Экспрессы для десанта
В 2012 г. исполняется 60 лет Нижегородскому ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» (ЦКБ по СПК)

Транспортно-десантное судно на воздушной каверне «Атаман Платов» (фото на скорости 40 узлов).

Бюро специализируется в области научных исследований, проектирования и создания скоростных судов, кораблей и катеров с динамическими принципами поддержания. Учеными и конструкторами бюро созданы такие не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы, как КМ («Каспийский монстр»), транспортно-десантный «Орленок» и ракетный «Лунь», которые развивали скорость на основных режимах движения до 500 км/ч. По проектам ЦКБ по СПК построено более 8 тысяч судов на подводных крыльях гражданского и военного назначения.

Георгий АНЦЕВ

Сергей ПЛАТОНОВ

Бюро не имеет равных по разработке катеров и кораблей с воздушной каверной на днище (СВК). Результаты научных и экспериментальных исследований в этой области позволили сформировать расчетно-экспериментальную технологию, обеспечивающую успешное создание целой семейства скоростных и экономичных судов этого класса.

Георгий Владимирович АНЦЕВ – председатель совета директоров – генеральный конструктор ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева»

Как известно, создание скоростных кораблей требует не только большого мастерства и профессионализма конструкторов и кропотливого труда судостроителей, но и значительных материальных затрат, в том числе по их обслуживанию во время эксплуатации. По сути дела, СВК – это обычные водоизмещающие или глиссирующие суда, только имеющие особый профиль днища, куда нагнетается воздух или отработанные газы двигателей, образующие устойчивую воздушную или газовую каверну заданных размеров, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водой и таким образом значительно снижает сопротивление воды движению судна (до 35% в сравнении с глиссерами). По этому принципу технология СВК относится к энергосберегающим. Ряд принципиальных и технических решений СВК защищены патентами.

По проектам ЦКБ по СПК построено и успешно эксплуатируется значительное количество СВК различного назначения: речные пассажирские теплоходы «Линда» (водоизмещение – 25 т, скорость – 55 км/ч), морские таможенные суда проекта 14232 «Меркурий» (100 т, 50 узлов), морские пограничные сторожевые корабли проекта 14230 «Сокжой» (105 т, 50 узлов) и быстроходные десантные катера (ДКА) на воздушной каверне проекта 11770Э «Серна» (105 т, 30 узлов).

О последних стоит сказать особо. Эти ДКА создавались для оснащения больших десантных кораблей (БДК) и предназначались для переброски техники и морской пехоты с БДК на необорудованное побережье. Однако эти катера оказались настолько удачными, что их широко используют на Балтике, Черном море и Тихом океане, а также на Каспии в качестве самостоятельных единиц для скоростной переброски десанта или военного имущества на короткие расстояния. Полное водоизмещение ДКА – 105 т, длина – 25,6 м, ширина – 5,8 м, осадка – 1,52 м. Использование воздушной каверны обеспечивает катеру проекта 11770Э «Серна» 30-узловую скорость и высокую мореходность (до 3,5 м). Дальность его плавания – 600 миль, автономность – одни сутки. Катер способен перебрасывать один основной боевой танк или два бронетранспортера. Вместо них катер может принимать 92 человека личного состава десанта или 50 т грузов. Экипаж катера – 4 человека.

Таможенное судно на воздушной каверне проекта 14232 «Меркурий».

Скорость во время десантных операций нередко играет решающую роль. Чем быстрее войска и техника перебрасываются на плацдарм, тем больше шансов для развития успеха. Опыт эксплуатации ДКА типа «Серна» еще раз подтвердил эту аксиому. Однако стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц требуются более скоростные корабли, обладающие большей грузоподъемностью и десантовместимостью. При этом мобильные и амфибийные характеристики новых кораблей должны соответствовать аналогичным характеристикам «Серны». Это обстоятельство и послужило импульсом для создания транспортно-десантного судна на воздушной каверне проекта 21820Э.

«Атаман Платов» высаживает десант на стратегических учениях «Центр-2011».

В 2010 г. в состав ВМФ России вошло головное судно этого типа, получившее название «Атаман Платов» – в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки вошли в Париж в 1814 г. и «подарили» столице Франции «бистро» (от русского «быстро»), поскольку казаки всегда требовали в кафе их обслуживать как можно скорее. Новое судно, которое вошло в состав Каспийской флотилии ВМФ РФ, заметно больше «Серны». Его полное водоизмещение – 305 т, длина – 44,98 м, ширина – 8,5 м, осадка – 1,9 м. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 м, а грузоподъемность – 120 т. Оно может перевозить два основных боевых танка или четыре бронетранспортера. Выросла и скорость – 35 узлов при высоте волны 0,75 м. Судно может выполнять свою миссию и в шторм при высоте волны 3,5 м. Дальность плавания составляет 500 миль.

Движительно-рулевой комплекс судна, включающий в себя вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса и эффективно работает в условиях мелководья и засоренных акваторий.

Сергей Вячеславович ПЛАТОНОВ – генеральный директор – главный конструктор ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева»

Экипаж катера – 8 человек. На ДКА имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из двух крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5 мм и 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав вооружения может быть другим.

Свои высокие характеристики «Атаман Платов» подтвердил на ряде учений, в том числе на недавно состоявшихся на Каспии стратегических маневрах «Центр-2011». Судно быстро дошло до места боя и высадило на необорудованное побережье морскую пехоту и бронетехнику.

Для российского ВМФ строительство судов этого типа продолжается. Вообще же ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева разработало несколько модификаций судов данного типа. Они отличаются друг от друга компоновочными решениями, главными энергетическими установками, движителями, водоизмещением и скоростью хода. Но все они как нельзя лучше подходят для выполнения десантных операций в полузакрытых и закрытых морях, узкостях и архипелажных водах.

ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» продолжает работы по кораблям и судам на воздушной каверне. На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, который состоялся в июне этого года, можно было познакомиться с проектом морского быстроходного экспедиционного судна с воздушной каверной на днище КВК- 1200. Его водоизмещение – порядка 1200 т, длина – около 80 м, ширина – 14,8 м, скорость полного хода по тихой воде до 50 узлов. За платформой в центральной части корабля, на которую могут совершать посадку вертолеты или беспилотные летательные аппараты, находится вместительный грузовой трюм, оборудованный комплексом грузоподъемных систем и устройств. В этом трюме размещается полезная нагрузка общим весом в 150 т – морские контейнеры, автомобили и другая техника, которая может приниматься через кормовую аппарель или загружаться с помощью грузоподъемных систем и устройств с берега, причала, воды или другого судна. Обладая осадкой около 2 метров, судно может эффективно эксплуатироваться в условиях мелководных акваторий, решая различные задачи: мониторинг, патрулирование, доставка грузов и пассажиров, специальные и т.д.

Морской пограничный сторожевой корабль на воздушной каверне проекта 14230 «Сокжой».

Для решения специальных задач в грузовой трюм корабля могут приниматься контейнеры с вооружением, в том числе ПКР комплексов Club-K и «Уран-Э», модули с противоминным и противолодочным вооружением, роботизированные и беспилотные системы и аппараты воздушного, надводного и подводного применения. Размещение вооружения по модульному принципу, предусматривающее стационарное и сменное вооружение в сочетании с принимаемым в грузовой трюм, обеспечивает кораблю способность выполнять самые разные задачи от высадки десанта до нанесения ударов по кораблям и береговым объектам.

Десантный катер проекта 11770Э «Серна».

Воздушная каверна на днище обеспечивает кораблю высокие скоростные и мореходные характеристики, что в сочетании с малой осадкой позволяет эффективно эксплуатировать КВК-1200 в акваториях островных государств.

ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»

Россия, 603003, г. Нижний Новгород,

ул. Свободы, 51

Тел.: 8 (831) 273-1037

Факс: 8 (831) 273-0248

alekseev@ckbspk.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS