Морское поисковое спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300, предназначенное для спасания экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, строится на ОАО «Адмиралтейские верфи» по заказу Военно-морского флота. Проектант судна ОАО «ЦМКБ «Алмаз». |
В церемонии приняли участие главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Дьячков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко, другие официальные лица. В числе приглашенных на торжественном мероприятии присутствовали коммерческий директор группы компаний «Тетис» Юрий Горев и генеральный директор ОАО «Тетис Про» Алексей Кайфаджян.
На церемонии спуска на воду ПСС «Игорь Белоусов». |
На борту судна будет размещаться целый комплекс спасательных средств: современный глубоководный водолазный комплекс для глубин до 450 метров, декомпрессионный комплекс для 60 спасенных подводников, необитаемый телеуправляемый подводный аппарат с рабочей глубиной погружения до 700 метров, глубоководный аппарат с рабочей глубиной погружения до 700 метров, другое поисково-спасательное оборудование.
Поставщиком основного спасательного оборудования, устанавливаемого на судне, в том числе глубоководного водолазного комплекса (ГВК-450), является ОАО «Тетис Про». ГВК-450 представляет собой установленные стационарно на борту судна и соединенные между собой 5 жилых барокамер, в которых под давлением 45 атмосфер, соответствующим глубине 450 м, живут 12 водолазов-глубоководников. Во время работы они в специальном, герметично стыкующимся с судовыми барокамерами водолазном колоколе спускаются на находящийся под водой на глубине до 450 м объект, в течение нескольких часов работают на объекте. Затем возвращаются в колокол и под тем же давлением, под которым они работали на объекте, поднимаются на поверхность. Там колокол стыкуют с судовыми барокамерами. Водолазы переходят в жилые отсеки барокамер и, не проходя декомпрессии, отдыхают до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимает другая смена, а затем следующая и т.д. То есть обеспечивается постоянная работа на объекте. И так до завершения спасательной операции. Декомпрессию водолазы проходят один раз – по завершению работы.
Во время пребывания людей в барокамерах давление дыхательной смеси, ее состав, температуру и влажность поддерживают специальные системы жизнеобеспечения. Управление всеми агрегатами комплекса производится с центрального и вспомогательных пультов управления ГВК. Запас компонентов дыхательной смеси содержится в баллонах высокого давления, отработанная гелиокислородная дыхательная смесь собирается, очищается и вновь закачивается в баллоны для ее повторного использования.
Модель ГВК-450. |
Сейчас специалисты ОАО «Тетис Про» – инженеры и конструкторы – совместно с КБ партнера проекта – шотландской компанией Divex, готовят рабоче-конструкторскую документацию, тесно и постоянно, взаимодействуя с ОАО «ЦМКБ «Алмаз», ОАО «Адмиралтейские верфи» и с 5-м филиалом ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (до 1.03.2010 – 40-й ГНИИ МО РФ). Параллельно идет производство оборудования глубоководного комплекса. Согласно план-графику исполнения контракта первый груз с оборудованием для установки на судно прибудет на завод «Адмиралтейские верфи» в апреле 2013 г. Последующие поставки в соответствии с графиком, утвержденным ОАО «Адмиралтейские верфи», будут осуществлены до сентября 2013 г., что даст возможность провести все испытания корабля в установленные сроки. Установка оборудования на судно начнется с момента первой поставки.
Как подчеркнул в своем выступлении Александр Бузаков, спасательное судно «Игорь Белоусов» – первый корабль такого класса, строящийся для ВМФ России, это – корабль, аналогов которому по многим техническим характеристикам в мире нет.
Материал предоставлен
ОАО «Тетис Про»