Чудо «Морского сборника»
Старейшему российскому журналу исполнилось 165 лет

Во время подготовки очередного номера журнала (слева направо): заместитель главного редактора Сергей Лукашов, обозреватель Иван Русанов, главный редактор Виктор Остапенко, главный художник Юрий Пахомов.

Старейший российский журнал «Морской сборник» был образован в марте 1848 г. высочайшим указом императора Николая I. Автором идеи его создания стал выдающийся российский мореплаватель, один из первооткрывателей Новой Земли, адмирал Ф.П. Литке. Именно он убедил императора в том, что морякам необходимо собственное периодическое издание, на страницах которого они могли бы читать все последние новости, касающиеся развития и состояния мировых флотов и российского флота, научно-практические статьи, повышая тем самым свои профессиональные знания, а также обмениваться мнениями по флотским вопросам.

Виктор ОСТАПЕНКО

Первый номер издания увидел свет 27 (15) марта 1848 г. Журнал сразу полюбили на флоте. С большой любовью относился к «Морскому сборнику» и его «крестный отец» – император Николай I. Он отменил всякую цензуру этого издания, заявив: «Да будут господа офицеры русского флота сами себе цензорами!» До 1917 г. «Морской сборник» оставался единственным печатным изданием России, официально не подлежавшим никакой цензуре! Впрочем, моряки пользовались этой царской привилегией весьма разумно.

Традиционно «Морской сборник» никогда не занимался политикой, уделяя внимание лишь вопросам, непосредственно связанным с Военно-морским флотом, немало внимания уделялось вопросам развития страны, литературы и искусства. Тираж составлял несколько тысяч, что было рекордом для того времени. Печататься в «Морском Сборнике» считали честью выдающиеся мыслители страны, государственные деятели и литераторы. О его значении для нравственного воспитания россиян много писали в ту пору А. Герцен и Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин и Т. Шевченко, И. Тургенев и Н. Добролюбов, К. Ушинский. Среди подписчиков «Морского сборника» мы находим имена канцлера А. Горчакова, генерала М. Драгомирова, академика И. Сеченова, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других лучших представителей нашего Отечества. Николай Чернышевский, даже будучи в ссылке, выписывал этот журнал и называл его «одним из самых замечательных явлений нашей литературы».

Главный художник «Морского сборника» Юрий Пахомов (слева) и обозреватель Владимир Шигин (справа) с Героем России полковником Виктором Дубовым на палубе авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Среди редакторов журнала были знаменитые кругосветные мореплаватели – братья Иван и Николай Зеленые, воспитанник адмирала П. Нахимова Р. Скаловский, герой Синопа и первой обороны Севастополя В. Мельницкий, известный мореплаватель В. Куприянов, соратник адмирала А. Колчака герой Русско-японской войны порт-артурец К. Житков, боевые офицеры Первой мировой В. Егорьев и С. Лукашевич, известные флотоводцы Великой Отечественной адмиралы В. Алафузов, Ю. Пантелеев, И. Елисеев, Герой Советского Союза легендарный подводник, командир гвардейской подводной лодки С-56 вице-адмирал Г. Щедрин, известные подводники послевоенного атомного и ракетного флота контр-адмиралы В. Дыгало, А. Пушкин и Г. Агафонов. За плечами у каждого из них тысячи подводных миль, командование соединениями и объединениями подводных лодок.

Корреспонденты «Морского сборника» участвовали во всех без исключения морских войнах, которые вела Россия начиная с Крымской кампании 1853-1856 гг., – Синопском сражение и на бастионах Севастополя, в Порт-Артуре и при Цусиме, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Удивительно, но за все это время ни один из корреспондентов журнала не погиб. Трагедия произошла на, казалось бы, самой сухопутной войне – во время боевых действий в Чечне в декабре 1999 г. Тогда в командировку в части морской пехоты выехал редактор отдела боевой подготовки капитан 1-го  ранга Александр Лоскутов. Это была уже вторая командировка офицера на Северный Кавказ. Спустя два дня он погиб. Воинский и офицерский подвиг Александра Лоскутова – еще одна героическая страница истории журнала.

Удивительная особенность «Морского сборника» – побудительное начало к творчеству морских офицеров. Чего стоят, к примеру, дневники кругосветного плавания на крейсере «Владимир Мономах» его командира и будущего известного адмирала Ф. Дубасова. Их без натяжки можно назвать шедевром беллетристики. Даже обычные рапорта командиров о плаваниях в те годы, регулярно публиковавшиеся в журнале, и сегодня поражают своей высокой художественностью. Создается впечатление, что в них офицеры даже соревновались в изысканности литературного слога и образности описания увиденного.

Значителен вклад журнала и в отечественную культуру и науку. В журнале публиковали научные работы всемирно известные ученые Э. Ленц, Л. Давыдов, А. Александров, великий хирург Н. Пирогов, выдающиеся кораблестроители С. Джевецкий и И. Бубнов, академик А. Крылов и создатель атомоходов И. Спасский, химики Д. Менделеев и И. Чельцов, изобретатель радио А. Попов, выдающие гидрографы и океанографы Ю. Шокальский и Ф. Врангель, историки В. Головачев и Е. Аренс. Считали за честь сотрудничать с журналом физик Б. Якоби и полярник О. Шмидт. Именно в «Морском сборнике» получили путевку в жизнь знаменитый роман И. Гончарова «Фрегат «Паллада» и не менее известный в свое время роман Д. Григоровича «Корабль «Ретвизан».

Ветеран журнала, участник Великой Отечественной войны Василий Алдакушкин.

«Морской сборник» – яркая страница отечественной художественной маринистики. Уже в первом номере журнала была помещена статья «Русские моряки и поэты». И, наверное, не было в России сколько-нибудь известного писателя-мариниста, чье творчество обошел бы вниманием журнал. Б. Лавренев и Л. Соболев, А. Новиков-Прибой и В. Конецкий, С. Колбасьев и В. Пикуль, Ю. Пахомов и В. Шигин – вот лишь некоторые из имен, впервые зазвучавшие именно на страницах «Морского сборника».

В годы расцвета советского Военно-морского флота (60-80-е гг. ХХ в.) редакция одновременно выпускала два варианта журнала – обычный и секретный по закрытым вопросам тактики и вооружения ВМФ. И это тоже характеризует «Морской сборник» как журнал, который не только читают, но и журнал, по которому учатся воевать и побеждать!

Собственный корреспондент «Морского сборника» по Каспийской флотилии Татьяна Жаднова работает с автором.

Отдельная тема – история выпуска «Морского сборника». Документально известно, что, когда в разоренном войной и революцией Петрограде не было средств на издание журнала, В.И. Ленин собственноручно написал распоряжение о выделении «Морскому сборнику» 18 тыс. рублей золотом, сумму по тем временам огромную. Когда после окончания Гражданской войны большая часть морских офицеров оказалась в эмиграции, то там, где оказывались хотя бы несколько моряков, сразу же начинался выпуск «Морского сборника». Журналы выходили в Праге и Париже, Сан-Франциско и Шанхае. Наиболее известны номера бизертского «Морского сборника», который печатали прямо на стоящей в Бизертской бухте подводной лодке «Тюлень». Недаром в то время в эмиграции ходила шутка, что если где-нибудь собрались вместе хотя бы три моряка, то один из них тут же начинает составлять «Морской сборник».

Собственный корреспондент «Морского сборника» по Черноморскому флоту Сергей Петрович на задании.

В годы Великой Отечественной войны «Морской сборник» готовился в осажденном Ленинграде. Но печатать там тираж было невозможно. Поэтому каждый месяц один из сотрудников редакции на себе вез гранки по Дороге жизни через Ладогу на Большую землю. И не было случая, чтобы хотя бы раз журнал не вышел вовремя!

В нелегкие 90-е годы минувшего века «Морской сборник», как и вся страна, переживал далеко не лучшие времена, разделяя со своими читателями и с флотом все невзгоды, обрушившиеся на державу. Не раз и не два появлялись «реформаторские инициативы» о закрытии, слиянии или акционировании «Морского сборника». Но журнал Военно-морского флота выстоял, прежде всего благодаря патриотизму и непреклонной позиции главного командования ВМФ, которое, невзирая на все попытки уничтожить журнал, сделало все, чтобы сохранить это бесценное достояние флота.

Обозреватель журнала Сергей Балакин на барке «Седов».

Сегодня в журнале работают те, кто выстоял в трудные 90-е. Среди них заместитель главного редактора капитан 1-го ранга С. Лукашов, известный писатель-маринист капитан 1-го ранга В. Шигин, сотрудники журнала С. Комаров, И. Марченко, И. Чефонов, В. Алдакушкин, Р. Люткус, С. Балакин, С. Носова, В. Козлов, Л. Смурыгина, Е. Гундарова, Н. Хренова, Е. Кошкина. На всех флотах, на Каспийской флотилии и в Ленинградской ВМБ работают собственные корреспонденты журнала.

«Морской сборник» – признанный патриарх не только отечественной, но и мировой прессы. Сегодня в мире не существует ни одного периодического издания, которое бы на протяжении 165 лет ни разу не прерывало своего выпуска хотя бы на месяц, за исключением «Морского сборника». Недаром российские моряки говорят, что у нашего флота есть две настоящие реликвии – это крейсер «Аврора» и легендарный журнал «Морской сборник». Именно они неразрывно связывают ВМФ XXI века с флотом былых эпох.

Виктор Вячеславович ОСТАПЕНКО – главный редактор журнала «Морской сборник», капитан 1-го ранга


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS