Корабельные ракеты: современные тренды
Без малого 45 лет минуло с того момента, когда в боевых условиях впервые было использовано противокорабельное ракетное оружие. И использовано на «отлично»!

Пуск ЗУР Aster эсминцем Daring.

27 октября 1967 г. два египетских ракетных катера проекта 183Р советской постройки атаковали в районе Порт-Саида израильский эсминец Eilat, вторгнувшийся в территориальные воды арабского государства. В 17.19 стартовала первая ракета П-15, а в 17.23 – четвертая, которая попала уже в обломки корабля.

Александр ФЕДОРОВ

С тех пор корабельное ракетное оружие совершило огромный шаг вперед. Если дальность стрельбы П-15 не превышала 40 км, то теперь ракеты способны поражать цели на дальностях 200 км и более. ПКР семейств «Уран», «Калибр-НК/Club-N», Harpoon и Exocet, хорошо известные на международном рынке, постоянно совершенствуются. Они становятся все более дальнобойными, помехоустойчивыми, малозаметными, постоянно совершенствуются их маневренные качества. И все-таки настало время для создания нового поколения ПКР.

Перспективная дальнобойная ПКР LRASM A.

Дальше, быстрее, точнее

В Соединенных Штатах не скрывают, что причиной разработки принципиально новых противокорабельных крылатых ракет послужили успехи КНР в области военно-морского строительства. ВМС Народно-освободительной армии Китая постоянно пополняются современными кораблями, оснащенными самым современным оружием, в том числе ПКР с дальностью стрельбы порядка 200 км. То есть они могут поражать корабли ВМС США на дистанции большей, нежели на то способны американские ПКР Harpoon. Конечно, имея мощное авиационное прикрытие, американский флот пока способен взять верх над потенциальным противником. Но если ситуация изменится и ВМС НОАК тоже получат авианосцы?

Предполагаемый облик сверхзвуковой дальнобойной ПКР LRASM В.

Вот почему в США с начала 2000-х создаются дальнобойные ПКР – для поражения целей на дистанции от 500 км и далее. Причем работы ведутся сразу по трем программам: LRASM A, LRASM B и RATTLRS. Все они осуществляются корпорацией Lockheed Martin под эгидой Агентства перспективных проектов Министерства обороны – DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency).

LRASM А – Long Range Anti-Ship Missile, то есть дальнобойная противокорабельная ракета модификации А представляет собой глубокую модернизацию состоящей на вооружении ВВС, палубных и базовых самолетов ВМС авиационной крылатой ракеты JASSM-ER с боеголовкой массой 450 кг и дальностью стрельбы до 980 км, предназначенной для высокоточного поражения наземных целей, наведение на которые осуществляется с помощью комбинированной инерционно-спутниковой системы. Но автономная система наведения LRASM A, которая наряду с самолетами будет использоваться и кораблями, оснащенными стандартными вертикальными пусковыми установками Mk 41, имеет еще два важных компонента – радиолокационную головку самонаведения на движущийся объект и оптико-электронную систему. В памяти бортовой ЭВМ – целый архив «образов» кораблей потенциальных противников в разных ракурсах для того, чтобы ракета поражала именно нужную ей цель.

В середине июля этого года у северо-западных берегов Флориды состоялись летные испытания системы наведения ПКР LRASM A, установленной на самолете Sabreliner. Их целью было обнаружение, классификация и захват целей. Приборы самонаведения распознавали нужные объекты в море с разных высот и при разных скоростях полета. Тесты прошли успешно. «Контроль и проверка подсистем идет по графику, – заявил после их завершения руководитель программы LRASM Майк Флеминг. – Летные испытания в полном объеме будут проведены в начале 2013 года». То есть ракета года через три-четыре может поступить на вооружение ВМС США.

Старт ЗУР ПВО SM-6.

О модификации ПКР LRASM B известно гораздо меньше. Очевидно, в ней будут использоваться некоторые элементы LRASM А, касающиеся прежде всего системы наведения, но в целом это совсем другая ракета. Ее прямоточный реактивный двигатель позволит развивать сверхзвуковую скорость. То есть она не только будет иметь меньшее подлетное время к объекту атаки, но и меньшую уязвимость. Как указывает ряд американских источников, в качестве образцов для подражания выбраны российская ПКР «Оникс»/«Яхонт» и созданная на ее основе российско-индийская ракета BRAHMOS. Только американская ПКР должна иметь заметно большую дальность полета.

К числу особо засекреченных относится и программа RATTLRS (Revolutionary Approach To Time Critical Long Range Strike – «оружие революционного принципа сокращения времени сражения на больших дистанциях»), стартовавшая в 2004 г. Более-менее достоверные сведения о ее реализации относятся к 2009 г. Тогда сообщалось, что эта ПКР должна иметь скорость полета 3-4М, то есть практически гиперзвуковую, и «доставать» цель на расстоянии 920 км за 15 минут. На ракете предполагалось использовать двигатель YJ102R компании Rolls-Royce, который является уменьшенной и улучшенной версией турбореактивного двигателя J58 фирмы Pratt & Whitney, которым оснащались высотные скоростные самолеты-разведчики SR-71. Первые успешные испытания YJ102R состоялись в январе 2009 г. И больше новостей о RATTLRS в открытых источниках не было. Не исключено, что программы LRASM B и RATTLRS могут объединить в одну, так как они предусматривают создание близких по характеристикам сверхзвуковых противокорабельных ракет большой дальности.

Под эгидой DARPA ведется работа по еще одной секретной программе корабельного ракетного оружия. Она именуется ArcLight («Сияние радуги»). Ею предусматривается создание на базе ЗУР RIM-161 Standard Missile 3 средств так называемого «глобального удара». Крейсера, эсминцы и подводные лодки ВМС США получат неядерное оружие для атаки стратегически важных объектов на территории противника. Дальность действия этой «радуги» должна составить 2300 миль, то есть 4550 км. В перспективе ракетами ArcLight планируется заменить «тихоходные» крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk.

Загоризонтальное наведение ЗУР SM-6 обеспечивается самолетами ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye.

И снизу, и сверху

Безусловно, ракеты RIM-161 ЗРК Standard Missile 3 (SM-3) к настоящему времени наиболее продвинутое корабельное зенитное оружие. Журнал «Национальная оборона» неоднократно о них писал. Поэтому лишь коротко напомним о чем идет речь. Получая целеуказания от корабельной системы боевого управления Aegis и внешних источников, ракеты этого семейства способны сбивать аэродинамические цели, в том числе и баллистические, на высотах 240-250 км на дальности 500 км. Наведение боеголовки кинетического действия производится с помощью инфракрасной системы наведения.

ПКР Griffin-B могут стрелять из пусковых установок Mk 49 ЗРК обороны ближнего рубежа RAM.

В прошлом месяце корпорация Raytheon заключила контракт на $925 млн. с Агентством по противоракетной обороне США на совместную разработку с Японией ЗУР Standard Missile 3 по версии Block IIA. Она станет настоящей противоракетой, предназначенной для уничтожения на активном и среднем участках траектории МБР и БРПЛ и их боевых блоков на дальности до 1000 км и высотах от 70 до 500 км. Серийное производство этих ракет будет развернуто на новом заводе корпорации Raytheon в Хантсвилле (штат Алабама). Его планируется ввести в строй до конца текущего года. На этом же предприятии будут выпускаться новейшие ЗУР ПВО SM-6 (RIM-174). Первые из них будут переданы ВМС США в феврале следующего года.

Ракета Brimstone.

Эти ЗУР отличаются от состоящих сейчас на вооружении американского флота ракет SM-2 не только большей дальностью стрельбы (370 км против 240 км), но и более высокой точностью. Она обеспечивается за счет активной радиолокационной системы наведения на заключительном участке полета. Эта система позаимствована у ракет AMRAAM класса «воздух-воздух». Еще одна особенность RIM-174 – это способность огибать рельеф местности, если стрельба ведется в сторону берега, и атаковать цель со стороны верхней полусферы. Правда, при этом объект атаки должен подсвечиваться РЛС AN/APY-9 палубного самолета ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye. По мнению американских экспертов, такой способ перехвата целей особенно эффективен при борьбе с малозаметными крылатыми ракетами.

Высоким потенциалом и гибкостью обладает противовоздушная система PAAMS (Principal Anti-Air Missile System), которая поступает на вооружение кораблей классов «эсминец» и «фрегат» ряда западноевропейских флотов НАТО. Она использует ракеты двух типов: Aster 15, предназначенные для уничтожения атакующих целей в ближней зоне (1,7-35 км), и Aster 30 – для поражения самолетов и ракет на дальности 3-120 км (по данным некоторых источников, возможна ликвидация объектов на расстоянии до 250 км) и на высотах до 20 км. Aster 30 разгоняется до очень высокой скорости – 4,5М (1400 м/с). Система позволяет уничтожать одновременно несколько наносящих удар сверхзвуковых ракет.

Катер типа Ghannatha с ПКР Brimstone.

Эсминец Daring типа 45 ВМС Великобритании в числе первых получил систему PAAMS, которая в Королевском флоте называется Sea Viper («Морская гадюка»), и провел успешные стрельбы. А в минувшем июле на полигоне у западного побережья Шотландии точно отстрелялся эсминец Dragon – четвертый корабль в серии из шести единиц. Такими же ракетами вооружаются фрегаты типов Horizon и FREEM ВМС Франции и Италии.

Почти прямой наводкой

Но не только дальнобойные ракеты определяют векторы развития современного корабельного оружия. Все большую популярность завоевывают ПКР малой дальности – с радиусом поражения до 40 км. Тому есть много причин. Во-первых, бой в узких акваториях (проливах, фьордах и т.д.) не требует ракет большой дальности. Во-вторых, на малых кораблях и катерах нет возможности для их размещения. В-третьих, как правило, дальнобойные ракеты очень дороги. Так, например, каждая авиационная ракета JASSM-ER, на основе которой создается ПКР LRASM А, обходится в $700 тыс. Корабельная же ракета потянет еще больше, поскольку она сложнее прототипа.

Повышенный, даже в определенной степени ажиотажный спрос на ПКР малой дальности стимулировал кризис вокруг Ирана. ВМС этой страны и Корпус стражей исламской революции обладают огромным количеством катеров, вооруженных небольшими управляемыми и неуправляемыми ракетами. Потопить авианосец, крейсер, эсминец или фрегат ими нельзя, но определенный ущерб нанести можно, в том числе с человеческими жертвами. Для недопущения этого США и их союзники принимают комплекс мер для нейтрализации «ассиметричной угрозы». В их числе – ПКР малой дальности. Часто они разрабатываются на базе авиационных ракет и противотанковых ракетных комплексов.

Ракета Accular для поражения наземных целей.

Корпорация Raytheon, например, создала на основе ПТУР Javelin и ракеты Sidewinder класса «воздух-воздух» ракету AGM-175 Griffin («Бдительный страж») для высокоточного поражения малоразмерных наземных целей с самолетов и вертолетов. А теперь появилась ее оморяченная версия – Griffin-B. Длина ракеты – 110 см, диаметр – 140 мм, дальность стрельбы – до 20 км, масса боевой части – около 6 кг. Этого вполне достаточно, чтобы уничтожить небольшой катер или корабль. Учитывая остроту момента, корпорация Raytheon предусмотрела размещение ракет Griffin-B в пусковых установках Mk 49, предназначенных для стрельбы ЗУР комплекса обороны ближнего рубежа RAM, которыми оснащены многие корабли ВМС США.

Недавно на полигоне Кинетик Аберпорт в Уэльсе ракетой Brimstone разработки западноевропейского концерна MBDA, запущенной с самолета Tornado GR4, был успешно поражен высокоманевренный скоростной катер. Сопровождение цели обеспечивала бортовая РЛС миллиметрового диапазона и одновременно лазерная система наведения. Сейчас MBDA ускоренно работает над версией ПКР Brimstone для размещения на катерах и небольших кораблях. Эта сверхзвуковая ракета массой около 50 кг должна поражать малоразмерные морские цели на дистанции около 20 км. Концерн уже предлагает Brimstone для вооружения ракетных катеров типа Ghannatha, строящихся по лицензии шведской фирмы Swedeship Marine в Объединенных Арабских Эмиратах для ВМС этой страны.

Кстати, и в России создана высокоточная противокорабельная ракета малой дальности. ПКР «Нептун» в инициативном порядке разработана одним из предприятий корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Она может поражать морские цели, причем не только малые, на дальности до 40 км, а размещаться на катерах водоизмещением от 40 т и более. Однако это изделие не приглянулось ВМФ РФ. Нельзя поставлять ее и за рубеж: поскольку ракета не принята на вооружение Министерством обороны, нет и паспорта ее экспортного облика. Короче, замкнутый круг.

Появились также малогабаритные корабельные ракеты для ударов по берегу. Для борьбы с наземными целями корабли и катера ВМС Израиля скоро получат ракеты Accular. По сути дела, это снаряды РСЗО, но со спутниковой системой наведения GPS. Эти наследницы «катюш» имеют дальность стрельбы до 40 км и мощность боевой части 35 кг.

Как мы убедились, тренды развития корабельного ракетного оружия – разнонаправленные. Но это многообразие лишь подтверждает всевозрастающую сложность задач, которые приходится решать современным флотам.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS