамического позиционирования объединены в АСУ ПМД «Диез-Э».
Корабль оборудован гидравлическим краном-манипулятором. Предусмотрена возможность установки контейнера с водолазным оборудованием на восемь боевых пловцов.
Варианты энергетической установки: дизели Caterpillar мощностью 320 л.с. или Volvo-Penta D9-300, дизель-генераторы Volvo-Penta или Caterpillar мощностью 50 или 100 кВт.
В качестве возможных конкурентов российского корабля могут рассматриваться шведские MCMV36 (200 т) и хорватский 25-м «бюджетный» корабль ПМО с габаритной осадкой около 3 м водоизмещением 173 т. Предлагаемый состав вооружения последнего: гидролокатор бокового обзора Klein 2000, Reson SeaBat 6012, подводные аппараты Super Sea Rover фирмы Benthos (возможно дополнительное размещение ECA PAP 105).