Водолазный флот России: знаковые проекты и инновации
Отечественное водолазное сообщество и гражданский флот испытывают дефицит специализированных водолазных и спасательных судов

Морское водолазное судно «Стольный град Ярославль».

Россия, три четверти границ которой проходят по морю, имеет огромный опыт создания судов всех типов и назначений. Одним из активно развивающихся направлений является проектирование судов обеспечения водолазных и подводно-технических работ.

Юрий ГОРЕВ

Последние четыре года можно назвать революционными для российского водолазного флота. Водолазные и спасательные службы стали пополняться современными судами и катерами, оснащенными по последнему слову техники. За этот срок построены и спущены на воду четыре рейдовых водолазных катера на заводе «Нижегородский теплоход»; многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07 на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» с мобильным водолазным комплексом для работы на глубинах до 60 м; на «Ярославском судостроительном заводе» серийно строятся морские водолазные суда проекта SDS08, которые оснащаются первыми в России комплексами проведения водолазных работ на глубинах до 100 м.

Юрий Николаевич ГОРЕВ – коммерческий директор – заместитель генерального директора Группы Компаний «Тетис»

Сегодня мы хотим рассказать о двух, на наш взгляд, знаковых судах – водолазном проекта SDS08 и противодиверсионном катере «Грачонок».

Головное морское водолазное судно проекта SDS08 – «Стольный град Ярославль» – было спущено на воду 12 августа 2010 г. Главной и уникальной его составляющей является водолазный комплекс для обеспечения работ на глубинах до 100 м. Проект судна был разработан ЗАО «Морское инженерное бюро-дизайн СПБ», а разработку проекта, поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию водолазного комплекса осуществила компания ОАО «Тетис Про».

«Стольный град Ярославль» предназначен для спасательных, судоподъемных и гидротехнических работ при волнении моря до трех баллов. Он оснащен передовым оборудованием, необходимым для проведения водолазных спусков и работ на глубинах 60 и 100 м - в шланговом снаряжении с применением воздуха и дыхательных газовых смесей (ДГС). Водолазные спуски могут проводиться во всех типах водолазного снаряжения. От переохлаждения на больших глубинах спасают установки водообогрева.

На судне установлен водолазный полуколокол, который доставляет водолазов – двух работающих и одного оператора – на рабочую глубину. Аппарат оснащен системой подачи и распределения газов, освещения и видеонаблюдения, кислородной стационарной дыхательной системой с полумасками, системой связи с корректором речи.

На испытаниях судна «Стольный град Ярославль».

Государственные испытания «Стольный град Ярославль» успешно состоялись в 2010 г. Сейчас судно находится в эксплуатации Северо-Каспийского управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ. Проведенные в декабре 2011 г. испытания судового водолазного комплекса (СВК) подтвердили его работоспособность на глубине 100 м.

Успех проекта SDS08 дал импульс созданию серии таких судов. Спуски на воду второго судна «Ростов Великий» и третьего, получившего название «Углич», состоялись весной 2011 г. А 15 августа 2012 г. «Ярославский судостроительный завод» сдал в эксплуатацию – четвертое морское водолазное судно «Рыбинск» проекта SDS08.

Таким образом, спасательный флот Государственной морской службы спасения пополнился новыми судами, которые позволят повысить безопасность и эффективность выполнения практически любых подводно-технических работ на глубинах до 100 м.

Еще одним важным событием стало создание противодиверсионного катера нового поколения «Грачонок» для ВМФ России. Спроектированное нижегородским КБ «Вымпел» головное судно было построено на верфи ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» в 2008 г. Катер оснащен гидроакустическим поисково-обследовательским комплексом «Кальмар», предназначенным для выполнения следующих операций:

• проведения гидролокационного поиска объектов в толще воды (в том числе подводных пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла) на дистанции до 500 м, на ходу катера и волнении моря до трех баллов;

• обследования дна на глубине до 200 м;

• гидролокационного и визуального обследования обнаруженных объектов с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата;

• разметки работ и обозначения объектов гидроакустическими маяками-ответчиками с привязкой к географическим координатам;

• отображения данных подводной обстановки, обработки и сохранения полученных данных.

Барокомплекс судна «Стольный град Ярославль».

Для катера «Грачонок» был специально разработан комплекс обеспечения аварийно-спасательных и подводно-технических работ, лечения в барокамере специфических заболеваний. В состав комплекса входит барокамера РКУМу, оснащенная системой газоснабжения, включающей следующие подсистемы:

• воздухоснабжения;

• дозированной подачи кислорода в отсек барокамеры;

• кислородная СДС для проведения лечебной рекомпрессии по кислородным режимам;

• система подачи гелия для создания дыхательной газовой среды (ДГСр) при проведении лечебных рекомпрессии тяжелых форм заболеваний водолазов.

Противодиверсионный катер «Грачонок».

Запасы воздуха и сжатых газов судового комплекса обеспечивают проведение водолазных работ на глубинах до 60 м в вентилируемом снаряжении, декомпрессию в воде или в барокамере, проведение лечебных рекомпрессий по всем режимам «Правил водолазной службы ВМФ» (ПВС ВМФ-2002).

Потребность в судах проекта «Грачонок» повлекла за собой создание целой серии. Эти высокоскоростные маневренные противодиверсионные катера многоцелевого назначения имеют уникальные возможности по борьбе с террористами, по защите акваторий ВМБ и пунктов базирования ВМФ.

В заключение хочется отметить, что отечественное водолазное сообщество и гражданский флот все еще испытывают дефицит специализированных водолазных и спасательных судов, кораблей и катеров. Для комплексного решения проблемы правительством РФ принято решение о разработке целевой долгосрочной программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Ее цель – развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала, создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники.

Компрессоры и баллоны воздухохранители в трюмном помещении компрессорной катера «Грачонок».

Такой подход дает возможность принципиально изменить конкурентную позицию гражданского судостроения России на мировом рынке, а также обеспечить специальные службы страны современной надежной техникой.

Группа Компаний "Тетис"

Тел.: +7 (495) 786-9855

tetis@tetis.ru

www.tetis-group.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS