БОХР США: смена стражи
Из-за финансовых трудностей, переживаемых США, программа Deepwater тормозится, но все-таки выполняется

Быстроходный сторожевой корабль Bernard C. Webber БОХР США.

В состав Береговой охраны (БОХР) США включен быстроходный сторожевой корабль Bernard C. Webber типа Sentinel («Страж»), по американской классификации – Fast Response Cutter (FRC), то есть «быстроходный куттер ответного удара». Тут надо заметить, что к «куттерам» в БОХР Соединенных Штатов относят очень разные по водоизмещению (от 80 до 4000 т) корабли и суда, часто отличающиеся друг от друга и по назначению. Все что меньше по водоизмещению – это уже катера (boats).

Александр ФЕДОРОВ

Кстати, и в российской Береговой охране мы наблюдаем похожую картину. У пограничных сторожевых кораблей тоже широкий диапазон водоизмещения: от катерного до фрегатного, но они имеют еще и ранги – с первого по четвертый. Кроме того, в российской БОХР есть еще и пограничные патрульные суда (ППС) – практически не имеющие вооружения единицы, призванные следить за выполнением правил рыболовства. У американцев же такие суда все равно классифицировались бы как «куттеры».

Мы не случайно несколько отошли от темы. Дело в том, что в отечественной практике можно сплошь и рядом встретить сообщения о том, например, что «катер американской Береговой охраны задержал в арктических водах траулер, который вел браконьерский лов рыбы». И мало кому вдомек, что этот «катер» почти крейсерского водоизмещения.

Но Bernard C. Webber все-таки ближе к катерам. Его полное водоизмещение – 353 т, длина – 46,6 м, ширина – 8,11 м, осадка – 2,9 м. Два дизельных двигателя MTU TIER II мощностью 5760 л.с. позволяют развивать 28-узловую скорость. Однако у этого небольшого корабля, как подтвердили испытания, отличные мореходные качества, вполне приличная дальность плавания в 2500 миль и семисуточная автономность. 22 человека экипажа, из которых двое – офицеры, размещаются в комфортных условиях. Вооружение включает дистанционно управляемую 25-мм автоматическую артиллерийскую установку Mk 38 Mod и четыре крупнокалиберных пулемета «Браунинг» М2. Куттер оснащен подрулирующим устройством. В его кормовой части – слип, где размещается досмотровый, он же – спасательный, катер жестко-надувного типа.

Куттер типа Sentinel.

Сторожевые корабли типа Sentinel предназначены для патрулирования территориальных вод, проведения поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандой, наркоторговлей и незаконной миграцией. Но при чем здесь «ответный удар»? Дело в том, что американцы не меньше нас склонны к кампанейщине и сопровождают разного рода акции громкими титулами и именами. Так случилось и после трагической атаки террористами небоскребов международного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. Береговая охрана США не могла пройти мимо этого события. Тем паче, что именно тогда это американское силовое ведомство приступило к реализации широкомасштабной 25-летней программы Deepwater (переоснащения корабельного состава и авиационных средств БОХР). Ведь врагу нужно дать достойный отпор! Так в классификационных реестрах замелькало слово «response», то есть «ответ», «ответный удар». Кстати, оно не только разогревало патриотические чувства, но и помогало продвигать через Конгресс и Белый дом выгодные контракты.

Главными исполнителями программы Deepwater («Глубоководная» – тоже, кстати, имеющее больше рекламный, нежели смысловой характер название, поскольку речь идет, главным образом, о контроле за прибрежной зоной, а не за океанскими глубинами) стали ведущие корпорации американского военно-промышленного комплекса Lockheed Martin и Northrop Grumman. На их долю должна была выпасть львиная доля средств из $24 млрд., отпущенных на Deepwater. Но эти компании стали задирать цены, что пришлось не по вкусу командованию БОХР.

Куттер Knight Island. На смену этим кораблям придут сторожевики типа Sentinel.

Особенно острый конфликт возник вокруг сторожевых кораблей FRC. Корпорация Lockheed Martin предложила не новый проект, а модернизацию 110-футовых (34-метровых) куттеров типа Island («Остров»), удлинив их корпус на 4 м и оснастив новым оборудованием. И затребовало за это очень даже немаленькие деньги. Однако после того, как прошедший такое переоборудование корабль Matagorda показал на испытаниях крайне низкие мореходные качества и его пришлось списать, командование БОХР США заявило об отказе от услуг Lockheed Martin и сообщило, что спроектирует новый куттер своими силами. Но своими силами не получилось, а вот с участием голландского судостроительного концерна Damen Group очень даже.

За основу были взяты проекты патрульных катеров типов Stan 4207 и Stan 4100, имеющие одинаковую архитектуру, но немного отличающиеся друг от друга водоизмещением. Эти катера Damen Group строит для береговых охран и аналогичных служб Нидерландов, Великобритании, Ямайки, Барбадоса, Албании, Болгарии, Вьетнама и Южной Африки. 9 ноября прошлого года на верфи компании Irving Shipbuilding Inc. началось строительство девяти патрульных кораблей типа Hero для Береговой охраны Канады. В их основе – проект Stan 4207. Американская модификация получила обозначение Stan 4708. Контракт на строительство головного FRC типа Sentinel с компанией Bollinger Shipyards в Локпорте, штат Луизиана, был подписан в 2008 г. Его стоимость составила $88 млн. Спустили Bernard C. Webber, названного так в честь героя БОХР США старшего петти-офицера Бернарда Вебера, 21 апреля прошлого года, а в ноябре корабль отправился на испытания. Теперь Bernard C. Webber приписан к порту Майами, в районе которого несет службу.

Катер Береговой охраны Нидерландов Zeearend – прототип американских куттеров типа Sentinel.

Таким образом, в известном смысле, куттеры типа Sentinel – внебрачные дети программы Deepwater, поскольку создаются без участия Lockheed Martin и Northrop Grumman. Они призваны заменить 41 сторожевик типа Island, которые были построены в 1986-1992 гг. Сейчас заказано 14 новых кораблей FRC, три из которых строятся. А всего предусматривается поставка 58 «стражей».

Среди новинок американской БОХР есть и «малый катер ответного удара» (Response Boat-Small – RB-S). Береговая охрана заключила контракт с фирмой Metal Shark Aluminum Boats из Луизианы на строительство 470 таких катеров. Сумма сделки – $192 млн. Еще 20 единиц будет поставлено Таможенной службе, а 10 – Военно-морским силам. Они придут на смену 522 катерам аналогичного назначения типа Defender («Защитник»), которые собирались на верфи SAFE Boats International в штате Вашингтон. В этом году исполняется десять лет с момента появления первых «защитников» в составе Береговой охраны США. А срок службы RB-S рассчитан как раз на десять лет. В текущем году катера SAFE Boats International уже начнут исключать из состава БОХР.

Строительство корабля Corporal Kaeble V.C. Береговой охраны Канады типа Stan 4207.

В «короткий список» тендера, организованного американской Береговой охраной, в прошлом году попали два катера: фирмы SAFE Boats International, предложившей чуть улучшенный вариант своего «защитника», и Defiant («Дерзкий») компании Metal Shark Aluminum Boats. По результатам сравнительных испытаний и обозначенных цен последняя и выиграла конкурс. Defiant несколько длиннее Defender – 8,7 м против 7,5 м. Ширина катера – 2,6 м, осадка – 0,5 м. Два подвесных двигателя Honda мощностью по 225 л.с. способны разогнать RB-S до 40 и более узлов. Дальность плавания составляет 150 миль. Катер оснащен современной навигационной и связной аппаратурой. Вооружение включает пулеметы и гранатометы, которые, впрочем, будут устанавливаться в случае надобности. «Огневые точки» – в носу и корме. Все четыре члена экипажа имеют свои места в закрытой рубке, кресла в которой амортизированы. Катер Defiant помещается в грузовой кабине военно-транспортного самолета С-130, то есть его в случае надобности можно перебрасывать на большие расстояния.

Катер типа Defender.

Фирма Metal Shark Aluminum Boats сейчас строит первую партию RB-S в количестве 38 единиц. Очевидно, появятся и экспортные заказы. Та же SAFE Boats International кроме продажи своих «защитников» американским силовым ведомствам поставила катера этого типа ВМС и БОХР Бангладеш, Ирака, Кении и Либерии.

Катер типа Defiant.

Из-за финансовых трудностей, переживаемых США, программа Deepwater тормозится, но все-таки, хотя и со скрипом, выполняется. Вошли в строй и строятся куттеры океанской зоны типа Legend полным водоизмещением более 4000 т (8 единиц). БОХР пополняется средними катерами «ответного удара» RB-M. В авиационные части Береговой охраны поставляются патрульные самолеты HC-130H/J и CN-235-300M, вертолеты MH-60T и MH-68A. Не заладилось дело с беспилотными летательными аппаратами Eagle Eye («Орлиный глаз»), но, похоже, американская БОХР пока без напряжения обходится и без них. До сих пор не утвержден проект сторожевого корабля морской зоны (Offshore Patrol Cutter – OPC) водоизмещением порядка 3700 т. Они должны заменить давно отплававшие свое средние куттеры типа Reliance и типа Bear ранней постройки. Нет пока ясности и с катерами-перехватчиками дальнего действия (Long Range Interceptors – LRI). Когда они появятся в составе Береговой охраны, не ясно. Однако, несомненно, что входящие сейчас в строй быстроходные сторожевые корабли типа Sentinel и малые катера RB-S могут взять на себя выполнение части задач, для решения которых предназначены отсутствующие ныне OPC и LRI.

Куттер Bernard C. Webber несет службу у Майями.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS