Будни Черноморского флота
В составе Черноморского флота есть уникальные для всего ВМФ объекты

Если бегло просмотреть ленты новостей по метке «Черноморский флот» за прошедший месяц, то информационная картинка получится весьма многогранной. С одной стороны, 20 августа на выведенном из состава флота большом противолодочном корабле «Очаков» прошел ритуал спуска военно-морского флага. «Очаков» был заложен в 1969 г. и вошел в состав ЧФ в ноябре 1973 г. – то есть прослужил 38 лет.

Илья КЕДРОВ

СЕВАСТОПОЛЬ – МОСКВА

С другой стороны, чуть раньше 11 августа, в Объединенной судостроительной корпорации сообщили, что третий сторожевой корабль (СКР) проекта 11356М для Черноморского флота будет заложен осенью 2011 г. на заводе «Янтарь». Первые два фрегата проекта 11356М («Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен»), также строящиеся на «Янтаре» и предназначенные для Черноморского флота, должны быть сданы флоту в конце будущего года.

Командир гвардейского ракетного крейсера «Москва» капитан первого ранга Сергей Тронев.

Еще из августовских новостей можно узнать, что командование Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия BLACKSEAFOR на предстоящий год передано России: ею будет командовать заместитель начальника штаба ЧФ капитан первого ранга Юрий Земский, а флагманским кораблем группировки стал большой десантный корабль (БДК) «Цезарь Куников».

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий проверил готовность корабельных соединений Черноморского флота к командно-штабным и тактическим учениям. Главком побывал в Новороссийской военно-морской базе и в головной базе ЧФ в Севастополе, где, в частности, проверил подготовку гвардейского ракетного крейсера «Москва» к выполнению ракетных и артиллерийских стрельб повышенной сложности, а также посетил 17-ю школу младших специалистов, готовящую военных водолазов.

В конце месяца гвардейский ракетный крейсер «Москва» и сторожевой корабль «Пытливый» в составе отряда успешно выполнили стрельбы зенитными ракетами по мишеням.

Другими словами, ЧФ живет обычной для любого другого флота в мире жизнью, учится, ходит на учения, на боевую службу – как в Черном море, так и далеко за его пределами.

По своему корабельному составу Черноморский флот – самый «пожилой» из всех флотов России. Причина тому – некоторая политическая неопределенность, связанная с тем, что главная база флота расположена на территории другого государства, а также общее для ВС РФ в целом скудное финансирование в 90-е годы.

Однако операция по принуждению Грузии к миру в 2008 г. наглядно продемонстрировала, что России нужны не только стратегические подводные лодки, но и современные надводные корабли, способные решать задачи оперативного и тактического характера. Вскоре после окончания той войны было принято решение об усилении ЧФ за счет кораблей других флотов, а также о строительстве новых единиц для него. 31 июля 2011 г., в День флота, главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что ЧФ пополнится шестью дизель-электрическими подводными лодками проекта 636 и шестью новыми фрегатами. На Адмиралтейских верфях заложена первая «Варшавянка» для ЧФ – Б-261 «Новороссийск». О строительстве первой тройки фрегатов проекта 11356М на «Янтаре» мы уже говорили.

Пока же моряки-черноморцы выполняют стоящие перед ними задачи на имеющейся технике, поддерживая ее в боеготовном состоянии. Корабли флота активно участвуют в международных морских учениях, совершают дальние походы, выполняют задачи по борьбе с пиратством у берегов Африки. По словам начальника штаба – первого заместителя командующего ЧФ вице-адмирала Александра Трояна, за 2010 г. корабли флота прошли 230 тысяч миль.

В год, даже только по Черному морю, «Москва» проходит 15-20 тысяч миль.

22 ТЫСЯЧИ МИЛЬ – ЗА ОДИН ПОХОД

Как говорит командир флагмана флота – гвардейского ракетного крейсера «Москва» капитан первого ранга Сергей Тронев, в год, даже только по Черному морю, его корабль проходит 15-20 тысяч миль. В прошлом же году состоялся самый продолжительный дальний поход за всю новейшую историю Черноморского флота: «Москва» провела в море 5 месяцев и прошла за это время 22 тысячи миль. Крейсер принял участие в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010», в ходе которого выполнил стрельбы ракетным комплексом «Базальт», поразив двумя крылатыми ракетами морскую цель. Кроме того, в ходе подготовительной части и на самих учениях крейсер выполнил 30 различных стрельб по надводным и воздушным целям корабельной артиллерией и зенитно-ракетными комплексами самообороны с постановкой активных и пассивных помех. Совместно с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» и кораблями Тихоокеанского флота крейсер «Москва» отработал сложное совместное маневрирование, провел тактическое учение по организации противовоздушной обороны отряда кораблей с комплексным применением сил и средств ПВО и привлечением морской авиации Тихоокеанского флота, тактические учения по задачам радиационной, химической и биологической защиты и связи. Также крейсера «Москва» и «Петр Великий» провели совместные учения с кораблями ВМС Индии.

На переходе на Дальний Восток ГРКР «Москва» демонстрировал флаг в оперативно важных районах Мирового океана, заходил в порты Омана, Индии, Филиппин, Малайзии и Шри-Ланки. При форсировании Цусимского пролива экипаж крейсера отдал дань памяти морякам, погибшим во время русско-японской войны.

Высадка десанта с БДК «Цезарь Куников».

Напомним, что ГРКР «Москва» – головной корабль проекта 1164 «Атлант». Он был заложен в 1976 г., спущен на воду в 1979 г., введен в состав флота в январе 1983 г. Водоизмещение корабля – 11490 т. В соответствии с паспортными характеристиками максимальная скорость хода – 32 узла. По словам Сергея Тронева, на прошлогодних учениях максимальная скорость, достигнутая кораблем, составила 30,5 узла.

Управление кораблем осуществляется с помощью боевой информационно-управляющей системы «Лесоруб». Эта БИУС, созданная в НПО «Марс», была предъявлена на государственные испытания в 1980 г. Система построена на элементной базе третьего поколения.

Основное вооружение ГРКР «Москва» – 16 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-1000 «Вулкан». Также в составе вооружения – 130-мм артустановка AK-130, зенитная ракетная система «Форт» и комплекс «Оса». В ангаре возможно базирование вертолета Ка-27ПС или Ка-27ПЛ.

Основное предназначение крейсера – придание боевой устойчивости группировкам ВМФ, находящимся в океанской зоне, уничтожение авианосных и корабельных ударных групп. Крейсер может наносить удары и по береговым объектам как в обычном, так и в спецснаряжении.

Экипаж корабля – 500 человек, из которых 50 офицеров и 101 мичман. Кстати, весь экипаж крейсера, за исключением тех, кто имеет дисциплинарные взыскания, в течение уже почти трех лет получает дополнительные выплаты по небезызвестному приказу министра обороны №400. Как говорит Сергей Тронев, «в реальном выражении – это добавка к денежному довольствию от 70 тысяч рублей у младших офицеров и до 120 тысяч у командира корабля. Старание для того, чтобы попасть в этот приказ, проявляется».

В 2011 г. корабль сдал проложенные по курсу боевой подготовки задачи: ведение боя одиночным кораблем и совместно с группировкой. С 6 по 12 июля в составе группировки кораблей ЧФ (в том числе – из состава Новороссийской ВМБ) были проведены учения с высадкой десанта. «Москва» отрабатывала условную стрельбу по корабельной ударной группе, осуществляла фактические стрельбы в обеспечение высадки десанта, стрельбы по ракете-мишени «Термит» и по морской цели.

В море неверующих нет

Помощник командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими протоирей Александр Бондаренко в корабельной церкви крейсера «Москва». В прошлом отец Александр – морской офицер, капитан второго ранга. Пока он единственный штатный священник на Черноморском флоте. В корабельной церкви ГРКР «Москва» он каждый месяц служит литургию.

По согласованию с крымской епархией, за самыми крупными соединениями и частями ЧФ закреплены 15 священников. Помимо «Москвы», храм оборудован на спасательном судне «Коммуна», а на спасательном судне «ЭПРОН» имеется молитвенная комната.

 

ВОЕННЫХ ВОДОЛАЗОВ ГОТОВЯТ ТОЛЬКО В СЕВАСТОПОЛЕ

Есть в составе Черноморского флота уникальные для всего ВМФ объекты. Один из них – уже упоминавшаяся 17-я военно-морская школа младших специалистов им. адмирала Ф.С. Октябрьского.

Школа водолазов была создана в России 5 мая 1882 г. по указу императора Александра III в Кронштадте. Она стала первым в мире учебным заведением, где готовили специалистов водолазного дела. На обучение в школу принимались лица офицерского состава и нижние чины. За первые четыре года своего существования школа подготовила около 200 квалифицированных водолазов из нижних чинов и 40 водолазных специалистов из числа офицеров.

Подготовка к спуску под воду водолаза из экипажа водолазного морского судна ВМ-154.

Одна из задач военных водолазов – разграждение десантных заграждений для подготовки высадки десанта.

В 1928 г. школа водолазов была объединена с балаклавскими водолазными курсами ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения). С 1931 по 1941 гг. объединенная структура именовалась Военно-морским водолазным техникумом, в котором проходили подготовку водолазы ЭПРОНа. При техникуме также существовали командирские классы. В октябре 1941 г. школа была передислоцирована сначала в Астрахань, а затем в поселок Слюдянка на берегу озера Байкал. Уже через два месяца после передислокации, несмотря на жестокий мороз, была продолжена подготовка водолазов. После освобождения Крыма в 1944 г. школа вернулась в Балаклаву, а в 1957 г. была перебазирована в Севастополь, в бухту Карантинная, где и находится по сей день.

За все время своего существования школа подготовила около 86 тысяч квалифицированных водолазов. Пять выпускников школы удостоены звания Героя Советского Союза.

На сегодняшний день 17-я школа – единственное учебное заведение, которое готовит водолазов для кораблей и частей всего Военно-морского флота России.

В соответствии со штатным расписанием за один набор (в год – два набора) школа может готовить 160 специалистов различных квалификаций и направлений подготовки: водолазов-спасателей, водолазов-инструкторов, водолазов-сварщиков, водолазов-взрывников, водолазов-глубоководников, водолазов специального назначения 3 категорий: водолазов-подрывников, водолазов-разведчиков и водолазов подводно-технических работ. Кроме того, школа готовит специалистов аварийно-спасательных и судоподъемных работ в количестве 60 человек в год. За прошлый год прошли обучение 253 младших специалиста различных водолазных квалификаций и дополнительно – 14 военнослужащих по контракту.

Занятия в школе по специальности продолжаются 4 месяца. За это время курсанты проходят теоретическую подготовку в кабинетах водолазного дела и на учебно-водолазном полигоне. После окончания теоретического курса сдаются зачеты на допуск к водолазным спускам. Для проведения водолазных спусков в школе есть учебный полигон с 11 водолазными постами, на которых можно обеспечить одновременный спуск под воду 55 водолазов в различных типах водолазного снаряжения.

Владимир Белявский.

 

Владимир Карпушенко.

Два героя

Командир 810 отдельной бригады морской пехоты ЧФ полковник Владимир Белявский и его заместитель подполковник Владимир Карпушенко удостоены звания Героя Российской Федерации. Оба офицера отличились в ходе проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.

Однажды подразделение морских пехотинцев было вынуждено вести бой в горной части республики с превосходящими силами противника. Подполковник Владимир Белявский, как старший по званию, умело командовал подразделением. В напряженном бою бандформирование было рассеяно с большим уроном для него. Подразделение выполнило поставленную перед ним задачу, понеся при этом небольшие потери.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, Указом президента РФ от 8 августа 2006 г. гвардии подполковнику Белявскому Владимиру Анатольевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Командир разведывательной роты 810-го отдельного полка морской пехоты Владимир Карпушенко участвовал в контртеррористической операции на территории Дагестана и Чеченской Республики с сентября 1999 г. по февраль 2000 г. За это время он провел 60 боевых операций, не раз проявлял мужество и отвагу. Так, 27 ноября 1999 г. в ходе боя вынес тяжело раненного матроса в безопасное место, затем продолжил бой. 6 января 2000 г., действуя во главе разведывательного дозора, капитан Владимир Карпушенко обнаружил опорный пункт боевиков численностью до 40 человек, контролирующих дорогу между населенными пунктами Карачой и Дыш-Ведено. Карпушенко передал разведданные командиру батальона и получил приказ – одновременно с наступлением главных сил батальона ударить по боевикам с тыла. Атака разведчиков с тыла вызвала панику среди боевиков и обеспечила успех действий батальона. В самом начале боя капитан Карпушенко был ранен в бедро, но оставался в строю и руководил действиями до его окончания.

Владимир Карпушенко был удостоен звания Героя Российской Федерации в соответствии с Указом президента РФ от 14 апреля 2000 г.

 

Водолазы специального назначения, которых чаще называют диверсантами, проходят отработку использования специального оружия – проводят подводные стрельбы и подводное минирование.

На завершающем этапе практической подготовки по специальности курсанты выполняют водолазные спуски в море с борта водолазных катеров на глубины 15, 25, 35 и 45 метров. Курсанты, проходящие обучение по специальности «водолаз-глубоководник», стажируются на спасательном судне «Эпрон». В составе оборудования этого судна имеется нормобарический скафандр Hardsuit, позволяющий водолазу работать на глубине до 365 метров.

После окончания службы подготовленные 17-й школой водолазы продолжают работать по полученной специальности, в том числе в МЧС. По словам начальника 17-й военно-морской школы капитана первого ранга Николая Седова, недавно одного из своих выпускников он увидел в репортаже о подъеме затонувшего теплохода «Булгария».

Спасатели и водолазы Черноморского флота не только проходят подготовку в соответствии с планами командования, но и участвуют в международных учениях. В частности, свою выучку они продемонстрировали на проходивших с 30 мая по 9 июня у побережья Испании международных военно-морских учениях Bold Monarch 2011. В этой тренировке были задействованы корабли, авиация и подводные лодки из состава ВМС 20 стран НАТО, а также отряд кораблей Черноморского флота в составе подводной лодки «Алроса», спасательного буксира «Шахтер», киллекторного судна КИЛ-158 и спасательного судна «Эпрон». На борту КИЛ-158 находился новейший аэромобильный поисково-спасательный комплекс Panther-XT Plus, принятый на вооружение спасательных сил флотов ВМФ России.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS