Боевые корабли уникальных возможностей
Зеленодольский завод имени А.М. Горького наращивает темпы их строительства

Фрегат типа «Гепард-3.9».

В январе этого года Малайзию с рабочим визитом посетила делегация Республики Татарстан во главе с президентом Рустамом Миннихановым. В Куала-Лумпуре и Киберджая состоялся ряд встреч и переговоров на высоком уровне. С успехом прошел татарско-малазийский инвестиционный семинар, на котором были представлены проекты инновационного развития Республики Татарстан. Около 130 представителей малазийских компаний, органов власти и государственных структур, принявших участие в семинаре, с большой заинтересованностью познакомились с возможностями и перспективами развития экономики Татарстана.

Василий АЛИШИН

Судостроительную отрасль Татарстана на мероприятиях в Малайзии представлял «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», входящий в состав Холдинговой компании «Ак Барс». И зеленодольцам было что показать. Продукция этого предприятия уже достаточно известна в Юго-Восточной Азии. Так, в конце минувшего года «Рособоронэкспорт», «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и Зеленодольское ПКБ официально оформили завершение всех обязательств с Социалистической Республикой Вьетнам по контракту на постройку и сдачу ВМС этой страны двух фрегатов проекта «Гепард-3.9», построенных в соответствии с пожеланиями ВМС Вьетнама.

Фрегаты проекта «Гепард-3.9» относятся к типу сторожевых кораблей, созданных Зеленодольским ПКБ на единой платформе с использованием модульных технологий – проекта 11661. Полное водоизмещение – около 2100 т, длина – чуть более 102 м, ширина – 13,09 м, осадка – 5,3 м. Комбинированная дизель-газотурбинная установка, работающая по схеме CODOG, позволяет развивать максимальную 28-узловую скорость хода. Главное ударное вооружение – две счетверенные пусковые установки КРК «Уран-Э», ракеты которых способны поражать цели на дальностях до 120 и до 260 км при оснащении ракетами Х-35УЭ «Супер-Уран». Для противовоздушной обороны предназначены морской автоматизированный зенитный артиллерийский комплекс «Пальма» с ЗУР «Сосна-Р» и две шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М. Для стрельбы по воздушным, надводным и береговым целям в состав вооружения корабля входит 76,2-мм автоматическая артиллерийская установка (АУ) АК-176М. Для борьбы с подводными лодками в их кормовой части имеются площадки для вертолетов Ка-28 с противолодочными торпедами. Те же винтокрылые машины могут вести разведку и наблюдение за акваторией. И хотя на кораблях нет ангаров, вертолеты в штормовую погоду размещаются в оригинальных убежищах в кормовой части надстройки. У кораблей этого типа – развитое электронное вооружение, которое включает, в том числе, отвечающую самым современным требованиям боевую информационно-управляющую систему «Сигма-Э».

Морской буксир МБ-12 проекта 745МБ.

Фрегаты проекта «Гепард-3.9» – это гибкие платформы, способные к адаптации разных видов современного оружия (подробнее см. статью «Многофункциональные платформы на страже берегов» в этом номере журнала – Прим. редакции).

Зеленодольцы в течение 15 месяцев после передачи фрегатов заказчику обеспечивали гарантийное обслуживание кораблей, оперативно устраняли выявленные неисправности и занимались обучением личного состава. Вьетнамская сторона высоко оценила динамические, ходовые и мореходные качества «Гепардов», их ударные и оборонительные возможности, а также работу российских специалистов.

Поступают корабли этого типа и в ВМФ России. Флагман Каспийской флотилии – сторожевой корабль «Татарстан», построенный «Зеленодольским заводом имени А.М. Горького», – принадлежит к тому же классу. Так же как и на вьетнамских «Гепардах», его главное ударное оружие – КРК «Уран». А вот переданный в прошлом году зеленодольцами ВМФ РФ ракетный корабль (РК) 2-го ранга «Дагестан» проекта 11661К несет другой ракетный комплекс – «Калибр-НК» (Club-N – в экспортном исполнении), восемь ракет которого могут поражать не только морские, но и наземные цели на дальности до 300 км. Осенью прошлого года этот корабль с первого выстрела обратил в прах малоразмерный укрепленный объект (примерно 10х10 м), находившийся далеко от берега моря. То есть «Дагестан» способен выполнять не только тактические и оперативные задачи, но и ограниченно стратегические, уничтожая ракетами «Калибр-НК»/Club-N пункты государственного и военного управления противника, а также важные объекты его промышленной и транспортной инфраструктуры.

В прошлом году на Северном флоте поднял флаг построенный зеленодольцами морской буксир МБ-12 проекта 745МБ разработки нижегородского КБ «Вымпел» полным водоизмещением около 1500 т. Он предназначен для буксировки судов в открытом море и оказания помощи судам, терпящим бедствие (тушения пожаров, снятия с мелей, откачки воды и т.д.). При необходимости буксиры этого типа могут оснащаться легким артиллерийским и пулеметным вооружением, средствами спецсвязи для использования в качестве патрульных кораблей.\

Пуск ракеты «Калибр-НК» кораблем «Дагестан».

По проекту 21980 «Грачонок» разработки того же КБ «Вымпел» «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» ведет серийное строительство уникальных противодиверсионных катеров (ПрДКа) нового поколения. Один из них несет службу на Балтике (он был представлен на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в 2011 г.), а два, которые были приняты флотом в прошлом году, – на Черном море. Сейчас завод продолжает строительство ПрДКа этого типа для нужд Военно-морского флота России. Это исключительные противодиверсионные катера. При водоизмещении около 140 т и 23-узловой скорости полного хода они имеют разнообразные средства для обнаружения и уничтожения подводных диверсантов и террористов. С помощью гидроакустических станций «Кальмар» и «Анапа» осуществляется контроль подводной среды. Оптико-электронный комплекс наблюдения МТК-201 позволяет при плохих погодных условиях, днем и ночью отслеживать обстановку на поверхности моря. Для поражения подводных пловцов и средств их транспортировки используются десятиствольный

55-мм противодиверсионный гранатомет ДП-65А и двуствольный 45-мм гранатомет ДП-64. Этот арсенал дополняют 14,5-мм пулемет и ПЗРК «Игла». Ожидается, что ПрДКа проекта «Грачонок» примут участие в мероприятиях по обеспечению безопасности проведения зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи.

Силуэт пограничного сторожевого корабля «Океан».

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок».

В декабре 2011 г. Зеленодольский завод имени А.М. Горького получил заказ от Пограничной службы ФСБ РФ на строительство пограничного сторожевого корабля 1-го ранга нового поколения типа «Океан» разработки ЦМКБ «Алмаз». Как явствует из его названия он призван нести службу в дальней морской и океанской зонах. Его водоизмещение – 2700 т, автономность – 60 суток. Сторожевик может ходить в тропиках и арктических водах. Для того чтобы экипаж не утомлялся во время продолжительных походов, для моряков предусмотрены комфортные условия обитания. Вооружение включает автоматическую артиллерийскую установку и крупнокалиберные пулеметы. В корме разместится вертолетная площадка и ангар для вертолета типа Ка-27П. Предусмотрено устройство для спуска на воду и подъема бортовых досмотровых катеров на ходу корабля.

30 ноября прошлого года для ВМФ РФ на заводе заложили транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570 разработки ЦМКБ «Алмаз». Его длина составит 134 м, ширина – 14 м, осадка – 2,67 м, грузоподъемность – 3300 т. Он предназначен для ремонта и обслуживания кораблей Северного флота. При необходимости док также будет транспортировать корабли и суда по внутренним водным путям с севера на юг и с юга на север.

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М».

Зеленодольцы за 118-летнюю историю предприятия, сдавшие отечественным и зарубежным заказчикам около 1,5 тыс. военных кораблей и гражданских судов (в их числе сейчас строятся танкеры и инновационные скоростные пассажирские суда проектов А45 и А145), не сбавляют высоких темпов работ по созданию боевых кораблей и улучшению их характеристик. Начало этого года они ознаменовали закладкой малого ракетного корабля (МРК) «Серпухов» – пятого проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ. А скоро на воду сойдет головной корабль этого типа – «Град Свияжск», который весной начнет испытания.

МРК этого проекта будут обладать уникальными качествами. Эти относительно небольшие корабли полным водоизмещением в 949 т, длиной 74,1 м и шириной 11 м по своим ударным возможностям значительно превзойдут тяжелые крейсера и даже линкоры эпохи Второй мировой войны. Их «главный калибр» – уже известные нам по РК «Дагестан» 8 вертикальных пусковых установок комплекса «Калибр-НК» для поражения морских и наземных целей на больших дистанциях. Вместо «калибров» в ПУ могут размещаться сверхзвуковые высокоманевренные ракеты «Оникс» («Яхонт» – в экспортном варианте). Хорошо продуманы средства защиты от ударов с воздуха. Они включают одну сдвоенную 6-ствольную 30-мм артиллерийскую установку АК-630М2 «Дуэт» обороны ближнего рубежа и две установки «Гибка» с четырьмя направляющими каждая для ПЗРК «Игла» или «Игла-М». Универсальная артиллерия представлена улучшенной автоматической 100-мм установкой А190 «Универсал». Кроме того, на МРК будут размещены два 14,5-мм и три 7,62-мм пулемета. Благодаря относительно небольшой осадке (2,6 м), «буяны-м» смогут действовать у самого берега и на реках. Высокий уровень автоматизации управления кораблем, его энергетической установкой и оружием позволит обслуживать МРК экипажем в 29-36 человек.

В тот день, когда в эллинге завода состоялась закладка «Серпухова», на предприятии произошло еще одно важное событие – в корпусозаготовительном цехе была пущена линия очистки металла ORANGE 25.6 Gietart.me (Нидерланды). Эта новейшая установка позволяет осуществлять одновременную очистку, окраску и сушку листового и профильного проката без привлечения дополнительной рабочей силы. Внедрение в эксплуатацию этой линии – один из этапов модернизации судостроительного производства в рамках реализации программы технического перевооружения предприятия. Как отметил генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» Ренат Мистахов, у татарстанских судостроителей сейчас очень много важных и сложных заказов и добиться их реализации с высоким качеством и в установленные сроки невозможно без повышения производительности труда, в том числе без приобретения нового высокотехнологического оборудования. «Благодаря поддержке руководства Российской Федерации и Татарстана, – отметил Ренат Мистахов, – мы имеем федеральную программу, которая позволяет закупать новые станки, модернизировать производство и выходить на новые объемы».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS