Как построить совершенную подводную лодку
Название этой статьи, опубликованной ведущим американским военно-морским журналом Proceedings, может показаться несколько претенциозным. Однако ее автор имеет на то право.

Кэптен ВМС США Джон С. Хеффрон с 2001-го по 2005 г., вплоть до выхода в отставку, был руководителем программы создания подводных лодок Virginia (SSN-774). Он первый вывел головную в море на испытания. А лодки типа Virginia, безусловно, относятся к одним из совершенных в мире. Кроме того, Хеффрон участвовал в создании атомной подводной лодки Astute Королевских ВМС Великобритании, а сейчас консультирует программу разработки перспективной подводной лодки для ВМС Австралии. Автор не касается вопросов проектирования и строительства субмарин. Он акцентирует внимание на долгосрочной организации работ по созданию подводных лодок. Как нам представляется, многие положения, изложенные в статье, могут быть применимы и в отечественной практике.

Джон С. ХЕФФРОН

Факторы, способствующие успешной программе постройки корабля, сложны и разнообразны, что могут засвидетельствовать ведущие  участники таких программ в США, Австралии и Великобритании.

Успех программы строительства подводной лодки класса Virginia был в значительной степени обусловлен усилиями по усвоению и применению уроков, извлеченных при реализации программы АПЛ Seawolf. Следуя по ее пятам, главные участники программы Virginia со стороны правительства и промышленности были полны решимости добиться улучшения результатов с точки зрения эффективности затрат и соблюдения графика программы. У них было преимущество в виде недавнего личного опыта реализации проекта, который первоначально предусматривал постройку 29 кораблей, но впоследствии был сокращен всего до трех.

Аналогично образом Великобритания, которая в настоящее время приступает к замене четырех своих подводных лодок класса Vanguard, имеет возможность извлечь пользу из того, что случилось в ходе реализации программы Astute. Австралия, после более чем десятилетнего перерыва в строительстве подводных лодок, сейчас изучает возможность замены своих ДЭПЛ класса Collins.

Случай с Австралией показательнее потому, что с аналогичным кругом проблем сталкиваются многие страны. По мере того как бюджетные реалии и технические переоценки ресурса лодок приводят к удлинению срока их службы, новые программы строительства подводных лодок стартуют все реже. И если не предпринимать соответствующих мер, то со временем навыки проектирования, разработки, строительства, испытаний и управления программами атрофируются. Чтобы постоянно совершенствоваться и бороться с неизбежными периодами отсутствия проектных или производственных работ, в качестве противодействующих мер необходимо документировать, изучать, помнить и использовать уроки прошлого – хорошие и плохие. Поскольку не всякий опыт применим в иных обстоятельствах, важно понимать и контекст конкретной программы, и обстоятельства, с которыми она сталкивалась.

АПЛ Virginia.

ДОКУМЕНТИРОВАТЬ, УСВАИВАТЬ, ПОМНИТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Уроки, извлеченные из прошлого, должны время от времени документально закрепляться. В 2011 г. RAND Corporation выпустила четырехтомный доклад «Извлечение уроков из прошлого опыта», в котором широко документированы уроки, извлеченные в ходе реализации этих программ в США, Великобритании и Австралии. Хотя эти исследования направлены на то, чтобы акцентировать внимание на наиболее важных аспектах этого опыта, они добавляют наблюдения, которые могут оказаться полезными тем, кто руководит программами строительства перспективных подводных лодок или вообще любым крупным и сложным проектно-производственным проектом.

Успех обычно измеряется тем, насколько полно эти проекты отвечают плановым критериям стоимости, срокам и ТТХ. Но если требования к ТТХ действительно должны быть обязательно выполнены, они не должны снижаться ввиду роста затрат или срыва графика работ. Если график работ имеет некоторую гибкость в пределах пока затраты находятся под контролем, то стоимость обычно становится самым важным фактором, определяющим успех программы. Именно поэтому большинство из обсуждаемых здесь аспектов относится к контролированию этого фактора, в частности, затраты по программам приобретения комплектующих. Материально-техническое обеспечение подводной лодки в течение ее срока службы, как правило, гораздо дороже, чем собственно приобретение. Однако последнее, как правило, является критерием того, насколько хорошо та или иная программа реализуется. Вот почему ее руководитель должен обеспечить принятие правильных шагов для надлежащего решения вопросов планирования материально-технического обеспечения. Оценка успеха обеспечения любой программы, скорее всего, займет десятилетия.

Данная статья в основном касается опыта и наработок, которые можно применить к любой программе, независимо от страны, политической среды, поддерживающей производственной базы, бюджетных ограничений или угроз. Наконец, конкретные уроки в области выработки требований, планирования приобретения, проектирования, постройки и материально-технического обеспечения могут быть рассмотрены здесь лишь кратко, хотя заслуживают более подробного изучения.

ТО, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ

Развивать и поддерживать доверие законодателей. Программы проектирования и строительства подводных лодок относятся к числу наиболее сложных начинаний правительства. Они являются также одними из наиболее стратегически важных и обычно имеют хорошую политическую поддержку. Заблаговременное, частое и открытое обсуждение стоимости, сроков и рисков с законодателями и их штабами, бывающее временами нелицеприятным, завоевывает долгосрочное доверие и репутацию. В конечном счете это обеспечивает долгосрочное финансирование, необходимое для программы, рассчитанной на несколько десятилетий. В то время когда программа Virginia впервые получила многолетнее финансирование, головной корабль еще не был поставлен, но этот проект продемонстрировал реальное понимание того, что необходимо было сделать для достижения успеха. Это дало Конгрессу уверенность в том, что он движется в правильном направлении. Это доверие было и остается хорошо обеспеченным.

При строительстве АПЛ класса Astute Великобритания столкнулась со множеством проблем.

Устойчивая и надежная поддержка укрепляет один из самых важных компонентов, способствующих реализации вашей миссии.

Поддерживайте стабильность вашей программы. Майкл Тонер, бывший президент компании General Dynamics Electric Boat, однажды сказал: «Для меня важны три вещи: стабильность, стабильность и еще раз стабильность». В дополнение к стабильности при долгосрочном финансировании это важно и во многих других областях, включая эксплуатационные и технические требования, которые являются неизменными, персонал и руководителей, которые принимают твердые личные обязательства,  а также прочные партнерские отношения между правительством и частным сектором. С точки зрения подрядчиков, стабильность позволяет делать инвестиции в объекты и людей с уверенностью, что они окупятся в будущем. Для правительства постоянство подкрепляет стабильное повышение эффективности затрат и положительные результаты благодаря кривой освоения.

Другим стабилизирующим фактором для Соединенных Штатов является всеобъемлющее руководство всей судостроительной отраслью, производящей корабли с ядерными установками, которое осуществляется Управлением военно-морских реакторов. Неизменная преемственность технических знаний и опыта, авторитет и осуществляемое им руководство создают прочную основу и способ ведения бизнеса, который хорошо понимают и которому следуют как правительство, так и промышленность. Такая же компетентность и руководство характерны и для Управления ВМС США по разработке и реализации программ строительства подводных лодок, что подводит нас к следующей рекомендации.

Убедитесь, что правительство хорошо осведомлено и информировано. Как орган приемки и пользователь конечного продукта (подводной лодки) правительство должно быть хорошо информировано для принятия своевременных, правильных и экономически эффективных решений, касающихся технических рекомендаций и компромиссных вариантов, предлагаемых разработчиками и кораблестроителями.

Подготовка соответствующих распоряжений включает в себя понимание риска и достижение договоренностей в отношении того, кто будет нести его: правительство или промышленность. Это, в свою очередь, означает, что роли и обязанности должны быть четко сформулированы и что правительство и промышленность уважают границы, поскольку остаются партнерами. Кто бы не владел риском, каждая из сторон должна иметь полномочия принимать меры, необходимые для того, чтобы снизить или устранить эти риски. Чтобы управлять ими активно, все стороны должны иметь официальные программы рисков и возможностей, регулярно поддерживаемые обзорами с участием старших руководителей программы.

АПЛ Seawolf. ВМС США хотели приобрести 29 таких субмарин.

Но из-за их высокой сложности и стоимости были закуплены 3 единицы.

Великобритания и Австралия, и отчасти Соединенные Штаты в своих инспекциях кораблестроения, деградировали в этой области перед лицом бюджетных ограничений. Они предприняли усилия, чтобы восстановить свои возможности. Уроки, извлеченные из программ Astute и Collins, были особенно драматичными и побудили правительства предпринять значительные усилия по углублению знаний, а в некоторых случаях и приобретению навыков, необходимых для того, чтобы быть квалифицированным заказчиком. Это актуально для Австралии, поскольку в настоящее время она рассматривает запуск своего проекта перспективной подводной лодки (SEA 1000), и для Великобритании, которая  возьмет на себя роль уполномоченного проектировщика, когда третья подводная лодка класса Astute поступит на вооружение.

Бюджетные проблемы будут становиться все более серьезными. Один из способов их смягчения лежит через сотрудничество. США, Великобритания и Австралия имеют действующие соглашения, которые позволяют обмениваться персоналом и технической информацией. Расширение этих договоренностей может обеспечить более эффективное и непрерывное использование ограниченных ресурсов. Общие интересы и обычаи объединяют эти три страны. Эта культурная близость снижает транзакционные издержки и усиливает информационное взаимодействие. Разбираться в проекте или контракте важно, но вы должны также уметь понимать людей.

Оцените влияние временных разрывов между программами. Несмотря на то что Соединенные Штаты не испытывали сколько-нибудь серьезных разрывов между программами при производстве подводных лодок в современную эпоху, программа создания подводной лодки класса Virginia дает поучительный пример. Когда компании General Dynamics Electric Boat (GDEB) и Northrop Grumman Shipbuilding (сейчас Huntington Ingalls Industries – HII)) объединились в команду на начальном этапе программы, GDEB строила подводные лодки непрерывно, в то время как HII пережила десятилетний перерыв в строительстве подводных лодок после завершения программы Los Angeles. Несмотря на постоянное участие правительства и GDEB, а также существенную помощь со стороны GDEB на верфи HII в Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния), разница в эффективности производства между двумя верфями в начале программы была значительной.

Проект ДЭПЛ класса Collins был разработан шведской фирмой Kockums AB, а строились лодки в Австралии. Они до сих пор страдают многочисленными «болезнями».

Корабли поставляются этими двумя компаниями поочередно. Для первых нескольких субмарин этого класса «кривая обучения» снижалась не плавно, как ожидалось, а «пилообразно», при этом ТТХ первой подводной лодки были лучше, чем второй, и так далее. Вопрос был не в том, что этот уровень функционирования можно было бы обязательно избежать, а в том, что он не был ожидаем должным образом, с наличием необходимых ресурсов для исправления ситуации.

Аналогичным образом в Великобритании разрыв между завершением постройки лодок класса Vanguard и началом строительства лодок класса Astute привел к появлению первых проблем на лодках класса Astute. Австралия сталкивается с похожей проблемой, поскольку после завершения программы Collins в этой стране не велось строительства подводных лодок. Это усугубляется тем, что Австралия никогда не осуществляла полного проектирования подводной лодки. Лодки Collins основаны на шведском проекте, разработанном фирмой Kockums AB.

Но, по крайней мере, есть признание этой проблемы при рассмотрении стратегии планирования и финансирования проекта SEA 1000. Кроме того, во время Первой конференции по науке, технологиям и технике подводных лодок, организованной Институтом подводных лодок Австралии в 2011 г., один из главных правительственных докладчиков предложил подход, согласно которому SEA 1000 не является программой с определенными датами начала и окончания, а скорее началом непрерывного, развивающегося и правильно структурированного национального предприятия, включающего конструкторов, изготовителей подводных лодок и производственную базу. Цель, по-видимому, заключается в том, чтобы избежать разрывов в будущем.

Вопрос о том, что более экономично: допускать разрывы, а затем восстанавливать возможности или же планировать темп работ так, чтобы избегать их, должен решаться каждой страной самостоятельно. Есть скрытые расходы, связанные с обоими подходами, которые легко упустить из виду, но они должны быть приняты во внимание для обеспечения долгосрочного успеха.

Привлекайте всех участников, которые в конечном итоге «прикоснутся» к кораблю. Самые разные люди «контактируют» с подводной лодкой на протяжении срока ее службы, в том числе моряки, обслуживающий персонал, конструкторы и инженеры по корпусу, механическим, электрическим, электронным, боевым системам, двигателям, безопасности, акустике, испытаниям, а также логистики и планированию. Разумеется, в их числе  производственники, специалисты по обеспечению качества, руководители программ и многие другие. Некоторых из них необходимо «ввести» в программу на раннем этапе и научить работать вместе в уважительной, продуктивной и взаимно-поддерживающей командной среде.

Во многих случаях имеются конкурирующие приоритеты, а также значительные различия и предубеждения к решению вопросов. Каждый моряк хочет иметь свою собственную койку и личное пространство, ремонтники хотят иметь удобный доступ к оборудованию, производственники хотят конструкций, которые легко построить, логистики хотят максимальной унификации деталей и так далее. Тем не менее, подводная лодка имеет ограничения либо по весу, либо по объему, и вся работа должна быть выполнена в рамках определенного бюджета и графика. Компромиссные решения неизбежны и должны быть реализованы таким образом, чтобы, независимо от конечного решения, признавалась важность всех точек зрения и их рассмотрение.

Не стоит недооценивать необходимость формального обучения навыкам командной работы. Эти начальные инвестиции были сделаны в программе Virginia и привели к формированию комплексных групп разработчиков изделия из нескольких дисциплин, которым было поручено применить целостный, или комплексный подход к решению задач и получению результатов. Они вместе работали эффективно и, в основном, сплоченно.

Поддерживайте прозрачность, открытость и согласованность. Важность открытого и честного общения с законодателями для обеспечения стабильного финансирования упоминалась ранее. Политическая поддержка крайне важна и должна постоянно культивироваться. Другие формы прозрачности и открытости также важны.

Во-первых, члены команды должны поддерживать политику полной открытости друг с другом. Если грядут сокращения бюджета, выясните вместе, как с этим справиться. Если инженерный вопрос оказывается особенно трудным, создание объединенной команды из представителей правительства и промышленности может быть наиболее эффективным подходом к его решению. Работая в партнерской среде, следует помнить две вещи, хотя они и могут показаться немного банальными:

• плохие новости не становятся лучше с годами,

• сосредоточьтесь в первую очередь на решении проблемы, а потом на договорных последствиях.

В Соединенных Штатах сообщество подводников организовано таким образом, что трудно представить себе, чтобы флот, командование вооружения ВМС (Naval Sea Systems Command), начальник военно-морских операций и целый ряд государственных учреждений имели бы не в полной мере согласованные позиции при продвижении программы. Этого, однако, не произошло в Австралии, что и стало очевидным в ходе реализации программы подводной лодки класса Collins. Для обеспечения успеха программы перспективной подводной лодки SEA 1000 необходимы усилия для того, чтобы Управление материального имущества, Институт военно-прикладных исследований, Министерство финансов, а также ВМС Австралии действовали согласованно. И совместно с разработчиком и кораблестроителями они должны затем сосредоточиться на своих общих целях. Имеются первые признаки того, что данное содружество понимает это и в настоящее время предпринимает шаги для обеспечения успеха зарождающейся программы.

Австралия, Великобритания и Соединенные Штаты являются демократическими системами с сильной свободной прессой. Управление информацией, предоставляемой журналистам, имеет важное значение. Негативные сообщения по программе могут наносить вред. Промышленности и правительству нужны пресс-менеджеры, открытые для общения, умеющие хорошо выражать свои мысли и общающиеся друг с другом, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с прессой и публикацию позитивных сообщений.

ОТ ВЫРАБОТКИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ

Непрерывное множество мероприятий в рамках программы дает ценную информацию: от выработки требований до обеспечения поставленной подводной лодки. Гораздо более подробная информация содержится в цитировавшихся выше отчетах корпорации RAND и в публикации компании GDEB 2002 г. об извлеченных уроках под названием «Программа создания подводной лодки класса Virginia: Анализ». Резюме нескольких важных моментов приведено ниже.

Выработка требований. Как уже отмечалось, твердые и неизменные требования – ключ к стабильной программе. Чтобы это стало реальностью, сотрудничество между оперативными и техническими сообществами на раннем этапе программы является обязательным. Затем конструкторы, инженеры, ремонтники и производственники должны убедиться в том, что желания оперативного сообщества технически осуществимы при приемлемом уровне риска и стоимости. Стремление к практической реализации, а не к достижениям современного уровня техники, продвижение эволюционных, а не революционных изменений связано с меньшим риском. В прошлом предпринимались попытки радикальных изменений, касающихся глубины погружения, движения (наибольшей скорости хода), хранения и доставки полезной нагрузки, возможностях пуска оружия и малой заметности, с сопутствующими усилиями по интеграции, но они приводили к резкому росту затрат и срывам графиков. Опережающие, продуманные и реально достижимые требования от порогового значения (минимальные) до целевого значения (желательные), а также соглашение о том, как требования будут проверяться, минимизируют изменения в конструкции и строительстве, наконец, обеспечат выполнение программы в рамках бюджета и по графику.

Подводные лодки по программе SEA 1000 будут строиться на государственной верфи Australian Submarine Corporation в Осборне (Южная Австралия), если только частные судостроительные предприятия не предложат более выгодные условия.

Планирование закупок. Этот фактор, в том числе контрактные механизмы, заметно варьируется от страны к стране. Тем не менее, во всех случаях руководящими принципами должны быть: открытость; рассмотрение того, что является справедливым для всех сторон; создание среды, которая способствует сотрудничеству, стимулирует качественное выполнение работы с выплатой поощрительного вознаграждения и обеспечивает конкуренцию на соответствующих уровнях; избежание того, что Национальное финансово-ревизионное управление Великобритании называет «заговором оптимизма», или тенденции всех участников проекта недооценивать риски, вызовы и необходимые ресурсы. Важно, чтобы руководство постоянно фокусировалось на общей цели. Как правило, работы по проектированию, постройке первого корабля и вплоть до его поставки должны оформляться как отдельный контракт с оплатой затрат плюс фиксированное, премиальное или поощрительное вознаграждение. После этого, целесообразно заключать контракт с заранее установленной оплатой. Важны реалистичные оценки стоимости и графика, а стимулы должны быть адаптированы для достижения желаемых результатов. Логичные решения должны приниматься в отношении владения риском. Управление изменениями должно быть формализовано и хорошо пониматься всеми заинтересованными сторонами. Кроме того, необходимо создать достаточный резерв управления на случай непредвиденных обстоятельств, зависящий от уровня технического риска.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО

Некоторые аспекты этой темы, например, необходимость привлечения соответствующих заинтересованных сторон на начальном этапе процесса проектирования, уже были рассмотрены. Другие обязательные требования включают строгий надзор за расчетными предельными параметрами и запрет на начало строительства до тех пор, пока не готовы все чертежи общего расположения и большинство рабочих чертежей. Системы автоматизированного проектирования и строительства очень полезны для снижения рисков строительства. Постройте подводную лодку несколько раз в электронном виде перед тем, как изготовить ее в металле. Сотрудничество на палубном настиле при строительстве является столь же важным, что и при проектировании. Управление программ ВМС должно активно присутствовать на верфи на этом этапе и во время испытаний. Наконец, чтобы организовать все виды деятельности на данном этапе, программа должна иметь единый комплексный генеральный план и график, которые соблюдаются всеми.

Расходы на обеспечение. Их планирование должно начаться с самого начала процесса проектирования. Лазы для технического обслуживания и пути (маршруты) для демонтажа оборудования должны быть предусмотрены в основных устройствах подводной лодки. Упорядоченный подход сильного руководителя важен для поддержания бюджета обеспечения в начале программы. Поскольку резервные фонды расходуются на этапах проектирования и строительства, возникает соблазн «залезть» в бюджет обеспечения с тем, чтобы справиться с неотложными проблемами. Отсутствие финансирования обеспечения и планирования может проявиться лишь с годами. Но если вы расходуете этот бюджет для снижения затрат на приобретение и смягчения вопросов проектирования и строительства, это может легко привести к нехватке ресурсов для обеспечения долгосрочной цели снижения общей стоимости программы на протяжении жизненного цикла. Адекватный бюджет содержания необходим в начале программы для проведения надлежащего технического обслуживания и планирования модернизации.

Каждая из представленных здесь рекомендаций является результатом вопросов, которые возникали в программах создания подводных лодок в США, Великобритании и Австралии. Во многих случаях эти проблемы переходят из одной программы в другую в пределах одной страны или между двумя или всеми тремя странами. Иными словами, на самом деле эти уроки не были усвоены. Они были неправильно поняты, применены, забыты или проигнорированы. Документирование вопросов – лишь первый шаг в процессе обучения. Для того, чтобы достичь успеха в будущих программах строительства подводных лодок, правительство и партнеры из промышленности, участвующие в программах замены лодок класса Ohio и Vanguard и программе SEA 1000, должны по-настоящему усвоить, помнить и использовать опыт предшественников, соответствующий их обстоятельствам.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS