|
Пограничный сторожевой корабль 10410 «Светляк», спущенный на воду Ярославским судостроительным заводом 30 августа этого года. |
С пограничным флотом наше бюро связывает история, уходящая вглубь прошлого столетия. У истоков отечественного пограничного катеростроения стоит КБ, созданное 15 марта 1932 г. при верфи Морпогранохраны. Это самостоятельное подразделение, изначально насчитывавшее не более 10 человек, является прямым предшественником Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз». Катера и корабли, построенные по проектам бюро, стали основным вооружением морских пограничных частей страны. Речь идет о кораблях и катерах проектов 199, 125А, 1400, 1398, 1207, 205П, 1241-2. |
Борис ЛЕЙКИС
В настоящее время для российских морских пограничников строятся пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проекта 10410, более известные как «Светляки». Эти корабли настолько пришлись по душе морским пограничникам, что для отечественного заказчика их построено более трех десятков. Более того, проектом заинтересовались зарубежные заказчики. Экспортная модификация корабля (проект 10412) реализована для Словении и Вьетнама. Проект был оценен руководством нашего государства по достоинству. За его разработку в 2000 г. коллектив бюро был удостоен премии правительства Российской Федерации.
Борис Аврамович ЛЕЙКИС – главный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз» |
В рамках системного подхода к решению задач, стоящих перед Береговой охраной страны, Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» разработана система катеров, способных обеспечить охрану территориальных вод, контроль над соблюдением режима рыболовства в закрытых морях и 200-мильной исключительной зоне, охрану природных ресурсов и экологический мониторинг.
Система кораблей и катеров, предлагаемая ЦМКБ «Алмаз» для охраны морских пограничных пространств, исключительной экономической зоны, континентального шельфа России и конвенционных районов, позволяет обеспечить выполнение всего спектра стоящих перед Береговой охраной задач. При этом необходимо подчеркнуть, что создание единого морского комплекса на базе кораблей и катеров, разработанных ЦМКБ «Алмаз», имеет ряд таких преимуществ, как единый подход к проектированию, высокая унификация технических средств, вооружения, систем связи и навигации, выполненных с учетом требований Береговой охраны пограничной службы ФСБ России. Система кораблей и катеров разработана с учетом того, что современные технические средства, позволяющие создать интегрированную систему охраны госграницы, дают возможность более оперативно использовать имеющиеся силы и средства. Корабли и катера, входящие в систему, оснащены навигационно-тактическими комплексами и интегрированными мостиковыми системами, имеют максимальную автоматизацию управления кораблем, его вооружением и техническими средствами.
Условное разделение охраняемой акватории на три контрольные зоны позволяет применять силы и средства исходя из параметров стоимость/эффективность. В прибрежной зоне (3 мили), к которой относятся территориальные воды, внутренние проливы, открытые рейды портов и гаваней, прибрежные морские районы, несут службу скоростные патрульные катера проектов 12150 «Мангуст», 12200 «Соболь» и 14310 «Мираж».
Эти катера со скоростью хода около 50 узлов позволяют по-новому организовать патрулирование границы. На двух последних катерах такая скорость стала возможной за счет применения комплекса автоматически управляемых днищевых интерцепторов. Данная система позволяет значительно повышать скоростные характеристики катера без увеличения мощности пропульсивной установки, а также добиваться ощутимого умерения бортовой качки (в 1,5-2 раза), что улучшает не только мореходные качества, но и обитаемость. Патрульному катеру-перехватчику «Соболь» водоизмещением 60 т эта система обеспечила прирост скорости хода на 18-19 узлов. Он способен развить до 48 узлов полного хода. Крупная серия «Соболей» в настоящий момент строится для Береговой охраны ПС ФСБ России.
Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь». |
120-тонный катер «Мираж» благодаря данному комплексу стал мировым рекордсменом по скорости в своем классе: он сумел развить 51,2 узла полного хода. Более того, система интерцепторов позволяет «Миражу» сохранять достаточно высокую скорость (около 45 узлов) даже в условиях четырехбалльной волны. Серия из трех единиц построена и сдана Береговой охране России.
28-тонный скоростной патрульный катер «Мангуст» проекта 12150 благодаря своим обводам и использованию приводов Арнесона с частично-погруженными гребными винтами (ЧПГВ) способен развить скорость 53 узла. Не меньшую скорость он может дать и с использованием водометов. В любой из модификаций катер отличает высокая скорость хода, великолепная маневренность и мореходность, что в свою очередь обеспечивает перехват практически любой морской цели. Проект 12150 оказался настолько успешным, что нашел свое применение не только у российских пограничников. «Мангусты» построены и для МЧС, и для Федеральной таможенной службы, и для подразделений Военно-морского флота, и даже для гражданской организации – компании «Водоканал Санкт-Петербурга». И это, надо полагать, не окончательный список заказчиков. Проектом всерьез заинтересовалось МВД России, поэтому не исключено, что в перспективе «Мангусты» будут обеспечивать безопасность движения водного транспорта.
Особое место среди проектов бюро занимают катера на воздушной подушке (КВП). Их безусловными преимуществами являются высокая скорость хода на глубокой воде и на мелководье, над болотистой местностью, невосприимчивость к подводным и плавающим препятствиям, способность выходить на берег. В интересах морских пограничников Каспия был построен КВП проекта 20910 «Чилим». Он помимо осуществления скоростного патрулирования территориальных вод также способен выполнять транспортные задачи: высадку пограничных нарядов в труднодоступных районах, а также их эвакуацию, поисково-спасательные операции.
КВП проекта 20910 «Чилим». |
В зоне пограничного контроля (12 миль) несут службу корабли водоизмещением 400-500 т, предназначенные для охраны закрытых морей и дальней прибрежной зоны. К ним относятся корабли семейства «Светляк», упоминавшиеся нами ранее, в различных модификациях по номенклатуре оружия.
Коллектив бюро разработал и предложил руководству Береговой охраны ПС ФСБ России проект корабля водоизмещением около 3000 т для патрулирования исключительной экономической зоны (200 миль).
Конструкторы ЦМКБ имеют положительный опыт в области модернизации существующих проектов, в том числе зарубежных. Примером может служить переоборудование корабля проекта германской фирмы Abeking & Rasmussen под требования морских пограничников РФ, в результате чего было создано патрульное рыбоохранное судно проекта 6457С «Спрут», сдача которого состоялась 27 мая 2009 г.
При разработке катеров и кораблей для охраны морских рубежей учитываются все особенности службы Береговой охраны, поэтому наши проекты соответствуют самым строгим требованиям заказчика, учитывая и собственный богатый опыт, и мировой опыт в области пограничного кораблестроения.
Патрульное рыбоохранное судно проекта 6457С «Спрут». |