БИУС «Сигма-Э» и «Лесоруб-Э»: традиции и мощь современных технологий
[an error occurred while processing this directive]

Новое поколение российских БИУС боевых надводных кораблей – результат эволюционного развития военной науки СССР, новой России и возрастающих требований заказчиков, а также объединение проверенных временем боевых алгоритмов с современными разработками и технологиями.

БИУС «Сигма-Э» и «Лесоруб-Э» производства ФНПЦ ОАО «НПО?«Марс» опираются на традиции, сформировавшиеся в ВМФ РФ, и выделяются из систем, представленных на рынке, широким охватом задач управления надводными кораблями и корабельными тактическими соединениями на основе объ-единения радиоэлектронного вооружения в единый комплекс и автоматизации процессов выработки и принятия решений по использованию сил и их вооружения. В изделиях реализованы комплексы задач для самостоятельного и совместного применения, такие как тактическое маневрирование, управление ПЛО, УРО, ПВО, штурмовой и истребительной авиацией, корабельными вертолетами, связью и ряд других. Особое внимание уделяется автоматизированному, информационно-насыщенному взаимодействию с вышестоящими командными пунктами, входящими в комплексную систему охраны и обороны побережья. При этом на протяжении последних лет изделия НПО «Марс» непрерывно совершенствуются не только в части расширения количества решаемых задач и повышения их качества, но и насыщения технологическими новшествами, существенно повышающими их эксплуатационные и функциональные характеристики.

Сложность и насыщенность задач, решаемых БИУС «Сигма-Э» и «Лесоруб-Э», зачастую требуют глубоких узкоспециальных знаний. Для облегчения выполняемых личным составом действий разработчик предлагает эффективные меры, направленные на обучение пользователей работе с изделием. В их числе:

• оснащение интерактивной электронной документацией, освещающей все необходимые аспекты функционирования, сопровождения и обслуживания изделия;

• поставка тренажеров как элементов комплексного тренажера всего корабля или как автономного изделия без ограничения изучаемых функций;

• обучение командного состава надводного корабля и технического персонала ведущими специалистами предприятия-разработчика изделия.

Как интерфейс пользователя БИУС, так и вся документация представлены на родном для заказчика языке. Для освещения сложноструктурированной информации применяется 3D-графика. Кроме того, в случае необходимости, оператору предоставляется достаточное рабочее пространство за счет укомплектования автоматизированных рабочих мест (АРМ) двумя или тремя мониторами. Дополнительные возможности дает также табло коллективного пользования как элемент командных пунктов управления кораблем и корабельным соединением.

В изделиях применяется уникальная система документирования информации, функционирующая на всем протяжении их работы. Использование данной системы предоставляет заказчику следующие возможности:

• наиболее подробно и достоверно восстанавливать эпизоды тактической обстановки;

• оценивать деятельность операторов;

• анализировать аспекты функционирования как самого изделия, так и всех корабельных систем, взаимодействующих с ним;

• проводить обучение на конкретных эпизодах тактической обстановки.

С учетом особого статуса и важности информации, обрабатываемой БИУС, обязательным является использование средств защиты информации от несанкционированного доступа и целостности программного и аппаратного обеспечения изделия.

Изделия обладают большим модернизационным потенциалом: предусмотрен резерв портов стандартных интерфейсов, что позволяет в будущем многократно и в короткие сроки проводить модернизацию корабля, интегрируя систему с новыми датчиками и оружием. Разработка программного обеспечения проводилась на базе ОС Linux по стандартам ISO IEC 12207, что, в свою очередь, позволяет поддерживать и сопровождать изделия в течение всего жизненного цикла. Кроме этого, реализованы другие международные стандарты, обеспечивающие доступ к долговременной базе данных (SQL), данным о функционировании технических средств изделия (SNMP), ввод в изделия и отображение картографической информации (семейство стандартов S-52, S-57, S-63, SXF, CMAP), а также обмен навигационной информацией (NMEA-0183). В качестве основной кодировки применяется UTF16. Заказчику может быть предоставлен API, позволяющий наращивать функционал изделий задачами собственной разработки.

Большое внимание в изделиях уделено удобству совместного решения поставленных задач как внутри корабля, так и при взаимодействии с подчиненными силами и вышестоящими командными пунктами. БИУС могут быть интегрированы в единое информационное пространство заказчика. Операторы изделия с АРМ могут иметь доступ к таким сервисам, как электронная почта, voip, vtcc (видеотелефонная конференц-связь). Таким образом, создается эффект виртуального присутствия на каждом из объектов, задействованных в решении поставленной задачи.

БИУС предназначены для автоматизации широкого спектра надводных кораблей – от катера до фрегата. Применение в изделии технологий распределенного и параллельного вычислений, клиент-серверной архитектуры, а также использование готовых аппаратных решений позволяют без дополнительных проектных работ представить заказчику БИУС под конкретные нужды. Имеется в виду перечень автоматизируемых функций, количество приборов и их взаимное расположение, доступные средства связи и обнаружения и т. д. При этом весь объем задач управления надводным кораблем и корабельным соединением может быть адаптирован даже под сравнительно небольшой корабль.

В изделиях заложен достаточный запас прочности, позволяющий сохранить управление кораблем даже при значительных повреждениях. Одними из ключевых технологий, обеспечивающих надежность функционирования изделия, являются Compact PCI с «горячей заменой» модулей, резервирование каналов передачи информации, резервирование и репликация баз данных. При этом «горячая замена» возможна не только на уровне модулей системы, но и всего АРМ целиком: по команде оператора изделие может быть реконфигурировано с предоставлением необходимых функций на любом из доступных АРМ. Применение таких технологий, как PoE, не только унифицирует интерфейсы и упрощает структуру изделия, но и существенно облегчает монтаж изделия на корабле, прокладку кабельных трасс, обслуживание изделия.

На сегодняшний день в БИУС «Сигма-Э» и «Лесоруб-Э» нашли отражение основные современные мировые тенденции в области построения информационно-управляющих систем реального времени. Это вселяет уверенность в том, что корабль, оснащенный данными системами, будет отвечать самым высоким требованиям заказчика на протяжении многих лет.

ФНПЦ ОАО «НПО «Марс»

Россия, 432022, г. Ульяновск,

ул. Солнечная, 20

Тел.: +7 (8422) 52-03-03

Факс: +7 (8422) 55-30-23

mars@mv.ru

www.npomars.com


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS