Роман Троценко с 1 июля покинул пост президента Объединенной судостроительной корпорации, написав заявление об уходе по собственному желанию. Без малого три года он руководил практически всей судостроительной отраслью России, поскольку ОСК сегодня включает ведущие предприятия этой сферы отечественного машиностроения, где трудятся 73745 человек. |
Что за это время сделано? Многое. Прежде всего, было завершено формирование самой ОСК. В ее состав вошли такие новые мощные подразделения, как Пролетарский завод, снабжающий верфи комплектующими изделиями самого широкого профиля, без которых само судостроение не может нормально функционировать, а также такие крупнейшие предприятия, как Северная верфь и Балтийский завод. Борьба за контрольные пакеты двух последних была долгой и изматывающей. Но ОСК взяла верх. И дело вовсе не в том, что эти заводы создавали конкуренцию ОСК, а в настоятельной необходимости консолидации мощностей для решения общих задач, коль государством был выбран путь достижения эффективности производства через укрепление госкомпаний.
Роман Троценко. |
Сам Троценко, подводя итоги своей деятельности, обратил внимание на следующие обстоятельства. В 2009 г., когда он занял пост президента корпорации, по сути дела, в России отсутствовал рынок для продукции судостроения, что оборачивалось отсутствием заказов и недозагруженностью верфей. Пришлось формировать этот рынок. При участии ОСК был принят Федеральный закон о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства, который внес изменения в пятьдесят две статьи федеральных законов и нормативных актов. Со своей стороны корпорация принялась сокращать неэффективные производства, стала развивать программу лизинга для судовладельцев, создавать фонды для обновлени производства, разрабатывать и осуществлять программы обучения кадров, устанавливать рыночные цены на свою продукцию. И если в 2009 г. выручка по группе предприятий, вошедших в ОСК, составляла 49 млрд. руб., то в 2011 г. она достигла уже 124 млрд. руб., а в текущем году она должна превысить 150 млрд. За три года она выросла в два с половиной раза! Общий портфель заказов корпорации сегодня составляет 1 трлн. 539 млрд. рублей, то есть более $50 млрд. По этому показателю ОСК является самым крупным машиностроительным холдингом в России.
Изменилась номенклатура продукции. Как заметил Роман Троценко, если в 2009 г. ОСК фактически была «компанией, производящей подводные лодки, то к 2012 г. был осуществлен переход к боевому надводному кораблестроению, к гражданскому судостроению и к строительству специализированной морской шельфовой техники и буровых платформ». Интенсивное развитие получило речное судостроение. Сегодня завод «Красное Сормово» все больше строит судов класса «река-море».
И все-таки пока доминирует военная продукция по линии гособоронзаказа. На ее долю приходится 61% строящихся кораблей и судов, еще 21% – это контракты по линии военно-технического сотрудничества. Гражданская продукция составляет 18%. Этот дисбаланс поправит возведение новых производственных мощностей в Большом Камне на Дальнем Востоке и на острове Котлин.
Андрей Дьячков. |
Были ли ошибки в деятельности Троценко? Да, конечно. Иногда наблюдалась некоторая торопливость, впрочем, объяснимая желанием сделать все и сразу и незнанием некоторых нюансов отрасли и самого судостроения. Но президент ОСК оказался «обучаемой и самообучаемой системой», и все его промахи не идут ни в какое сравнение с несомненными достижениями.
Так почему же он покинул свой пост? Сам он считает себя больше кризисным менеджером, а не линейным. Поставленную перед ним задачу считает выполненной. Поэтому на новом этапе развития ОСК должен возглавить другой человек – хорошо знающий отрасль. И оптимальной фигурой здесь он считает Андрея Дьячкова.
Андрей Дьячков – судостроитель с младых ногтей. Он родился в городе корабелов Северодвинске. Свою трудовую деятельность начал на Севмаше учеником судового слесаря-монтажника, а последний год возглавлял это крупнейшее отечественное предприятие отрасли. Одновременно с 2009 г. он руководил петербургским ЦКБ МТ «Рубин», который является колыбелью российского подводного кораблестроения.
Среди наград Андрея Дьячкова есть одна, на которую следует обратить особое внимание. Это Орден Мужества, которым он был удостоен в 1999 г. Этот орден – награда нечастая у гражданских лиц, да и военные получают ее за особые подвиги. Представляя нового президента ОСК на конференция обществ Группы ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин подчеркнул, что «он, безусловно, уважаемый в отрасли человек. И, по нашему мнению, он, безусловно, способен выполнять второй этап становления отрасли как стабильно работающего механизма, без надрывов, без всплесков эмоций и споров».
Именно на такую работу Андрей Дьячков, судя по всему, и настроен. Пожелаем ему удачи!