Были когда-то и мы рысаками
Советский Союз был одним из лидеров создания лазерного оружия, в том числе и корабельного

Опытовое судно ОС-90 проекта 10030 «Форос», на котором испытывался экспериментальный корабельный лазер «Аквилон».

Справедливости ради, стоит заметить, что первая морская экспериментальная лазерная пушка «выстрелила» не для отработки перспективного оружия ВМФ, а космических ударных комплексов.

Дело в том, что испытывать космическое оружие на земле затруднительно, поскольку оно в этом случае волей-неволей связано со стационарным энергоснабжением. А для чистоты эксперимента требовалась полная автономность. Вот почему в качестве платформы для испытания будущего оружия «звездных войн» было выбрано судно.

В Невском ПКБ разработали проект 05961 переделки бывшего лесовоза «Восток-3» типа «Вытегралес» в носитель лазерного оружия, получивший название «Диксон». В 1978 г. судно перестроили от киля до клотика. А все потому, что лазерная установка, разработанная по теме «Айдар», имела значительные габариты и вес. К тому же требовала больших затрат энергии (50 МВт). Вот почему в дополнение к имевшимся двигателям на «Диксоне» установили три турбореактивные установки от самолета Ту-154. В результате переоборудования полное водоизмещение опытового судна выросло до 9500 т.

Опытовое судно «Диксон» проекта 05961, предназначенное для испытаний космического лазерного оружия.

Первый выстрел «Айдаром» был произведен летом 1980 г. у берегов Крыма. Луч достиг мишени на дистанции 4 км, но не сжег ее, а только слегка согрел. Коэффициент полезного действия составил всего 5%. Остальную энергию луча поглотила морская влага. Впрочем, результаты испытания признали отличными. Ведь систему разрабатывали для космоса, где никаких испарений нет.

Испытания системы продолжились. Была даже выполнена боевая стрельба по радиоуправляемому катеру-мишени. С 400 м лазер уверенно поразил цель.

Тем временем у флота появился свой лазерный корабль. Его создание началось еще до появления «Диксона». В 1976 г. на севастопольский Севморзавод прибыл средний десантный корабль СДК-20, построенный в 1963 г. в Польше для ВМФ СССР по проекту 770Д. Ему предстоял не просто ремонт, а радикальное переоборудование. СДК водоизмещением 704 т предстояло стать первым в мире кораблем, оснащенным морским лазерным оружием – комплексом «Аквилон» (так древние римляне называли холодный северо-восточный ветер). Впрочем, тогда этот комплекс именовался не столь романтически, а носил достаточно прозаическое название – «мощная силовая установка» (МСУ).

Началось переоборудование СДК-20 в опытовое судно ОС-90 по проекту 10030 «Форос» разработки ЦКБ «Черноморец». Переделка предстояла радикальная, поскольку размещение МСУ массой около 90 т оказалось непростой задачей. На создание компонентов «мощной силовой установки» и перестройку бывшего десантника потребовалось почти 8 лет. Наконец в сентябре 1984 г. судно вошло в строй Черноморского флота. А в октябре того же года на Феодосийском морском полигоне состоялись первые стрельбы лазерным «Аквилоном». «Северо-восточный ветер» взял на сопровождение и сбил своим лучом на малой высоте ракету-мишень. Однако подготовка к этому выстрелу, занявшему несколько секунд, потребовала более суток. Испытания еще раз подтвердили, что сильная влажность атмосферы над морем значительно уменьшает КПД луча. Ученым пришлось немало потрудиться, чтобы снизить влияние этого негативного фактора.

На малом артиллерийском корабле «Вьюга» был установлен лазерный излучатель «Аквилон».

Уменьшенную и упрощенную версию «Аквилона» установили на малый артиллерийский корабль МАК-11 «Вьюга» проекта 12081. Его лазерный излучатель предназначен для вывода из строя оптико-электронных средств и поражения органов зрения личного состава противодесантной обороны противника.

Эпоха перестройки и последовавший вскоре развал Советского Союза закрыли тему создания лазерного оружия в нашей стране. В 90-х годах прошлого века «Диксон» и ОС-90, доставшиеся после раздела Черноморского флота Украине, были отправлены на слом. По данным ряда источников, часть металла тогда же была куплена Пентагоном. Американцы среди прочего обнаружили «мощные генераторы, особые поворотные механизмы, холодильные установки большой мощности и иное оборудование, которое позволило предположить использование данного судна рамках программы испытания лазерного оружия». Но, может быть, эта информация – всего лишь миф, хотя и имеющий под собой какую-то «почву».

Сейчас, по сообщению СМИ, в России возобновились исследования по лазерному оружию. На ТАНТК имени Бериева ведется модернизация летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76, использовавшегося до распада СССР для отработки военных лазерных технологий. Очевидно, следует вернуться и к аналогичным корабельным системам. Иначе можем и отстать, причем навсегда.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS