Супер-беспилотник с позывными «Водка с грейпфрутом»
С авианосца George H.W. Bush впервые поднялся в небо прототип боевого БЛА

Было 11.18 североамериканского восточного времени (19.18 – по Москве), когда 14 мая этого года паровая катапульта атомного авианосца ВМС США George H.W. Bush (CVN 77), находившегося у побережья штата Вирджиния, разогнала и отправила в полет самолет с позывными «Salty Dog 502».

Александр ФЕДОРОВ

Дословный перевод означает «Соленый пес 502». Но к собакам это словосочетание отношения не имеет. Salty Dog американцы называют коктейль из водки с грейпфрутовым соком. У людей, находившихся на палубе авианосца, действительно, был повод что отметить. Ведь они присутствовали при историческом событии – наблюдали первый старт с борта корабля прототипа, или как это принято называть в США, демонстратора беспилотного боевого летательного аппарата (Unmanned Combat Air System - Demonstrator) X-47B UCAS-D разработки корпорации Northrop Grumman (подробнее о создании этого БЛА см. журнал «Национальная оборона» №02/2011). И недаром все специалисты военно-морской авиации сравнивают этот старт с первым взлетом самолета Hudson Flier («Птица Гудзона») Юджина Эли с борта крейсера Birmingham 14 ноября 1910 г. на Хэмптонском рейде (см. журнал «Национальная оборона» №12/2010). Пионер морской авиации, несомненно, пришел бы в восторг, будь он в числе тех, кто находился на палубе авианосца George H.W. Bush.

Да, на борту этого самолета, имеющего размах крыла 18,92 м, длину – 11,63 м и высоту – 3,1 м, не было летчиков. На позывной «Salty Dog 502» откликался не человек, а автомат. Не случайно создатели этой уникальной машины в обиходе называют ее просто «Роботом».

Юджин Эли, несомненно, был бы в восторге, будь он свидетелем взлета X-47B.

Мы намеренно употребляем слово «самолет», когда говорим об этой машине. Беспилотники давно научились взлетать с кораблей и даже с катеров. Размеры X-47B и его возможности существенно отличаются от всех других БЛА. Его взлетный вес достигает 20215 кг, а полезная нагрузка составляет 2000 кг. Турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F100-220 с тягой 8074 кг позволяет развивать скорость порядка 550 км/ч. Это для реактивной авиации немного. Но в безэкипажном боевом самолете воплощены самые передовые авиационные технологии малой заметности. Прототипом ему послужил нортроповский стратегический стелс-бомбардировщик B-2 Spirit, выполненный по схеме «летающее крыло». Дальность полета X-47B – более 3890 км, а потолок – 12190 м. По расчетам он должен находиться в воздухе 11-14 часов, а с дозаправками, в том числе и от таких же БЛА, – от 50 до 100 часов, то есть несколько суток. При режиме многоразовых дозаправок такие супер-беспилотники смогут вести постоянный контроль над территорией, находящейся на удалении от авианосца на расстоянии более 6000 км. Другими словами, боевой самолет на базе X-47B, взлетевший с палубы плавающего аэродрома где-нибудь в Аравийском море, способен действовать в воздушном пространстве почти всей Азии, Африки и в небе над Москвой.

X-47B стали готовить в ангаре к полету еще до восхода солнца.

Элеватор поднимает беспилотник на полетную палубу.

Паровая катапульта «выстреливает» БЛА.

Главные задачи, которые призван решать супер-беспилотник, – ведение воздушной разведки в особо опасных районах, где велика угроза потери от воздействия средств ПВО летчиков пилотируемых самолетов, для подавления радиоэлектронных средств противника и нанесения ударов по нему с помощью высокоточных боеприпасов JDAM (Joint Direct Attack Munition – «соединенный управляемый ударный боеприпас»), которые представляют собой авиабомбы GBU-38 или GBU-31 с крыльями и хвостовым оперением, а также системой наведения. В перспективе предусматривается оснащать самолеты, созданные на базе X-47B, СВЧ-оружием. Мощные источники сверхвысокочастотного электромагнитного излучения будут выводить из строя электросети противника, то есть парализовывать его, словно ударом электрошокера. Это экзотическое оружие невозможно использовать с обычных пилотируемых летательных аппаратов, поскольку оно грозит гибелью членам самих их экипажей. А у беспилотника такой проблемы нет.

Как сообщает газета Los Angeles Times, БЛА, созданные на базе Х-47В, станут полностью автономными. То есть они будут управляться не операторами, а заложенной в них программой со способностью вносить в нее коррективы без чьего-либо вмешательства. Это подтвердил один из руководителей создания Х-47В в корпорации Northrop Grumman Карл Джонсон, заявивший, что «БЛА будет летать по собственной математической программе и решать, что делать дальше». По сути дела, речь идет о построении нечто вроде «Небесной сети» (SkyNet) из фантастического голливудского «ужастика» «Терминатор: Спасение». Только не в кино, а на яву обуздать такую дьявольскую «сеть» будет очень трудно.

X-47B в небе.

Во время рулежки на палубе авианосца Harry S. Truman с помощью системы дистанционного управления CDU.

Посадка с помощью аэрофинишера на авиабазе Патаксент-Ривер.

Разумеется, сегодня демонстратор не несет никакого оружия и в нем еще не заложены программы разрушения. Это – опытный образец. Точнее их два. Оба они базируются на авиабазу ВМС США Патаксент-Ривер в штате Мэриленд. Первый полет X-47B, который продолжался 29 минут, состоялся 4 февраля 2011 г. на авиабазе ВВС США Эдвардс в Калифорнии. Затем испытания продолжились уже на Атлантическом побережье США. Всего пара X-47B выполнила около 50 полетов.

В конце прошлого года испытания заметно интенсифицировались и перешли в новую фазу. 26 ноября один из супер-беспилотников оказался на борту атомного авианосца Harry S. Truman (CVN 75). Почти три недели X-47B «катался» по палубе авианосца – учился совершать на ней разнообразные маневры с помощью переносной системы дистанционного управления CDU (Control Display Unit), предназначенной для подготовки БЛА ко взлету и для его перемещения по палубе после посадки. С ее помощью обеспечивается контроль за двигателем и рулевыми механизмами БЛА.

На земле дело тоже спорилось. 29 ноября второй X-47B успешно взлетел с помощью паровой авианосной катапульты, смонтированной на авиабазе Патаксент-Ривер.

Беспилотник заходит на посадку.

X-47B «примеривается» к палубе авианосца George H.W. Bush…

…и вот он бежит по ней.

Нынешний май ознаменовался цепью событий, свидетельствующих о форсировании испытаний супер-беспилотника. 4 мая на аэродроме Патаксент-Ривер X-47B совершил первую посадку с использованием аэрофинишера по типу тех, что установлены на американских авианосцах. «Успешно выполненная посадка БЛА-демонстратора выводит программу UCAS-D на конечный этап вхождения в новую эру истории военно-морской авиации», – подчеркнул кэптен Джейм Энгдахл, руководитель программы от ВМС США. И он знал, что говорил. Через десять дней X-47B стартовал с палубы George H.W. Bush.

Поднявшись в небо, X-47B развернулся и совершил несколько пролетов над палубой авианосца. Затем пересек Чесапикский залив и успешно приземлился на авиабазе Патаксент-Ривер. Машина находилась в воздухе 65 минут. За это время проверялась способность X-47B маневрировать в контролируемом воздушном пространстве и взаимодействовать с бортовыми системами авианосца. Была осуществлена также передача управления БЛА от оператора на борту George H.W. Bush диспетчеру на аэродроме Патаксент-Ривер. Все эти задачи были выполнены без сучка и задоринки. «Сегодня мы стали свидетелями небольшого, но весьма яркого штриха в картину будущего нашего флота, – заявил после окончания полета БЛА командующий авиацией ВМС США вице-адмирал Дэвид Басс, который охотно откликается и тогда, когда его именуют «Босс». – Мы начали процесс внедрения беспилотных систем в самую сложную из существующих сегодня боевых инфраструктур в мире – полетную палубу атомного авианосца».

Это внедрение не замедлило продолжиться. Уже 17 мая X-47B, совершая очередной полет, снизился, прокатился по палубе авианосца George H.W. Bush и снова взмыл в небо. Этот успешный маневр, по сути дела, ознаменовал этап отработки посадки БЛА на корабль. По словам Джейма Энгдахла, была продемонстрирована возможность посадки на палубу в нужной точке. «Это результат отличного действия прецизионных курсовых навигационных технологий, которые являются ключевыми для безопасности перспективных беспилотных систем, действующих с наших авианосцев».

Впереди у супер-беспилотника еще много трудных испытаний. При полетах 14 и 17 мая авианосец George H.W. Bush фактически находился на стопе, то есть без хода. Теперь взлет и имитацию посадки придется повторить на ходу корабля. Потом потребуется осуществить настоящую посадку с использованием аэрофинишеров. Затем все эти операции придется отработать при плохих погодных условиях, в том числе штормовых. Но завершить весь цикл планируется до конца текущего года.

В следующем году после окончания испытаний X-47B авиаторы ВМС США собираются сформулировать окончательный перечень требований к перспективному боевому беспилотному самолету. Дело в том, что Northrop Grumman отнюдь не единственная американская компания, занимающаяся разработкой подобных БЛА для флота. Еще в марте 2010 г. ВМС США объявили тендер на создание таких беспилотников. В нем помимо Northrop Grumman участвуют корпорации Boeing, Lockheed Martin и General Atomics. Если Lockheed Martin до сих пор не представила свою разработку, то General Atomics выставила на конкурс проект БЛА Sea Avenger («Морской мститель»), который конструируется на базе армейского турбореактивного беспилотника Predator C Avenger. Но он пока еще не летает, а американскому флоту боевые супер-беспилотники нужны со сроком «вчера». Боинговский Phantom Ray («Скат-фантом») ориентируется больше на требования ВВС, а не ВМС. Поэтому наибольшие шансы победить имеет все-таки машина Northrop Grumman, которая изначально создавалась для использования с авианосцев. У нее складывающееся крыло, усиленные шасси, гак для зацепа аэрофинишера и автоматическая система управления посадкой. Но время покажет. Во всяком случае предусматривается, что в 2018 г. на вооружение палубной авиации начнут поступать серийные образцы боевых БЛА.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS