Чтобы не промахнуться
Президент Российской Федерации Владимир Путин 30 июля принял участие в официальной церемонии закладки на Севмаше атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир».

Собственно ее строительство ведется уже несколько лет. Практически сформирован прочный корпус субмарины. А задержка с официальной закладкой произошла потому, что Министерство обороны и Севмаш, а также Объединенная судостроительная корпорация долгое время не могли согласовать стоимость контракта на строительство подлодок этого типа.

Александр МОЗГОВОЙ

«Князь Владимир» – головная РПЛСН проекта 955А «Борей-А» в серии из пяти единиц. Эти подводные крейсера будут иметь много общего с прототипом – АПЛ проекта 955 «Борей» («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах») – и в то же время отличаться от них. Так, боезапас БРПЛ «Булава» увеличится с 16 до 20 ракет. На кораблях будет установлено более совершенное электронное, навигационное и гидроакустическое оснащение. Все это потребовало существенной переработки проекта. 9 ноября минувшего года в Северодвинске в присутствии Владимира Путина Министерство обороны подписало с ЦКБ МТ «Рубин» – проектировщиком этих подлодок – дополнительное соглашение на 39 млрд. руб. ($1,25 млрд. – по курсу на декабрь 2011 г.) о разработке необходимой документации по «Бореям-А». Тогда же была достигнута договоренность о подготовке контракта на строительство пяти таких кораблей на Севмаше. Но процесс этот затянулся.

Владимир Путин благодарит электросварщика 55 цеха Виталия Морозова, который выполнил точечную сварку закладной доски РПЛСН «Князь Владимир».

Как известно, контракты по гос-оборонзаказу текущего года планировалось заключить до 15 апреля. Не вышло. И главным образом, из-за ценовых разногласий между Минобороны и ОСК. Объединенная судостроительная корпорация настаивала на увеличении суммы сделки на строительство пяти РПЛСН со 124 млрд. руб. ($3,875 млрд., то есть по $775 млн. за единицу при курсе 32 руб. за $1), определенной Госпрограммой вооружений РФ на 2011-2020 гг., до 130 млрд. руб. ($4,06 млрд.). Такая корректировка объяснялась инфляционными ожиданиями, постоянным ростом цен на энергию и комплектующие, поставляемые контрагентами. Однако Министерство обороны сочло эти доводы неубедительными. Напротив, оно «опустило» цену контракта до 87 млрд. ($2,718 млрд., то есть по $543,6 млн. за единицу). Другими словами, стоимость сделки уменьшилась бы почти на 30%. Руководство ОСК в ответ заявило, что в этих обстоятельствах вообще нет смысла браться за сборку атомоходов, поскольку кроме огромных убытков, это занятие ничего не сулит. Переговоры зашли в тупик.

И тут, как и в ноябре прошлого года (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №12/2011), в спор вмешался Владимир Путин. В конце мая ему удалось «разрулить» конфликт между двумя ведомствами. 25 мая в Ново-Огарево стороны пришли к компромиссному соглашению. Официально цифры не оглашались, но из осведомленных источников стало известно, что ОСК получит намеченные Госпрограммой 124 млрд. руб., а в 2015 г., когда будет ясна картина по стоимости комплектующих и темпам инфляции, возможна корректировка контракта в сторону увеличения ассигнований или их уменьшения.

Последнее, по нашему мнению, маловероятно. И сейчас стоимость строительства новейших российских подводных ракетоносцев невелика по сравнению с зарубежными аналогами. Напомним, что по программе PMS 397 (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2012) в США ведется проектирование и подготовка к сборке ПЛАРБ нового поколения. Предварительные расчеты показывают, что строительство головной лодки обойдется в $11,3 млрд. (в ценах 2010 г.). Серийные лодки «подешевеют» до $5,6 млрд., а вся серия из 11 единиц будет стоить $62 млрд. Министерство обороны США и американские судостроительные фирмы прилагают огромные усилия, чтобы уменьшить издержки до $54 млрд. (по $4,9 млрд. за каждую серийную субмарину).

Похожая картина наблюдается и в Соединенном Королевстве, где ВМС приступили к реализации программы Successor («Преемник») замены четырех ПЛАРБ типа Vanguard тремя субмаринами нового поколения. Каждая из них будет стоить 2,75-3,5 млрд. фунтов стерлингов, то есть $4,375-5,625 млрд.

Здесь нельзя не сказать, что самые «дешевые» американские атомные субмарины – многоцелевые типа Virginia – сейчас обходятся в $1,75-2 млрд. При их строительстве ведется борьба за экономию каждого доллара. Она достигается как путем совершенствования технологий кораблестроения, так и более гибкими схемами финансирования строительства подлодок. И результаты очевидны. При снижении стоимости (не на 30%, конечно) растет производительность труда и сокращаются сроки строительства атомоходов (известно, чем меньше стапельное время, тем дешевле корабль). Так цикл строительства АПЛ Mississippi от резки до передачи заказчику занял чуть более 62 месяцев, почти на год (363 суток) опередив намеченный график. Это позволило сэкономить более $60 млн.

В ЦС «Звездочка» АПЛ «Леопард» пройдет модернизацию по проекту 971М.

К сожалению, тесного взаимодействия Министерства обороны и подрядчиков у нас не наблюдается. Наоборот, сообщения о переговорах военного ведомства с предприятиями больше напоминают сводки с фронтов. При таком положении дел нужные результаты труднодостижимы. На это обратил внимание Владимир Путин на совещании, состоявшемся на Севмаше и посвященном выполнению Государственной программы вооружения по линии оснащения Военно-морского флота. «Всем вам известны те проблемы и трудности, с которыми было связано выполнение гособоронзаказа в последние годы, в том числе в части морских вооружений, – сказал глава государства. – Причины этого известны. Главная из них заключается в том, что Минобороны и оборонные предприятия не могли своевременно договориться по цене, срокам, объемам поставок. В результате в 2011 г. флоту недопоставлено три боевых корабля. Ситуация, правда, постепенно выправляется. Однако на сегодняшний день заключены только основные контракты, включая долгосрочные, – на строительство атомных подводных лодок. Рассчитываю, что в ближайшее время вопросы по всему спектру заказов будут сняты целиком».

Действительно, вопросы подобного рода необходимо снять и как можно скорее. Ведь нельзя утрясать каждый оборонный контракт, прибегая к услугам президента.

После ремонта и модернизация в строй возвращается РПЛСН «Новомосковск».

На совещании Владимир Путин главное внимание уделил формированию качественно нового облика военно-морских сил общего назначения. На эти цели в соответствии с Госпрограммой вооружений выделяется 4,44 трлн. руб., что составляет 23,4% от всего объема ГПВ до 2020 г. Причем около трети этих средств уже в течение ближайших пяти лет должны поступить предприятиям-исполнителям. Большая часть ассигнований пойдет на серийные закупки новой техники. Это позволит довести ее долю в морских силах общего назначения к 2016 г. до 30%, а к 2020 г. – до 70%. Как подчеркнул на совещании глава государства и Верховный главнокомандующий, одним из безусловных приоритетов должно стать создание сбалансированных военно-морских группировок, оснащенных высокоточным оружием большой дальности.

Владимир Путин впервые огласил количественные параметры кораблестроительной программы до 2020 г. В состав ВМФ РФ должен войти 51 боевой надводный корабль, а также 16 многоцелевых подводных лодок. К этому следует прибавить 8 атомных стратегических подводных ракетоносцев проектов 955 и 955А. 49 надводных кораблей и все подводные лодки будут строиться только на отечественных верфях. «Требования к качеству, к срокам исполнения работ, – подчеркнул Владимир Путин, – будут жесткие». Еще два корабля – ДВКД типа «Мистраль» – поступят из Франции, где они будут собираться с участием российских предприятий.

Президент обратил особое внимание на необходимость своевременного ремонта и модернизации военно-морской техники. «Недопустимо большое количество многоцелевых атомных подводных лодок сейчас эксплуатируются с ограничениями или вообще выведено в резерв, – указал он. – При этом ни одна не прошла плановые заводские ремонты». Сейчас, по данным интернет-ресурса Russian-Ships.info, в вялотекущих ремонтах и в резерве находится 22 (5 РПЛСН, 9 ПЛАРК и ПЛА, 8 ДЭПЛ) из 69 числящихся в списочном составе ВМФ подводных лодок. Однако техническое состояние и многих из 37 субмарин действующего флота оставляет желать лучшего, их просто страшно отправлять на боевую службу в морские и океанские глубины.

Представители ВМФ подписывают акт о приемке РПЛСН «Новомосковск» флотом.

Только в прошлом году в северодвинский Центр судоремонта «Звездочка» пришла на капитальный ремонт многоцелевая атомная подводная лодка «Леопард» проекта 971. До конца 2014 г. на корабле предстоит выполнить значительный объем работ. На субмарине будут установлены новейшие комплексы управления, связи, навигации и гидроакустики, которые не уступают тем, что монтируются на строящихся АПЛ четвертого поколения. При модернизации по проекту 971М реконструкции подвергнется даже ядерная энергетическая установка. В результате флот пополнится еще одним современным боевым кораблем. Следующей АПЛ, которая пройдет переоборудование по проекту 971М, станет лодка «Волк».

Северодвинская «Звездочка» и дальневосточная «Звезда» вполне могут увеличить «пропускную способность» омоложения атомоходов. Все дело упирается в финансирование. 27 июля – в канун Дня ВМФ – «Звездочка» передала флоту РПЛСН «Новомосковск» проекта 667БДРМ. Ее средний ремонт и модернизация начались в ноябре 2008 г., в декабре 2010 г. лодку вывели из эллинга, а в четвертом квартале 2011 г. планировалось снова ввести субмарину в состав ВМФ. Но у Министерства обороны не хватило денег на достроечные работы, которые из-за отсутствия финансирования фактически были свернуты. И опять же только вмешательство Владимира Путина в ноябре прошлого года выправило ситуацию. Предприятию были, наконец, отпущены недостающие 3 млрд. руб. ($96,7 млн.), которые позволили завершить все требуемые работы.

К сожалению, сейчас та же история повторяется с ремонтом и модернизацией РПЛСН «Екатеринбург», которая получила сильные повреждения во время пожара в декабре прошлого года. Подписание контракта на проведение соответствующих работ по непонятным причинам затягивается, хотя все необходимые материалы переданы «Звездочкой» Министерству обороны. Это ставит под угрозу плановые сроки возвращения корабля в состав Северного флота (июнь 2014 г.).

Новейший корвет «Сообразительный» стал гвардейским, но он по-прежнему недовооружен.

На совещании в Северодвинске Владимир Путин говорил и о необходимости ускоренными темпами приступить к созданию перспективных кораблей нового поколения, в том числе неатомной многоцелевой подводной лодки, эсминца и многоцелевого корабля ближней морской зоны модульного типа. «Именно перспективные корабли определят будущий облик военно-морских сил, – заявил он, – а значит, они должны иметь соответствующее вооружение, системы управления, разведки, связи».

Особое внимание глава государства уделил направлениям Госпрограммы вооружений, связанным с проведением научно-исследовательских работ по созданию комплексов и систем вооружений для кораблей следующих поколений, то есть тех, что появятся после 2016-го и даже после 2020 гг. «Почему обращаю внимание на вооружение? – спросил президент. – Потому что именно вооружение, его надежность и эффективность всегда определяло боевую мощь кораблей, а в ряде случаев даже приводило к созданию их новых классов».

В последнее время в мире отчетливо обозначилась новая волна создания и внедрения на флоты оружия с принципиально новыми качественными параметрами. Корабельные зенитные ракеты уже способны достаточно надежно перехватывать баллистические цели. На подходе – дальнобойные гиперзвуковые противокорабельные ракеты, от которых трудно защититься. Испытывается лазерное оружие для поражения малоразмерных целей. Постоянно совершенствуется минное оружие. Его становится все труднее обнаруживать и уничтожать. В России же в этой сфере наметилось явное отставание. Если судостроительные предприятия, преодолевая огромные трудности, все-таки более-менее наладили работу верфей, то оружейники их нередко подводят. Новейший корвет «Сообразительный» почти год находится в строю ВМФ, а ЗРК «Редут» для него до сих пор не готов. А ведь на Северной верфи стоят в ожидании оружия еще два корабля этого типа. На осень этого года запланирован выход в море фрегата «Адмирал Горшков» – головного сторожевого корабля дальней морской зоны проекта 22350. Ему тоже требуется ЗРК «Редут» с РЛС «Полимент». Но комплекс еще находится в стадии испытаний. За двадцать лет мы умудрились даже развалить производство самых ходовых на флоте 76-мм артиллерийских установок АК-176, которые ничуть не уступают зарубежным аналогам. Теперь их собирают чуть ли не на коленке. И впору заказывать эти установки у китайцев, которые наладили у себя контрафактное изготовление данных систем. Поэтому, несомненно, министерствам обороны, промышленности и торговли, руководству ВМФ надлежит самое пристальное внимание уделить развитию военно-морского оружия, систем обнаружения и управления средствами ведения боя.

Достаточно ли направлено ресурсов на фундаментальные и прикладные работы? – еще одну тему предложил президент для обсуждения на совещании. Не знаем, что ответили ему присутствующие на встрече, в которой приняли участие ряд членов кабинета министров, высокопоставленные чиновники Министерства обороны, главком ВМФ, руководители ОСК, других предприятий оборонно-промышленного комплекса, связанных с разработкой и производством вооружения для флота. Позволим только напомнить слова из декабрьского интервью агентству РИА Новости генерального директора Севмаша и ЦКБ МТ «Рубин» Андрея Дьячкова, который ныне возглавляет Объединенную судостроительную корпорацию: «Минобороны вообще в последнее время ОКРы не заказывает». Может быть, с тех пор что-то изменилось? Будем надеяться. Ведь без НИР и ОКР невозможно создание перспективных образцов оружия и военной техники. И во всем мире большая часть таких работ финансируется из бюджета оборонных ведомств.

Строительство в течение восьми лет 73 боевых надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных самыми современными системами вооружения, – очень непростая задача, особенно если учесть, что за предыдущие двадцать лет флот пополнили менее чем десятком таких единиц. И добиться высокой отдачи военного кораблестроения нельзя без модернизации судостроительных и других оборонных предприятий. «Иначе они не смогут реализовать Госпрограмму вооружений в полном объеме либо не дадут нам необходимого качества, – указал президент. – Исходя из того, что сделано в последнее время, нужно проанализировать, что нам потребуется в самое ближайшее время и что нужно скорректировать. Деньги у нас есть, они выделены из бюджета, но их нужно тратить с умом, лишних денег не будет – промахнуться нельзя».

Как сообщил после совещания вице-премьер и председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин, предприятия ОПК РФ в 2013-2015 гг. могут получить 200-300 млрд. руб. кредитов от четырех госбанков по ставке не выше 10%. Это позволит им ускорить модернизацию производственных мощностей. В то же время, по его словам, российское правительство даже не рассматривает возможность сокращения объема опытно-конструкторских работ в области вооружений или отказа от каких-либо проектов в ОПК из-за кризиса в мировой экономике.

Однако сейчас никто не может с высокой точностью предсказать, насколько глубоким и продолжительным будет кризис и какой ущерб он нанесет России. Но военные ассигнования, безусловно, можно использовать как средство преодоления экономических неурядиц. Они, наряду с другими инструментами государственного регулирования, способны удержать на плаву высокотехнологичные предприятия и подогреть потребительский спрос. Именно по такой схеме была построена горячо ругаемая в советские времена «рейганомика», которая в итоге позволила вывести США из кризиса.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS