Мины преткновения
США испытывают явный дефицит противоминных кораблей

Американский тральщик Gladiator типа Avenger и вертолет MH-53E Sea Dragon в Персидском заливе.

Начальник военно-морских операций, т.е. главком ВМС США, адмирал Джонатан Гринерт приказал направить в Персидский залив тральщики Sentry, Devastator, Pioneer и Warrior, такое же количество вертолетов-тральщиков MH-53E Sea Dragon, а также оснастить их самыми современными противоминными средствами. Таким образом, 5-й флот ВМС США, дислоцирующийся на Бахрейн и уже имеющий в своем составе четыре корабля противоминной обороны (ПМО), будет усилен более чем вдвое.

Александр МОЗГОВОЙ

Чем вызвано такое решение? В Вашингтоне не исключают вероятность удара по Ирану в случае, если Тегеран продолжит работы по созданию ядерного оружия или в ответ на международные санкции предпримет попытку заблокировать Ормузский пролив. Естественно, американские военные, в том числе и моряки, просчитывают разные варианты боевых действий, а также применения оружия противной стороной.

И вот к какому выводу пришли специалисты ВМС США. Главную угрозу для кораблей американского флота в Персидском заливе и особенно в Ормузском проливе будут представлять многочисленные малые быстроходные иранские катера (см. журнал «Национальная оборона» №2/2012), вооруженные торпедами или сами начиненные взрывчаткой, и мины. Но с первыми еще как-то можно справиться, дополнительно вооружив американские корабли крупнокалиберными пулеметами и малокалиберными автоматическими пушками, а также используя штурмовые вертолеты Морской пехоты и Армии для уничтожения «москитных сил». А вот с минами все обстоит значительно сложнее.

Борьба с минами – чрезвычайно опасное занятие.

Американцы уже сталкивались с этой проблемой во время первой войны в Заливе в 1991 г. Единственным реальным средством противодействия со стороны Ирака мощной машине ВМС США оказались именно мины, хотя Багдад и располагал преимущественно лишь устаревшими их образцами. В Персидском заливе подорвались десантный вертолетоносец Tripoli и ракетный крейсер Princeton. Они не затонули, но получили серьезные повреждения. Из-за минной угрозы американская морская пехота так и не смогла высадиться на побережье южного Ирака. Потребовалось определенное напряжение сил ПМО Соединенных Штатов, чтобы ликвидировать минную опасность.

Не исключено, что Иран имеет в своем арсенале более совершенное минное оружие, в том числе современные самотранспортирующиеся, самонаводящиеся, самозакапывающиеся в ил, оснащенные комбинированными «хитрыми» взрывателями снаряды. Они очень опасны и способны не только нанести ущерб судоходству, но и сорвать любую флотскую операцию.

США испытывают явный дефицит противоминных кораблей (ПМК). Впрочем, это относится не только к США, но ко всем другим флотам мира. Если в первый период «холодной войны», когда были образованы военно-политические блоки НАТО и Организация Варшавского договора, ПМК составляли чуть ли не половину флотов противостоящих друг другу группировок, то затем их доля неуклонно снижалась, а сейчас и вовсе является незначительной. Тому, конечно, есть объяснения. После Второй мировой войны моря, особенно омывающие Европу, были буквально усеяны минами. Несмотря на практически непрерывное траление только на Балтике в 1945-1965 гг. на минах подорвались около 430 судов, кораблей и катеров, причем 230 из них, то есть больше половины, сразу же затонули, погубив многих моряков и пассажиров.

Потом минная опасность значительно уменьшилась и стала уходить на второй или даже третий план. Но она не исчезла. Напомним некоторые недавние эпизоды.

ПМК ВМС США Scout подрывает мину.

В 2004 г. в Севастополе в районе Красной горки была обнаружена 960-килограммовая немецкая донная мина. В результате пришлось эвакуировать более 30 тысяч человек и с риском для жизни саперов вывозить боеприпас для ликвидации.

В 2006 г. только в акватории черноморских портов России было обнаружено 14 морских якорных мин и других взрывоопасных объектов.

8 августа 2007 г. около полудня у Павловского мыса Севастопольской бухты обнаружили немецкую якорную мину типа UMA. Вблизи от этого места – у причала морского порта – был ошвартован американский эсминец Forrest Sherman. Совсем рядом находится на берегу и госпиталь Черноморского флота РФ. Мину выставили немцы в 1944 г. Благодаря счастливому стечению обстоятельств за 63 года ни один из многочисленных кораблей, находившихся в главной базе Черноморского флота, не напоролся на нее. У мины проржавел минтреп, поэтому UMA и всплыла. Но сама она по-прежнему оставалась опасной. В случае срабатывания ее взрывного механизма – бед не избежать. Только на следующий день мину отбуксировали на внешний рейд, где и подорвали.

В марте 2008 г. у северо-восточного побережья Шри-Ланки подорвался на мине, выставленной боевиками сепаратистского движения «Тигры освобождения Тамил-Илама», быстроходный патрульный катер ВМС этой страны. Корабль начал быстро погружаться в воду и вскоре затонул. Удалось спасти пять человек, одиннадцать членов экипажа погибли.

31 марта 2009 г. в Севастополе за мысом Толстый в 250 м от берега на глубине 5 м водолазно-пиротехническая группа МЧС Украины уничтожила 609-килограммовую российскую якорную мину образца 1912 г. В тот же день у мыса Песчаный близ бухты Круглая была ликвидирована другая мина – немецкая UMA.

Во время военно-морских учений НАТО Open Spirit-2009, проходивших в начале сентября 2009 г. в Балтийском море и эстонских территориальных водах, тральщик Passau ВМС ФРГ обнаружил неподалеку от острова Найссаар немецкую донную мину типа RMH времен Второй мировой войны. Она была начинена 800 кг взрывчатого вещества – гексонита, что соответствует 1000 кг в тротиловом эквиваленте. А всего во время этих учений удалось обнаружить, а потом уничтожить 24 мины.

В августе прошлого года тральщик ВМС Эстонии Sakala с помощью дистанционно-управляемого аппарата Seafox в проливе Суур Вяйн на глубине 16 м обнаружил 700-килограммовую немецкую мину времен Второй мировой войны. Команда водолазов-минеров обезвредила ее.

Вертолет-тральщик Sea Dragon буксирует магнитно-акустический трал Mk-105.

Другими словами, минная опасность никуда не исчезла. Она сохраняется, хотя и в меньших масштабах по сравнению с послевоенным периодом. Тем временем количество тральщиков повсеместно сокращается. Так, например, сейчас в составе ВМС США числятся всего 14 кораблей ПМО типа Avenger («Мститель»), которые по российской классификации с некоторой натяжкой можно отнести к «морским тральщикам». Их полное водоизмещение – 1379 т, длина – 68,4 м, ширина – 11,9 м, а осадка – 3,7 м. Они оснащены четырьмя малошумными дизелями итальянской фирмы Isotta-Fraschini, которые позволяют развивать 14-узловый ход. На 10 узлах дальность плавания «мстителей» составляет 2500 миль. Корабли имеют развитое противоминное вооружение. Обнаружение опасных подводных объектов возложено на гидроакустический комплекс AN/SQQ-32, способный обнаруживать малоразмерные цели под водой и на морском дне, а также на видеокамеры, в том числе размещенные на необитаемом подводном аппарате (НПА), который ищет мины впереди по курсу корабля на дальности до 1070 м. Уничтожаются мины также с помощью НПА. Есть на ПМК и обычные тралы. Оружие самообороны – два крупнокалиберных пулемета. С их помощью можно отразить атаку лишь легких катеров.

ПМК типа Avenger – современные корабли, но их мало. Думается, сейчас командование ВМС США жалеет о том, что в 2006-2007 гг. в целях экономии средств были списаны 12 сравнительно новых базовых тральщиков-искателей мин типа Osprey, которые, кстати, очень неплохо зарекомендовали себя при противоминных операциях в Персидском заливе.

НПА-уничтожитель мин MCV опускается в море с борта тральщика Patriot.

Сокращению количества ПМК в составе военно-морских флотов способствовало также появление вертолетов-тральщиков и необитаемых подводных аппаратов (НПА) обнаружения и уничтожения мин впереди по курсу корабля. Это, действительно, «продвинутые» средства, но и они не могут гарантировать полную безопасность акваторий.

Вертолеты ведут траление с большей скоростью, нежели ПМК. Но они не способны нейтрализовать довольно обширную категорию донных и самозакапывающихся в ил мин с комбинированными взрывателями. Кроме того, такие вертолеты должны быть мощными машинами, способными тянуть за собой по морю специальные тралы. Сегодня они имеются только в составе ВМС США.

В свою очередь, НПА позволяют ликвидировать мины с гораздо меньшей опасностью для тралящих кораблей. Ими стали оснащаться не только ПМК специальной постройки, но и боевые корабли других классов. Однако скорость траления с помощью НПА невелика, а опыт их использования эсминцами, фрегатами и подводными лодками пока ограничен. Не хватает также специалистов-операторов по управлению ими. Не случайно новейшие литоральные боевые корабли, которые в числе прочих задач в прибрежной зоне должны выполнять и противоминные функции, пока не направляются в Персидский залив.

Вертолет-тральщик Sea Dragon на борту универсального десантного корабля Kearsarge.

Вот почему при планировании боевых действий против Ирана командование ВМС США задумалось о наиболее эффективных вариантах если не ликвидации, то хотя бы значительного уменьшения минной угрозы. И нашло наиболее оптимальный вариант в «дуэте» ПМК типа Avenger и вертолетов-тральщиков MH-53E Sea Dragon. Количество последних может быть быстро наращено за счет переброски дополнительных машин из Соединенных Штатов военно-транспортными самолетами С-5А Galaxy. Такие перевозки уже осуществлялись в 1990 г. А базироваться «морские драконы» могут либо на береговые авиабазы в Бахрейне и других стран западного берега Персидского залива, либо на большие десантные корабли, способные принимать тяжелые вертолеты такого класса.

И все-таки остается много неопределенностей. Самое коварное морское оружие – мины – до времени дремлют. А потом взрываются, принося огромный ущерб.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS