Тайны «Привидения»
Инженеры компании Juliet Marine Systems не стали изобретать велосипед, а воплотили в конструкции Ghost ряд уже известных технологий


Бюро по регистрации патентов и торговых марок США (USPTO) и ВМС США сняли режим секретности с «суперкавитационного» катера Ghost («Привидение»). Он разработан небольшой компанией Juliet Marine Systems из Портсмута, штат Нью-Гэмпшир, за счет собственных средств, но в интересах Военно-морских сил Соединенных Штатов и под контролем правительства США.

Александр МОЗГОВОЙ

 

Собственно, снятие режима секретности немногое прояснило в отношении деталей конструкции этого судна. Компания Juliet Marine Systems опубликовала лишь короткий пресс-релиз и фото аппарата, «способного развивать высокие скорости за счет создания вокруг корпуса суперкавитационной полости». При этом, как утверждается в пресс-релизе, «трение воды уменьшается в 900 раз». Как заявляют разработчики, «Привидение» представляет собой «комбинацию катера и летательного аппарата».

Опытовое судно Sea Shadow.

Но, согласитесь, все это больше смахивает на рекламный пассаж, нежели на техническую информацию, на основе которой можно судить о достоинствах и недостатках судна новой конструкции. Очевидно, это обстоятельство подвигло корреспондента авторитетного американского журнала Aviation Week & Space Technology Грэхема Уорвика предпринять расследование. Прямо скажем, он преуспел лишь отчасти, поскольку сведения, полученные им, лишь немного приподнимают завесу секретности над проектом. И все-таки ему удалось выяснить несколько важных деталей. Появилось и фото «Привидения», сделанное в эллинге.

Ghost на стопе.

И вот что следует из расследования Грэхема Уорвика и что можно увидеть на фото катера Ghost. «Привидение» на стопе и малой скорости представляет собой небольшой тримаран, а на полном ходу катер превращается в катамаран с малой площадью ватерлинии. Он состоит из главного корпуса, где размещаются рубка с системами управления, энергетическая установка, вооружение и экипаж, а также двух торпедообразных подводных гондол с электромоторами и устройствами, создающими воздушные каверны, которые способствуют резкому уменьшению трения, а, следовательно, увеличению скорости. Главный корпус соединен с гондолами тонкими в профиле, но достаточно длинными пилонами, напоминающими самолетные крылья.

Похожая конструкция была у выведенного в 2006 г. из состава ВМС США опытового судна Sea Shadow («Морской призрак»), построенного корпорацией Lockheed для отработки stealth-технологий. Но на подводных гондолах «Призрака» не было никаких кавитационных устройств. Они ему были не нужны. Ведь создатели Sea Shadow стремились обеспечить своему детищу не большую скорость (она составляла всего 14,2 узла), а малую заметность. Отличает «Привидение» от «Морского призрака» и способность менять положение гондол по отношению к корпусу (на Sea Shadow пилоны являлись продолжением главного корпуса). На Ghost пилоны через систему управления способны менять угол атаки. Это влияет на скоростные характеристики катера. Благодаря наличию пилонов, имеющих значительную площадь, при определенных режимах, вероятно, создается подъемная сила (аэродинамическая разгрузка), также облегчающая судну достижение высокой скорости.

Но все эти решения тоже не новинки. Изменение углов атаки пилонов предусматривал нереализованный проект катера-перехватчика CHARC фирмы Lockheed-Martin. А по теме судов с аэродинамической разгрузкой с начала 60-х годов прошлого века успешно работает Зеленодольское ПКБ.

Катера-перехватчики CHARC.

Таким образом, можно утверждать, что инженеры компании Juliet Marine Systems не стали изобретать велосипед, а воплотили в конструкции Ghost ряд уже известных технологий, увязав их в одно целое. Такой подход, несомненно, имеет право на существование, если он достигает поставленной цели. А что же «суперкавитационный катер»?

Как выяснил Грэхем Уорвик, «Привидение» развивает такую же полную скорость хода, что и катер американского военно-морского спецназа Mark V. Она составляет 54 узла. Это неплохой результат, однако вовсе не рекордный. Российская скоростная подводная ракета «Шквал» разработки ГНПП «Регион», в которой используется эффект кавитации, движется со скоростью 200 узлов, а 50-тонный катер Зеленодольского ПКБ «Циклон» с аэродинамической разгрузкой бежал на 80 узлах (расчетная скорость «Акваплана» – новой разработки ЗПКБ – 120 узлов).

Впрочем, по сравнению с катером типа Mark V у Ghost есть ряд достоинств. Он в полтора раза быстрее разгоняется до полной скорости. У него вдвое большая за счет экономии топлива дальность плавания, то есть она составляет около 1000 миль. На волнении ход «Привидения» более стабильный. Однако все это не дает говорить о разработке компании Juliet Marine Systems как о выдающемся достижении в области скоростного судостроения. Хотя катер, безусловно, заслуживает внимания.

Первая информация о Ghost появилась в марте этого года. Председатель совета директоров и президент компании Juliet Marine Systems Грегори Санкофф поведал тогда, что создаваемые его фирмой катера остро необходимы для борьбы с пиратами. Обладая высокой скоростью и маневренностью, они могут использоваться в качестве перехватчиков быстроходных моторных лодок корсаров. В пресс-релизе по поводу рассекречивания «Привидения» речь уже ведется о катере, способном нести значительную боевую нагрузку, включая торпеды. Говорится также о том, что на базе Ghost могут создаваться более крупные платформы – скоростные «корветы» длиной до 45 м (до корветов они, конечно, не дотягивают). И по этому поводу с командованием ВМС одного из неназванных государств уже ведутся переговоры. Такие корабли, дескать, могут бросить вызов новейшим, но весьма недешевым литоральным боевым кораблям (LCS), которыми сейчас пополняется американский флот, и таким образом «сократят до минимума потребность ВМС США» в них. 

Катер «Циклон» разгонялся до 80 узлов.

Однако сам факт снятия режима секретности с Ghost свидетельствует о том, что ВМС США вряд ли намерены в настоящее время развивать проект фирмы Juliet Marine Systems. Они признали его либо бесперспективным, либо в условиях вновь обостряющегося финансового кризиса у них просто нет средств для дальнейшей его доводки. И в этом контексте «вольная» «Привидению» объяснима. Ведь разработку можно совершенствовать за чужой счет.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS