|
Фрегат Dinh Tien Hoang проекта «Гепард-3.9» ВМС Вьетнама. |
Представители делегации ОАО «Рособоронэкспорт», в состав которой входили также генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Ренат Мистахов и главный конструктор Зеленодольского ПКБ Виктор Кашкин, во время пребывания в Социалистической Республике Вьетнам оформили акты окончания гарантийных работ и завершения всех обязательств по контракту с вьетнамской стороной в части постройки и сдачи двух фрегатов проекта «Гепард-3.9». Это событие – важный этап военно-технического сотрудничества с СРВ. |
Напомним, что представляют собой фрегаты проекта «Гепард-3.9». Они относятся к семейству сторожевых, патрульных и ракетных кораблей, созданных Зеленодольским ПКБ на единой платформе – проекте 11660. Фрегаты модификации «Гепард-3.9» строились в соответствии с требованиями ВМС Вьетнама. Их полное водоизмещение – около 2100 т, длина – чуть более 102 м, ширина – 13,09 м, осадка – 5,3 м. Комбинированная дизель-газотурбинная установка, работающая по схеме CODOG, позволяет развивать максимальную 28-узловую скорость хода. Главное ударное вооружение – две счетверенные пусковые установки КРК «Уран-Э», чьи ракеты способны поражать цели на дальности до 120 км. Для противоракетной и противоздушной обороны предназначены морской автоматизированный зенитный артиллерийский комплекс «Пальма» с ЗУР «Сосна-Р» и две шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М. Универсальный калибр представлен 76,2-мм установкой АК-176М. «Гепарды» могут выполнять и противолодочные задачи. В кормовой их части имеются площадки для вертолетов Ка-28 с противолодочными торпедами. Те же винтокрылые машины могут вести разведку и наблюдение за акваториями. И хотя на кораблях нет ангаров, вертолеты в штормовую погоду размещаются в оригинальных убежищах в кормовой части надстройки. У кораблей этого типа – развитое электронное вооружение, которое включает, в том числе, отвечающую самым современным требованиям боевую информационно-управляющую систему «Сигма-Э».
Во время подписания актов окончания гарантийных работ по фрегатам. |
В течение 15 месяцев с момента прибытия каждого корабля в СРВ гарантийная группа, состоящая из специалистов Зеленодольского завода, входящего в состав холдинговой компании «Ак Барс» (Татарстан), и его контрагентов, «прислушивалась» к работе механизмов, оборудования и вооружения, устраняла возникавшие неисправности, занималась обучением личного состава. То есть «гепарды» вплоть до подписания завершающего акта об окончании гарантийных работ находились под постоянным пристальным контролем российских специалистов.
– Фрегаты продемонстрировали высокие динамические, ходовые и мореходные качества в условиях Южно-Китайского моря, – сказал нам главный конструктор проекта Виктор Кашкин.
В период гарантийной эксплуатации отлично зарекомендовала себя главная энергетическая установка в составе газотурбинного комплекса М44Э и главного дизеля 86Б. Использование комбинированной ГЭУ позволяет экономить топливо при повседневной деятельности и развивать требуемую высокую скорость при решении боевых задач. Возникавшие вопросы по работе оборудования и вооружения решались оперативно с разбором причин с целью учета в дальнейшем.
Особенность гарантийного периода вьетнамских кораблей состояла в том, что одновременно с решением технических вопросов, специалисты завода и его контрагенты осуществляли практическое обучение вьетнамских экипажей.
– Мы столкнулись с такой проблемой, как перевод на вьетнамский язык технической документации, – заметил Виктор Кашкин. – Во вьетнамском языке просто нет нужных технических терминов. То есть пришлось создавать новый понятийный язык. По этой причине возникали определенные сложности при эксплуатации корабля и обучении личного состава. Следует особо отметить высокую теоретическую подготовку личного состава ВМФ СРВ и их бережное отношение к материальной части.
Фрегат Ly Thai To готовится к выходу в море. |
Вьетнамская сторона высоко оценила работу российских специалистов, которые оперативно приходили на помощь вьетнамским друзьям.
Говоря о будущих кораблях, Виктор Кашкин сказал, что опыт эксплуатации двух фрегатов «Гепард-3.9» в тропических условиях и предложения специалистов ВМС СРВ будут учтены при разработке следующих проектов. Переговоры об их строительстве на Зеленодольском заводе ведутся. В соответствии с пожеланиями заказчика они должны иметь несколько иную конфигурацию вооружения. Но «гепарды» – гибкие платформы, способные к адаптации разных видов современного оружия.
Это подтверждает опыт и российского ВМФ. «Прародитель» «гепардов» – сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11661К, построенный Зеленодольским заводом, стал первым кораблем ВМФ РФ, в состав штатного вооружения которого был включен КРК «Уран». В последних числах ноября этого года в состав Каспийской флотилии официально вошел ракетный корабль «Дагестан», первым среди российских надводных кораблей оснащенный ракетным комплексом «Калибр-НК», предназначенным для нанесения ударов как по морским, так и по береговым целям.
Кстати, «Дагестан» и два противодиверсионных катера проекта 21980, построенные зеленодольцами, – три из четырех надводных боевых кораблей, которыми пополнился российский флот в этом году. Да и четвертый – малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 – хотя и строился в Санкт-Петербурге, сконструирован специалистами Зеленодольского ПКБ. То есть предприятия живописного города в среднем течении Волги вырвались в лидеры отечественного кораблестроения. Зеленодольский завод готовится к спуску на воду малого ракетного корабля «Град Свияжск» – головного проекта 21631. В разных стадиях строительства – еще три корабля данного проекта. В мае этого года на заводе состоялась закладка пограничного сторожевого корабля 1-го ранга проекта 22100 «Океан» для Береговой охраны России, а 30 ноября для ВМФ – транспортного плавучего дока «Свияга» проекта 22570. Другими словами, Зеленодольский завод во все нарастающем темпе выполняет кораблестроительную программу пополнения ВМФ РФ до 2020 г. и активно участвует в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами.