Эхо «Операции Z»
Американский флот, господствующий в океанах и нередко у чужих берегов, не приспособлен для обороны территории самих Соединенных Штатов

В тот воскресный день президент Соединенных Штатов Франклин Делано Рузвельт решил отдохнуть от государственных дел. Запретив секретарям его беспокоить без крайней нужды, он занялся в Овальном кабинете Белого дома своим любимым делом – просмотром и сортировкой коллекции почтовых марок. Присутствовавший при этом ближайший сподвижник и друг президента Гарри Гопкинс играл с собакой Рузвельта по кличке Фала. Примерно в полпервого подали обед, а в начале второго раздался назойливый телефонный звонок. Рузвельт с нескрываемым раздражением снял трубку. На другом конце провода был военно-морской министр Фрэнк Нокс. «Сэр, похоже на то, что японцы напали на Перл-Харбор», – взволновано сказал тот. «Не может быть!» – воскликнул Рузвельт. Но это была чистая правда. «Операция Z» Объединенного флота ВМС Японии под командованием адмирала Исороку Ямомото вступила в решающую стадию.

Александр МОЗГОВОЙ

Кстати, за год до этого после успешной атаки самолетами с британского авианосца Illustrious итальянских линкоров в бухте Таранто тот же Нокс высказал предположение, что «джапы» могут ударить по передовой базе американского Тихоокеанского флота на острове Оаху. Он даже отправил директиву о необходимости повышения бдительности и боеготовности. Но адмиралы уверили «пиджака», как именуют гражданских лиц военных ведомств, что такое невозможно, поскольку, дескать, глубины в Перл-Харбор небольшие и там нельзя использовать авиационные торпеды.

Дислокация американских кораблей в бухте Перл-Харбор.

Пока Франклин Рузвельт и члены его администрация пребывали в прострации, японские самолеты совершали налет на военно-морскую базу и аэродромы Оаху. Вот как описывал происходившее ведущий первой волны капитан 1-го ранга Императорского японского флота Мицио Футида, координировавший также действия летчиков второй волны: «Выйдя на боевой курс, мы встретили сильный сосредоточенный огонь зенитной артиллерии. В этот момент ведущий самолет успешно вышел на цель и сбросил бомбы. Остальные самолеты нашей группы сделали то же самое. Я тотчас лег на дно кабины и открыл смотровой люк, чтобы следить за попаданиями наших бомб. Было видно, как четыре бомбы полетели вниз. Внизу темнела наша цель – два линейных корабля, стоявшие борт к борту. Бомбы становились все меньше и меньше и, наконец, совсем скрылись из глаз. Я затаил дыхание и вдруг увидел, как два крошечных клуба дыма появились на корабле слева. «Два попадания!» – крикнул я, решив, что наши бомбы поразили линкор Maryland».

Линкор Arizona идет на дно.

Что касается «сильного сосредоточенного огня зенитной артиллерии», то Футида явно преувеличил. Удар первой волны практически не встретил сопротивления, поскольку время начала атаки совпало с утренними построениями по случаю подъема флагов на кораблях. Поэтому налет походил на бойню.

Maryland еще отделался легким испугом по сравнению с линкорами Arizona и Oklahoma. На первом одна из японских бомб попала в артиллерийский погреб второй носовой башни главного калибра. На пятьсот метров над дредноутом взметнулся столб огня и дыма. Разорванная чудовищным взрывом Arizona тут же затонула. 2003 моряка погибли вместе со своим кораблем. В линкор Oklahoma попало несколько торпед (японцы тоже внимательно изучили опыт атаки на Таранто и оборудовали свои авиационные торпеды стабилизаторами, которые давали возможность не провалиться им на глубину). В результате огромный линкор перевернулся прямо у пирса.

Получили серьезные повреждения, «сели» на дно гавани или выбросились на отмель линкоры Pennsylvania, California, West Virginia и Nevada. Даже старый дредноут Utah, выведенный из боевого состава, разоруженный и переоборудованный в корабль-цель, удостоился чести быть потопленным. Другими словами, практически все линкоры американского Тихоокеанского флота были уничтожены или надолго выведены из строя. Серьезные повреждения также получили три крейсера и три эсминца. Оказались потопленными и поврежденными несколько вспомогательных судов.

Одновременно шквал штурмовых атак пронесся по авиабазам Оаху. На острове были уничтожены или повреждены практически все самолеты Армии, ВМС и Корпуса морской пехоты.

Панорама гавани Перл-Харбор 7 декабря 1941 г.

На этом фоне японские потери оказались незначительными. Из 353 самолетов, поднявшихся с шести японских авианосцев для атаки Перл-Харбор и прилегающих к нему аэродромов, не вернулись из боя 15 пикирующих бомбардировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей. 55 офицеров и рядовых отдали свои жизни за императора.

Но Мицио Футида и капитан 1-го ранга Минору Гэнда, спланировавший воздушную атаку японского флота, были разочарованы. Они просили вице-адмирала Тюити Нагумо, командовавшего ударным соединением, дать приказ о еще одном массированном налете на Перл-Харбор. Они выдвигали следующие доводы: на Оаху остались практически нетронутыми хранилища с горючим и боеприпасами, а в гавани не оказалось авианосцев противника; американские флотские экипажи и гарнизоны на Оаху деморализованы и не смогут организовать эффективную противовоздушную оборону; после удара по хранилищам американские авианосцы поспешат к Оаху и будут уничтожены превосходящими силами Императорского флота. Но Нагумо не стал прислушиваться к этим аргументам и повернул ударное соединение к родным берегам. Американский линейный флот разбит! Что же еще надо?

Вторая волна японских самолетов стартует с палубы одного из авианосцев.

По мнению большинства военно-морских историков, США, опираясь на свою огромную индустриальную и научно-техническую мощь, рано или поздно все равно победили бы в войне на Тихом океане. Но если бы состоялся второй удар по Перл-Харбор, борьба носила бы более длительный и драматичный характер.

«Днем позора» назвал Франклин Рузвельт 7 декабря 1941 г. Почему этот позор случился? Решением этой задачи занимались около десятка специальных комиссий Вооруженных Сил США и американского Конгресса. О трагедии Перл-Харбор написаны несколько сотен книг и тысячи статей. О 7 декабря 1941 г. снято множество кинофильмов. Но ясного ответа нет.

Много претензий звучит в адрес самого президента Ф. Рузвельта. Мол, он был осведомлен о нападении японцев, но ничего не сделал, чтобы предотвратить удар. И все для того, дабы инициировать вступление США во Вторую мировую войну. Действительно, до Перл-Харбор американское общественное мнение было настроено изоляционистски. Граждане страны в большинстве своем не желали умирать ни в Европе, ни в Азии, ни в Атлантическом океане, ни в Тихом. После Перл-Харбор настроения резко переменились. Да, военно-политическое руководство Соединенных Штатов благодаря успеху американских криптографов, которые могли читать многие японские коды, в общих чертах знало о планах Японии по расширению войны, в том числе и о возможной атаке против Вооруженных Сил США. Но в Вашингтоне считали, что первоочередные направления японской экспансии – это Индокитай, который к тому времени был уже оккупирован, и Советский Союз. Поэтому к неизбежно грядущей войне есть еще время подготовиться.

После бомбардировки аэродромов остались разбитые самолеты.

Явно неверно была истолкована японская секретная депеша от 4 декабря 1941 г. В тот день станция радиоперехвата ВМС США в Челтенхеме, штат Мэриленд, перехватила телеграмму, адресованную Токио своему посольству в Лондоне. Она гласила: «Северный ветер, облачно». Ветер по «коду ветров» означал начало военных действий. Против кого? Американские разведчики сочли, что против Советского Союза. И просчитались. «Северный ветер» означал удар по Перл-Харбор. Он, действительно, был нанесен с неожиданного направления – северного.

Президент США Франклин Рузвельт подписывает декларацию об объявлении войны Японии. На левом рукаве его пиджака – черная повязка в память о погибших в Перл-Харбор.

Против СССР Япония не могла начать войну. Во-первых, потому, что в битве под Москвой Красная Армия впервые заставила вермахт перейти от наступления к обороне. Во-вторых, в Токио хорошо помнили уроки Халкин-Гола и Хасана. В-третьих, из-за отсутствия у Страны восходящего солнца энергетических ресурсов наступать на огромную Россию было бесперспективно. По свидетельству Мицио Футида, именно захват месторождений нефти мог служить ключом к победе в войне. Но самая близкая к Японии большая нефть была в то время только в Голландской Индии, современной Индонезии. Успешное наступление в этом направлении могло вестись только через подмандатные Великобритании и США территории. Поэтому главный удар был нацелен туда. Однако без нейтрализации главных сил американского флота эти планы были обречены на провал. Отсюда и Перл-Харбор.

Еще один вопрос, который мучает американских аналитиков: возможно ли повторение Перл-Харбор? Безусловно. События 11 сентября 2001 г. служат тому подтверждением. Террористическая атака на США по способу исполнения совсем не похожа на удар по Перл-Харбор. Однако многие «сюжеты» совпадают. Руководство США знало о деятельности «Аль-Каиды». ФБР и ЦРУ в общих чертах представляли планы этой организации, но предотвратить трагедию так и не смогли.

Конечно, сегодня невозможно скрытно перебросить крупное авианосное соединение через половину Тихого океана и нанести внезапный удар по Гавайским островам. Впрочем, 29 марта – 16 апреля 1985 г. Тихоокеанский флот ВМФ СССР провел масштабные оперативно-тактические учения. Тяжелый авианосный крейсер «Новороссийск», атомная подводная лодка К-360, большие противолодочные корабли «Ташкент», «Николаев» и «Таллин», сторожевые корабли «Порывистый» и «Ревностный» в сопровождении танкера «Владимир Колечицкий» во время этих маневров отработали задачи по выводу соединения на комбинированный удар по Перл-Харбор крылатыми ракетами большой дальности надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации. Трудно сказать, были ли обнаружены советские корабли и готовились ли ВМС и ВВС США к их перехвату. Ведь во время «холодной войны» случались и более крутые сюжеты.

Новая китайская неатомная подводная лодка типа Qing может поражать крылатыми ракетами береговые цели на дальности до 1500 км.

Современные Военно-морские силы США – крупнейшие и сильнейшие в мире. Но американский флот, господствующий в океанах и нередко у чужих берегов, не приспособлен для обороны территории самих Соединенных Штатов. Береговая охрана США, играющая не последнюю роль в борьбе с наркоторафиком, контрабандой и террористами, вовсе не годится для отражения более серьезных угроз с морских направлений. Между тем, большая часть населения Соединенных Штатов обитает в районах, прилегающих к Тихому и Атлантическому океанам. Там же располагаются важнейшие политические центры, военные и индустриальные объекты. Подводные лодки, даже неатомные, а дизель-электрические со вспомогательными воздухонезавсимыми энергетическими установками, оснащенные крылатыми или небольшими баллистическими ракетами, способны с высокой эффективностью атаковывать эти объекты, практически не встречая противодействия (об этом нам доводилось уже писать, см. например, журналы «Военный парад» № 5/2000 и «Национальная оборона» №3/2008).

Ветераны Перл-Харбор. 7 декабря 2011 г.

И такое оружие уже есть. Дизель-электрические субмарины проектов 877/636 получают на вооружение крылатые ракеты семейства Club для атаки морских и наземных объектов. Индийская баллистическая ракета К-15, предназначенная для подводных лодок, имеет дальность стрельбы до 700 км. Недавно в печати появились фотографии новой китайской неатомной подводной лодки типа Qing. Она оснащена анаэробной установкой и вооружена ракетами, способными поражать надводные и береговые цели на дальности до 1500 км. То есть процесс идет, и остановить его не удастся…

Интересно сложились судьбы участников «Операции Z». После налета на Перл-Харбор президент Ф. Рузвельт приказал Фрэнку Ноксу «достать» организатора рейда к Гавайским островам адмирала Исороку Ямомото. В ходе операции Vengeance («Месть») 18 апреля 1943 г. американские истребители P-38 Lightning, получив данные радиоразведки, перехватили самолет, на котором японский адмирал летел из Рабаула, что на Соломоновых островах, на остров Бугенвиль и сбили его. Ямомото погиб. А вот Минору Гэнда, который разработал план авиационного удара по Перл-Харбор, в послевоенной Японии стал генерал-лейтенантом, командующим ВВС Сил самообороны Японии и перед выходом в отставку в 1962 г. удостоился из рук американского генерала Лаймена Леймницера медали «За заслуги». В отличие от своего товарища Мицио Футида отошел от мирских дел, став священником.

Мемориал линкора Arizona.

7 декабря 2011 г. в США, как обычно, широко отмечался День памяти Перл-Харбор. Около 120 ветеранов собрались на военно-морской базе. Они бросили венки в воду у мемориала линкору Arizona, чей остов по-прежнему покоится на глубине гавани. Тогда же представители Ассоциации выживших в Перл-Харбор заявили, что после окончания торжеств эта общественная организация прекращает свою деятельность из-за малочисленности и немощности ее членов.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS