Ракетный катер «Катран» – преемник «Осы»
Ракетные катера проекта 205 – самые массовые в своем классе

Ракетный катер проекта 20970 «Катран».

В последние десятилетия военно-морскими экспертами не раз высказывались мнения, что эра ракетных катеров, строившихся массово в 1960-1980-х гг. и составлявших основу ударных надводных сил флотов стран «третьего мира», закончилась. Основания для таких скоропалительных заключений, в частности, якобы давал опыт боевых действий американских ВМС против иракских катеров в 1991 г.

Дмитрий ЛИТИНСКИЙ

 

Основные выводы: ракетный катер беззащитен против авиации, которая потопит его до момента применения оружия по надводной цели. Поэтому продолжение строительства малых ракетных катеров (водоизмещением до 350 т) бессмысленно, а если строить – то большие (более 500 т) катера, вооруженные эффективными комплексами ПВО и развитыми средствами РЭБ.

Однако при ближайшем рассмотрении очевидность таких выводов оказывается под сомнением.

Во-первых, ставить крест на эффективности ракетных катеров вообще, рассматривая ситуацию спланированных наступательных боевых действий Вооруженных Сил США, в том числе авианосного соединения, против одиночных и действовавших спорадически (если это вообще имело место) иракских катеров, мягко говоря, не корректно. Тезис о доминировании авиации на море со времен Второй мировой войны никем не ставился под сомнение. Действия ракетных катеров против крупных надводных боевых кораблей могут быть эффективными только при гарантированном целеуказании, поддержке со стороны авиации берегового базирования и средств РЭБ, то есть при обеспечении им «режима благоприятствования» своими вооруженными силами, и наконец, с использованием фактора внезапности.

Во-вторых, катера, спроектированные в 1960-е гг. и построенные в последующие десятилетия, явно не соответствовали требованиям времени ни по своему основному – ракетному – вооружению, ни по возможностям средств обнаружения и целеуказания, ни по оборонительным возможностям, ни, наконец, по своему техническому состоянию.

На самом деле, преждевременные «похороны» ракетного катера как класса были обусловлены двумя основными факторами. Первый – это огромные геополитические изменения в мире, связанные с исчезновением СССР и распадом Варшавского договора. Это, с одной стороны, заставило почти весь мир поменять приоритеты в военном строительстве и поставило под сомнение возможность дальнейшего приобретения и поддержания технического состояния военной техники советского производства, а с другой – наводнило мир ставшим «лишним» оружием, которое можно было купить сравнительно дешево. Второй фактор – объективное отсутствие необходимости восполнения естественной убыли корабельного состава флотов «третьих стран» в условиях военно-политической неопределенности.

Дальнейшие события показали, что ракетные катера отнюдь не сошли со сцены. Спровоцированное экспертным сообществом стремление «небогатых» стран, традиционно ориентированных на закупки для своих флотов ракетных катеров, получить более эффективные боевые единицы, вызвало появление таких кораблей, как, например, Victory и Super Vita. Более состоятельные покупатели заинтересовались корветами. В результате желания повышения боевых возможностей катеров покупатель встал перед проблемой цены, рост которой во многих случаях оказался несоизмеримым с его возможностями. Даже Германия, выбравшая для замены выводимых из боевого состава флота ракетных катеров корветы проекта K130, столкнулась с этой проблемой – несмотря на изменившиеся задачи, такое замещение не кажется адекватным. С другой стороны, некоторые страны, ранее не проявлявшие интереса к ракетным катерам, обзавелись этим подклассом боевых кораблей – например, Республика Корея.

Ракетные катера проекта 205 – самые массовые в своем классе.

В настоящее время в составе флотов восьми государств числятся более семидесяти ракетных катеров советской постройки проекта 205 (Osa – по классификации НАТО). Это потенциальный рынок для ракетного катера нового поколения, который спроектирован санкт-петербургским ЦМКБ «Алмаз» с максимально возможным учетом спектра требований широкого круга зарубежных заказчиков.

Проект 20970 «Катран» можно назвать своеобразной реинкарнацией проекта 205 не только потому, что при его создании использован весь богатейший опыт ЦМКБ «Алмаз» (в прошлом году фирма отметила свое 60-летие). И не потому, что эта платформа несет современное вооружение российского производства. А потому, что в пропульсивном комплексе «Катрана» предлагается использовать двигатели хорошо известных зарубежных компаний. Это избавит покупателя от возможных проблем, связанных с эксплуатацией снятых с производства российских дизелей семейства М503.

Катер предназначен для борьбы с надводными кораблями и боевыми катерами противника, несения патрульной службы по охране морского района в открытых прибрежных акваториях морей, океанов и во внутренних морях.

В составе ударной группы, самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота «Катран» может решать следующие основные задачи:

— наносить удары по надводным кораблям и боевым катерам, десантно-высадочным средствам и транспортам противника;

— содействовать частям береговой обороны в решении задач по охране границ;

— поддерживать высадку морских десантов;

— вести тактическую разведку;

— нести патрульную службу по охране территориальных вод и морской экономической зоны.

Корпус катера выполнен достаточно прочным для плавания в разреженном льду толщиной до 0,4 м. Мореходные качества корабля достаточны для безопасного плавания при состоянии моря до 7 баллов и эффективного использования оружия на волнении до 5 баллов включительно без ограничений по курсу и скорости. Непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков.

Главная энергетическая установка – двухвальная дизельная суммарной мощностью 6790 кВт с приводом на водометы.

Состав вооружения сбалансирован и наряду с высоким ударным потенциалом гарантирует эффективную самооборону корабля от надводного и воздушного противника.

Противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Уран-Э»:

— крылатые ракеты 3М-24Э

(Х-35Э) в ТПК 3С-34Э – 8 штук;

— пусковая установка 3С-24Э – два комплекта;

— корабельная аппаратура системы управления 3Р-60УЭ1.

Максимальная дальность стрельбы ПКРК – 130 км (минимальная – 3-5 км).

Артиллерийское вооружение катера состоит из 57-мм универсальной автоматической установки А-220М и двух 30-мм шестиствольных автоматических установок АК-630М с цифровой системой управления стрельбой «Багира». Его дополняют два 12,7-мм пулемета.

Зенитное ракетное вооружение – комплекс 3М-47 «Гибка», обеспечивающий наведение и дистанционный автоматизированный пуск ЗУР типа «Игла-М» с корабельной турельной пусковой установки.

Средства РЭП катера – комплекс постановки пассивных помех ближнего рубежа ПК-10.

Активная трехкоординатная РЛС «Позитив-МЭ 1.2» выполняет функции БИУС по целеуказанию и целераспределению. По требованию заказчика корабль может иметь опускаемую ГАС обнаружения ПДСС «Анапа-МЭ» и ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64.

Автоматизированная система управления включает интегрированную мостиковую систему (АРМ командира корабля, вахтенного офицера, штурмана и рулевого), предусмотрена система управления техническими средствами (ГЭУ, ЭЭСК, общекорабельные системы). Автономность катера по запасам провизии – 10 суток. Для экипажа на корабле созданы комфортные условия: предусмотрены каюта командира, двухместные каюты офицеров, четырехместные – для старшин и восьмиместные кубрики, кают-компания офицеров и столовая команды.

office@almaz-kb.sp.ru

www.almaz-kb.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS