Штурм глубины продолжается!
Обитаемые ГПА – штучный товар. И количество их по сей день исчисляется единицами

Атомная глубоководная станция проекта 1910 «Кашалот».

Сам факт появления статьи Дона Уолша на страницах авторитетного американского военно-морского журнала Proceedings свидетельствует об интересе американских специалистов к теме российских глубоководных технологий, хотя налицо попытка приписать их успехи исключительно заимствованиям на Западе. Да, ГПА типа Pisces, предназначенные для нужд Академии Наук СССР, закупались в Канаде. Но там же их приобретали и американские ведомства. Да, аппараты «Мир» строились в Финляндии, но по проекту, разработанному ЦКБ «Лазурит» и АН СССР. Правда и то, что советские верфи, способные построить такие ГПА, были завалены военными заказами. Но все это отнюдь не умоляет достижения отечественных конструкторов, ученых и судостроителей.

Александр МОЗГОВОЙ

Автор Proceedings утверждает, что первые «русские «самодельные» подводные аппараты имели упрощенную конструкцию и применялись не очень успешно». Это тоже нормально, поскольку все технологии развиваются от простого к сложному, и на первоначальных этапах случаются и неудачи. Важен конечный результат. Хотя в словах Дона Уолша присутствует явная натяжка. Конструкторские бюро «Малахит», «Лазурит», «Рубин» и Опытно-конструкторское бюро океанологической техники Академии Наук выполнили целый ряд уникальных разработок, которые нашли воплощение в металле и успешно эксплуатировались. Назовем лишь некоторые из них. В 1970-1976 гг. Ново-Адмиралтейский завод по документации ЛПМБ «Рубин» и ЦПБ «Волна» построил два автономных глубоководных аппарата проекта 1825 «Север-2бис» и «Север-2» (главный конструктор – Юрий Сапожков), которые успешно эксплуатировались Минрыбхозом РФ и Академией Наук. За 15 лет нахождения в строю до капитального ремонта «Север-2» совершил 410 погружений. После распада СССР аппарат в рабочем состоянии отошел АН Украины.

Первый отечественный шеститысячник – АС-7 проекта 1906 «Поиск-6».

В 1975-1989 гг. на ЛАО по проекту 1832 «Поиск-2» (главный конструктор – Юрий Сапожков) была построена серия ГПА-двухтысячников из четырех единиц для научно-исследовательских и подводно-технических работ в интересах гидрографической и поисково-спасательной служб ВМФ. Они долго служили ВМФ. А первым отечественным шеститысячником стал опытный аппарат АС-7 проекта 1906 «Поиск-6» (главный конструктор – Юрий Сапожков). 20 августа 1985 г. он произвел успешное погружение на 6015 м, достигнув дна Курило-Камчатской впадины.

ЦПБ «Волна» (ныне в составе СПМБМ «Малахит») спроектировало, а ЛАО в 1979 г. построило большую подводную лодку-лабораторию БС-555 проекта 1840 (главный конструктор – Евгений Корсуков) с глубоководным водолазным комплексом, предназначенным для работы водолазов на глубинах до 300 м. Благодаря ему, впервые в мировой практике, на этой глубине была достигнута рекордная непрерывная продолжительность работы водолазов – 2 часа 40 минут. В барокамере БС-555 под давлением 30 атмосфер водолазы могли пробыть до 18 суток.

То есть говорить о каком-либо отставании отечественной глубоководной техники до начала 1990-х гг. просто неуместно. Затем, нельзя не признать, наступило торможение. Но оно коснулось всего реального сектора экономики страны.

АС-8 – головной ГПА проекта 1832 «Поиск-2».

Утверждение Дона Уолша, что «в Советском Союзе никогда не имелось больше трех или четырех полностью дееспособных обитаемых глубоководных подводных аппаратов», вызывает недоумение. А что их было больше в США или в какой-нибудь другой стране мира? Обитаемые ГПА – штучный товар. И количество их по сей день исчисляется единицами.

Нельзя принять упрек и в том, что, дескать, СССР использовал ГПА не только в научных, но и в военных целях, в то время как страны Запада не милитаризировали глубоководные подводные технологии. А американские ГПА Alvin, Turtle и Sea Gulf? Что с ними делать? Ведь они работали на Пентагон верой и правдой. Или упомянутая Уолшем экспериментальная глубоководная атомная подводная лодка ВМС США NR-1? Она выполняла не только научные исследования, но очень часто привлекалась к миссиям разведывательно-диверсионного характера.

Подводная лодка-лаборатория БС-555.

При подводном водоизмещении 372 т эта субмарина могла погружаться на глубину 950 м. Но ее характеристики не идут ни в какое сравнение с советским атомоходами аналогичного назначения. Построенные на ЛАО три АГС (атомные глубоководные станции 1-го ранга – по отечественной классификации) проекта 1910 «Кашалот» разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Евгений Корсуков) имеют подводное водоизмещение около 2000 т и погружаются на глубину более 1000 м. К тому же ряду принадлежат три малахитовские АГС проектов 1851 и 18511 (главный конструктор – Герой России Сергей Бавилин). Они меньше «кашалотов» и ныряют значительно глубже NR-1.

ГПА АС-37 «Русь» проекта 16810.

На выставке военных подводных технологий UDT 1998 г. в Лондоне мне довелось познакомиться с одним американским военно-морским экспертом. Как раз тогда появилась информация о том, что США отказываются от дальнейшего финансирования созданной ими во второй половине 60-х – первой половине 70-х гг. прошлого века глобальной системы подводного гидроакустического наблюдения SOSUS, в которую Соединенные Штаты вложили колоссальные по тем временам средства – $16 млрд. (более $100 млрд. – в текущих ценах). Я спросил собеседника, не вызвано ли это решение тем, что российские подводные лодки перестали выходить в Мировой океан? «Сегодня их нет, а завтра они могут появиться, – философски заметил он. – На самом деле, имеются две более веские причины отказа от SOSUS. Первая – высокая стоимость ее эксплуатации. Из-за того, что сонары и связывающие их с берегом кабели находятся на морском дне, они постоянно подвергаются воздействию агрессивной среды и агрессивных обстоятельств. Это и сама морская вода, и зацепы тралами рыбаков и т.д. А вторая веская причина – ваши глубоководные подводные лодки класса Uniform и класса X-Ray, способные в любой момент порубить кабели SOSUS в лапшу». К классу Uniform в НАТО относят АГС проекта 1910, а к классу X-Ray – проектов 1851 и 18511. Несомненно, эти атомные глубоководные станции способны вводить и ложную информацию в SOSUS.

Еще более совершенной является малахитовская, построенная Севмашем, атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка» (генеральный конструктор – Юрий Коновалов), пополнившая Российский флот уже в XXI веке. Эта субмарина, которую неофициально именуют «Лошариком» из-за конструкции ее прочного корпуса, состоящей из нескольких титановых сфер, во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре прошлого года 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м (!). Эти рекордные погружения почему-то оказались вне поля зрения Дона Уолша.

Так представляют АГС АС-12 проекта 10831 «Калитка» за рубежом.

Хотя он и отметил появление в составе ВМФ РФ двух обитаемых ГПА-шеститысячников второго поколения: АС-37 «Русь» проекта 16810 (главный конструктор – Валерий Марков) и АС-39 «Консул» проекта 16811 (главный конструктор – Евгений Разумихин). АС-39 14 мая 2011 г. погружением в Атлантике на глубину 6270 м успешно завершил государственные испытания, а в ноябре того же года был принят Военно-морским флотом. Россия продолжает штурм глубины!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS