Крупнейший в Европе салон военно-морской техники Euronaval организуется на той же территории, что и авиакосмическая выставка Paris Air Show Le Bourget. Однако на этом, пожалуй, их сходство и заканчивается. Помимо разной тематики экспозиция морского салона более скромная и менее зрелищная. Это и понятно, ведь рассчитан он исключительно на специалистов – с улицы на Euronaval не попасть, билетов на эту выставку не продают. |
И все-таки законы жанра и у Euronaval и у Paris Air Show одинаковые – крупные, знаковые участники таких мероприятий просто обязаны продемонстрировать здесь свои новинки. А если таковых в действительности нет – ведь разработка передовых, прорывных образцов техники дело долгое, необходимо показать нечто, что выглядит как стопроцентная новинка, хотя, вполне возможно, она никогда не будет реализована в металле.
САЛОННАЯ ПОДЛОДКА
Именно такой салонной новинкой на Euronaval 2012 стал проект малой подводной лодки SMX-26, представленный крупнейшей французской судостроительной компанией DCNS. В соответствии с концепцией разработчика подводный аппарат SMX-26 предназначен для действий в прибрежных водах на глубинах до 15 метров. Его длина – около 40 м, высота нехарактерного для субмарин приплюснутого корпуса – около 8 метров. Вооружение – 10 торпедных аппаратов в носовой части, два из которых крупного калибра, остальные – малого (по всей видимости, имеются в виду торпеды калибрами 533 и 324 мм), а также 20-мм пушка и устройство для пуска зенитных ракет на выдвижной мачте. В верхней части корпуса располагается большой прямоугольный люк для выхода боевых пловцов. Энергетическая установка – двухвальная. Максимальная скорость подводного хода SMX-26 заявлена в 10 узлов. Также проект предусматривает оснащение аппарата четырьмя выдвигающимися движителями, предназначенными для перемещения в горизонтальной плоскости для придания ему хорошей маневренности на малых глубинах.
Концепт малой подводной лодки SMX-26. |
Главной, пожалуй, изюминкой проекта является трехопорное шасси, с помощью которого лодка, по мысли разработчиков, должна уверенно «садиться» на морское дно и неподвижно находиться в устойчивом положении, ведя разведку подводного и надводного пространства. Автономность аппарата – 30 дней. Предполагается, что вентиляция во время длительного неподвижного наблюдения будет осуществляться за счет закачки воздуха из атмосферы через шланги, поднимающиеся выдвижными устройствами.
В рекламных материалах не указывалось, каким именно устройством для пуска зенитных ракет предполагается оснащать субмарину SMX-26, однако, по всей видимости, речь идет о представленной DCNS на Euronaval 2012 зенитной ракетной системе (ЗРС) для подводных лодок A3SM в варианте Mast («Мачта»). Эта ЗРС представляет собой поворотный контейнер, поднимающийся на специальной мачте вместе с перископом. ЗРС предназначается для поражения вертолетов ПЛО. В контейнере может помещаться до четырех ракет ПЗРК Mistral разработки компании MBDA. Перезарядка контейнера возможна только в базе путем его замены на другой – предварительно заряженный.
Перспективный французский фрегат ПРО FREMM-ER. |
Второй вариант ЗРС A3SM представляет собой ракету «воздух-воздух» MICA все той же MBDA, которая выстреливается из торпедного аппарата калибром 533 мм. Принцип действия этой системы такой же, как и у противокорабельных ракет Exocet SM39, предназначенных для вооружения субмарин. В обоих случаях ракета после выхода из торпедного аппарата движется под водой в капсуле (VSM), которая сбрасывается после выхода боеприпаса в атмосферу. Максимальная дальность стрельбы подводной модификацией ЗУР MICA – 20 км.
Оба варианта ЗРС A3SM предназначены для вооружения неатомных подводных лодок третьих стран. Надо отметить, что зенитную систему, по концепции аналогичную A3SM Mast, в 70-х годах прошлого века создала и успешно испытала британская компания Vickers. Причем предназначалась она также для поставок на экспорт. Однако англичанам так и не удалось найти заказчика. И нет уверенности в том, что французская A3SM Mast окажется более востребованной на мировом рынке оружия.
Возвращаясь к подводному концепту SMX-26, отметим, что для компании DCNS демонстрация на выставках Euronaval таких заведомо нереализуемых, однако привлекающих внимание СМИ проектов стала традицией. Кто сейчас вспомнит о премьерах прошлых лет, таких как SMX-21, SMX-22, SMX-24, SMX-25 (подробнее об этих проектах см. журнал «Национальная оборона» №11/2010). Впрочем, на салоне 2012 г. компания представила также и более реалистические новинки. Хотя новинками эти корабли можно назвать лишь с определенной натяжкой. Речь идет о фрегате FREMM-ER и новом варианте корабля комплексного снабжения BRAVE.
СТАВКА НА ПРОТИВОРАКЕТНУЮ ОБОРОНУ?
FREMM-ER предназначен в первую очередь для решения задач ПРО и ПВО, хотя благодаря использованию универсальной установки вертикального пуска (УВП) он, безусловно, может считаться многоцелевым кораблем. Главное отличие FREMM-ER от фрегатов базового семейства – наличие интегрированной мачты с новым радиолокационным комплексом Sea Fire 500, который создается компанией Thales. Он имеет четыре неподвижные активные фазированные антенные решетки.
Ракетное вооружение фрегата должно состоять из ракет семейства Aster и крылатых ракет MdCN, являющихся флотской модификацией КР SCALP. Для запуска этих ракет предназначается УВП Sylver А-70, созданная компанией DCNS.
Все системы корабля завязаны на БИУС SETIS, являющейся дальнейшим развитием системы SENIT, которой оснащены все современные корабли ВМС Франции. БИУС SETIS имеет открытую архитектуру, что позволяет интегрировать любые новые электронные системы или образцы вооружения. Надо отметить, что по своим возможностям фрегат типа FREMM-ER станет аналогом американских эсминцев типа Arleigh Burke с многофункциональной автоматической системой боевого управления Aegis (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №5/2012).
Модель перспективного фрегата ПРО, оснащенного системой Aegis, итальянской фирмы Fincantieri. |
Итальянский концерн Fincantieri, тоже строящий фрегаты семейства FREMM, поступил проще. Он внедрил американскую систему Aegis, а также американскую УВП Mk 41 с 48 ячейками на свою версию противоракетного корабля. Руководители Fincantieri собираются предложить этот фрегат ВМС Канады, которые заявили о намерении приобрести 15 кораблей этого класса. Если учесть, что итальянская фирма располагает филиалом в США неподалеку от границы с Канадой, то шансы Fincantieri достаточно высоки.
На стенде DCNS на Euronaval 2012 был продемонстрирован фрегат типа FREMM с новым комплектом артиллерийского вооружения, включающим 127-мм артустановку Oto Melara 127/64 Light Weight на баке и 35-мм автомат Rheinmetall Millenuim, установленный на крыше вертолетного ангара. Орудие 127/64 LW (им предполагается оснастить и фрегат ПРО фирмы Fincantieri) может вести огонь дальнобойными снарядами семейства Vulcano: неуправляемыми BER, максимальная дальность стрельбы которыми составляет около 60 км, и управляемыми GLR с дальностью стрельбы около 100 км. Снаряд GLR имеет комбинированную инерциально-спутниковую систему наведения и инфракрасную ГСН. В качестве опции Oto Melara предлагает лазерную полуактивную ГСН, которая разрабатывается совместно с немецкой компанией Diehl. Надо отметить, что на сегодняшний день управляемый снаряд с такой дальностью стрельбы в калибре 127 мм является уникальным предложением компании Oto Melara и вызывает заметный интерес у потенциальных покупателей.
Модель корабля комплексного снабжения BRAVE. |
35-мм автомат Millenuim разработан компанией Oerlikon, входящей в концерн Rheinmetall. На срезе ствола пушки есть устройство, измеряющее скорость каждого снаряда и задающее взрывателю команду на подрыв снаряда на определенной дистанции от цели. Каждый снаряд оснащен 152 готовыми поражающими элементами. В состав СУО входят радиолокатор и оптико-электронная система. У пушки три режима огня: одиночный, быстрый одиночный (со скорострельностью 200 выстрелов в минуту) и автоматический (со скорострельностью 1000 выстрелов в минуту). Установка Millenuim предназначена для поражения как воздушных целей, так и быстроходных катеров.
ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО СНАБЖЕНИЯ
Проект корабля комплексного снабжения BRAVE, разработанный совместно компаниями DCNS и STX France, впервые был представлен на Euronaval 2010. На салоне 2012 г. на стенде DCNS демонстрировалась модель с новой носовой частью, близкой к набирающей популярность у судостроителей архитектуре X-BOW, которая призвана улучшить мореходность судов. Кроме того, на модели 2012 г. на взлетно-посадочной площадке на корме оставлено место только для одного вертолета, хотя ангар по-прежнему остается двухместным, рассчитанным на базирование винтокрылых машин взлетной массой до 35 т.
Длина судна составляет от 180 до 205 м – для увеличения грузоподъемности и вместительности в среднюю часть корпуса могут быть врезаны одна или две дополнительные секции. BRAVE предназначен для транспортировки вооружения, контейнеров, топлива и других грузов. Корабль должен также осуществлять заправку боевых кораблей в море. В соответствии с современными стандартами строительства нефтеналивных судов у BRAVE двухкорпусная конструкция. За счет размещения стандартных модулей BRAVE может выполнять роль госпитального судна или корабля управления. Водоизмещение – около 30000 т, максимальная дальность плавания 18-узловым ходом – 10000 миль. Максимальная скорость хода – 20 узлов. Помимо экипажа численностью 100 человек на судне могут разместиться также 100 пассажиров. Проектирование корабля осуществляется с использованием готовых коммерческих решений. Большое внимание уделено унификации систем и механизмов с другими проектами, реализующимися совместно DCNS и STX France (среди которых, напомним, и ДВКД типа Mistral).
127-мм артустановка Oto Melara 127/64 Light Weight. |
В настоящее время в составе ВМС Франции – четыре судна снабжения типа Durance, построенных в 1980-1990 годах. Они будут находиться в строю до 2017-2020 годов. В 2009 г. Министерство обороны Франции приняло решение приступить к определению характеристик кораблей обеспечения нового поколения. В текущем году на эти цели выделено около 5 млн. евро. Так что, в отличие от салонного концепта подводного аппарата SMX-26, усилия DCNS и STX France по разработке нового корабля комплексного снабжения имеют вполне конкретный и осязаемый ориентир – заказ ВМС Франции. Значительное внимание к многоцелевым кораблям обеспечения объясняется тем, что на современном этапе все большее значение придается операциям проецирования силы, которые невозможны без хорошо организованной логистической составляющей.
Проект BRAVE предлагается также зарубежным заказчикам. В этой связи надо отметить, что помимо французского флота корабли типа Durance находятся в составе ВМС Австралии, Аргентины и Саудовской Аравии, поэтому эти государства теоретически можно рассматривать как потенциальных заказчиков кораблей проекта BRAVE. Во время Euronaval 2012 в той части экспозиции DCNS, где были выставлены модели ДВКД Dixmude (типа Mistral) и корабля снабжения BRAVE побывали главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, генеральный директор «Росооборонэкспорта» Анатолий Исайкин и заместитель директора ФСВТС Михаил Петухов.
РОССИЙСКИЕ «МИСТРАЛИ»: ВСЕ ПО ПЛАНУ
В дни работы Euronaval 2012 делегация Минобороны России посетила верфь в Сен-Назере, где ведется строительство первого из заказанных Россией ДВКД типа Mistral, получившего название «Владивосток». Представители МО РФ убедились, что работы выполняются по графику и с высоким качеством. Как отметил руководитель делегации «Рособоронэкспорта» на Euronaval 2012 первый заместитель гендиректора компании Иван Гончаренко, достигнута договоренность, что экипажи «Владивостока» и «Севастополя» пройдут подготовку во Франции. Обучение начнется по графику в 2013 г.
Заместитель генерального директора Издательского дома «Национальная оборона» Юрий Макаров (на фото справа) знакомит генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолия Исайкина и заместителя директора ФСВТС Михаила Петухова со спецвыпуском журнала «Национальная оборона», приуроченного к выставке Euronaval 2012. |
Говоря о задачах «Рособоронэкспорта» на выставке Euronaval 2012, Иван Гончаренко отметил:
– Мы информируем наших партнеров не только о преимуществах и достоинствах продукции военного назначения российского производства, но и постоянно стремимся оказывать помощь своим заказчикам в оптимизации военных расходов, увязывая рекомендации по выбору российских вооружений с критерием эффективность-стоимость. При этом «Рособоронэкспорт» предлагает не только широкий спектр услуг по сервисному обслуживанию ранее поставленной военной техники, обеспечению ее повседневной и боевой деятельности, но и совместное проектирование и строительство боевых кораблей как в России, так и на верфях заказчиков.
В целом российская делегация под эгидой «Рособоронэкспорта» и ОСК представила на Euronaval 2012 около 20 типов кораблей – от катеров до фрегатов и неатомных подводных лодок, а также различные системы и комплексы вооружения – в частности контейнерную пусковую установку Club-K.
Главком ВМФ РФ Виктор Чирков внимательно знакомился с экспозицией Euronaval 2012. |
Главной морской новинкой российской части экспозиции стал, пожалуй, корвет на базе патрульного корабля проекта 22160 Северного ПКБ. Корабль длинной 94 м и водоизмещением около 1500 т вооружен модульным комплексом ракетного оружия Club-U с ракетами Х-35УЭ и 57-мм автоматической артиллерийской установкой А-220М. Задачи ПВО призван решать ЗРК «Штиль-1», размещенный в УВП. В состав радиолокационного комплекса корабля могут включаться трехкоординатные РЛС «Позитив-МЭ1» или «Фрегат-МАЭ-4К». На корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета и быстроходных катеров.
Проект корвета пользовался заметным интересом у посетителей выставки. Возможно, в перспективе этот интерес будет оформлен в виде реальных контрактов. Тем более что, как отметил Анатолий Исайкин, в общей структуре российского оружейного экспорта доля военно-морской техники и вооружения в настоящее время превысила 20%.
Среди российских новинок Euronaval 2012 можно отметить также новейшую модификацию контейнерного комплекса ракетного оружия Club-K с ракетами Х-35УЭ, бросковые испытания которого состоялись в августе 2012 г.
В рамках салона «Рособоронэкспорт» и концерн Navantia подписали соглашение, призванное определить возможности поставки и установки российского вооружения на корветы типа Avante, которые построены Navantia для ВМС Венесуэлы. Продукт совместного творчества российской и испанской стороны – корабль испанской постройки с российскими системами вооружения на борту будет предлагаться для последующего экспорта и в другие страны.
Не обошлось на салоне и без скандала. Он был связан с рекламным видеороликом израильского концерна IAI. Сюжет этого «мультика» повествует о том, как, используя средства обнаружения и наведения IAI, израильский корвет сначала отражает ракетную атаку крейсера проекта 1164 «Атлант», а затем топит его ПКР Harpoon.
– Это дезинформация и рекламная липа, – заявил в этой связи заместитель генерального директора Северного ПКБ Вячеслав Сенчуров.
Действительно, такая дуэль никак не могла произойти в действительности. Российский крейсер вооружен 16 противокорабельными ракетами «Вулкан» с массой боевой части 500 кг и скоростью полета 2,5М, которые поражают цели на дальности до 700 км. По сравнению с «Вулканом» Harpoon – детская хлопушка. Летит российская ракета на высоте 2 м от поверхности моря. И сбить ее – сложнейшая задача. При попадании же ее в такой корабль, как корвет, ракета превратит его просто в пыль. Кстати, «вулканы» могут иметь и ядерное снаряжение (мощность каждого заряда – 350 кт). При залповой стрельбе они способны превратить в пыль и такое небольшое государство, как Израиль.
Модель перспективного корвета Северного ПКБ. |
Но дело даже не в этом. Не принято в рекламных материалах изображать в качестве целей корабли, самолеты и иную военную технику других стран. Это считается дурным тоном. Представители IAI на Euronaval 2012 принесли свои извинения российской делегации и сняли ролик с демонстрации.
Французская компания Thales, которая, кстати, так же, как и IAI, стремится расширить сотрудничество с Россией, тоже отличилась со своим видеороликом. В нем демонстрировалось уничтожение российского контейнерного ракетного комплекса Club-K с помощью РЛС этой фирмы. И эту «ленту» сняли с показа.
БЕСПИЛОТНЫЙ СЕГМЕНТ
В соответствии с современными тенденциями на Euronaval 2012 были широко представлены беспилотные платформы, предназначенные для действий как в воздухе, так и на поверхности моря, а также под водой.
Выставка Euronaval 2012 завершилась. Генеральный директор ЗАО «Морской салон» Михаил Золотарев приглашает принять участие в МВМС-2013, который состоится в июле следующего года в Санкт-Петербурге. |
Среди новинок (правда, опять же относительных) этого сегмента можно отметить тактический БЛА вертолетного типа Tanan 300 разработки компании Cassidian, предназначенный для выполнения задач над земной поверхностью и морскими акваториями. Он предназначен для сбора информации, разведки, наблюдения и целеуказания и спроектирован по модульному принципу. Аппарат оснащен дизельным двигателем. Такое решение объясняется стремлением снизить расход топлива и, соответственно, увеличить дальность полета. БЛА может продержаться в воздухе от 8 до 10 часов. Радиус действия с 50-кг полезной нагрузкой – 180 км. Tanan 300 адаптирован для применения в сложных метеорологических условиях при температурах от -20 до +50°С. По информации компании Cassidian, разработка БЛА осуществляется на основе реальных требований потенциальных заказчиков. На аппарате в зависимости от выполняемых задач размещаются автоматическая система идентификации, система опознавания «свой-чужой», РЛС обнаружения морских целей, электрооптические/ИК камеры с высоким разрешением и пеленгатор. Бортовое оборудование позволяет передавать видеоизображение в формате HD на большую дальность.
Очевидно, эта разработка Cassidian призвана составить конкуренцию уже широко известному (в том числе и в России) БЛА вертолетного типа S-100 Camcopter австрийской фирмы Schiebel.
Компания Thales продемонстрировала на вставке разработанный совместно с фирмой ECA Robotics и рядом других компаний дистанционно управляемый подводный аппарат ASEMAR, предназначенный для выполнения задач по разведке и наблюдению, в первую очередь – поиску морских мин. На борту аппарата расположен гидролокатор Thales TSM 2054 SAS с автоматическим распознаванием объектов. Подводная навигация осуществляется комбинированной инерциально-гидроакустической системой. Образы обнаруженных и идентифицированных бортовой апертурой подводного НПА объектов передаются на пункт управления с помощью гидроакустического модема. Старт проекту по созданию подводного аппарата ASEMAR был дан в 2007 г. Первые испытания проведены в 2010 г. Сейчас проект близок к завершению. В январе будущего года планируется начать всесторонние испытания аппарата на флоте, которые продляться шесть месяцев.
БЛА вертолетного типа Tanan 300. |
В заключение отметим, что хотя Euronaval 2012 не ознаменовался подписанием каких-либо крупных контрактов или презентацией знаковых новинок, однако посетителям салона, карнавальная составляющая которого в отличие от авиационного Paris Air Show сведена к минимуму, было на что посмотреть и к чему прицениться. Не в последнюю очередь это относилось и к российской экспозиции.