Мощное средство удара
Современные тенденции развития тактического противокорабельного ракетного оружия

Эсминец ВМФ РФ наносит удар ракетным комплексом «Москит».

Впервые ракетное оружие в качестве главного ударного средства появилось на боевых кораблях России (тогда Советского Союза) еще на рубеже 50-60-х гг. прошедшего столетия. Поначалу оно не было по достоинству оценено другими странами. Ситуация изменилась после октября 1967 г., когда во время шестидневного арабо-израильского конфликта египетский ракетный катер типа Komar, оснащенный противокорабельными ракетами советского производства, с первой же атаки уничтожил израильский эсминец Eilat.

Валерий СТОУНОВ

 

Это событие может рассматриваться в качестве исходной точки отсчета, после которой ведущими морскими странами был открыт широкий фронт работ по развитию этого вида морского тактического оружия. Именно тогда начали создаваться наиболее известные в мире образцы данного класса вооружений: французская ракета Exocet (начало разработки 1968 г.) и американская Harpoon (начало работ – 1969-1972 гг.). К этому же периоду могут быть отнесены первые проработки российской противокорабельной ракеты (ПКР) подобного класса – 3М-24Э (авиационный аналог – Х-35Э). Интересно отметить, что по военно-технической идеологии все три образца практически идентичны. При их проектировании превалировал рациональный подход к выбору тактико-технических характеристик ПКР, который диктовался принципом обеспечения разумного компромисса между боевыми возможностями создаваемых ракет и их стоимостью.

ПКР данного класса предназначались для поражения наиболее многочисленных морских целей: транспортных судов, малотоннажных и среднетоннажных боевых кораблей. При этом габаритно-массовые показатели и степень автономности корабельных комплексов на базе этих ПКР должны позволять их использование на небольших кораблях (класса «ракетный катер» – «корвет»). Кроме того, закладывалась унифицированность ПКР по носителям – не только морским, но и береговым, а также авиационным.

Пусковая установка ПКР «Уран-Э» на сторожевом корабле.

Сходны эти ракеты и по принципам наведения на цель. На всех рассматриваемых типах используется инерциальная система наведения в комплексе с радиовысотомером высокой точности и активной радиолокационной головкой самонаведения (в дальнейшем нашла применение система спутниковой навигации, на ряде образцов использовался и пассивный способ). Алгоритмы работы АРГС обеспечивают максимальную скрытность ее радиоизлучения. Обнаружение ПКР противником затруднено главным образом за счет выполнения полета на высокой дозвуковой скорости (М=0,85-0,93) и предельно малой высоте (от 5 до 3 метров).

Эсминец Mumbai ВМС Индии атакует цель ПКР 3М-24Э комплекса «Уран-Э».

В то время когда США, Франция и ряд других стран разрабатывали и осваивали производство первых дозвуковых ПКР, в Советском Союзе с середины 70-х гг. уже успешно велись работы по созданию управляемых ракет, обладающих более высоким уровнем летно-технических характеристик. Речь идет о корабельном комплексе «Москит-Э» (ракета 3М-80Е со скоростью полета около 800 м/с), а также авиационной противокорабельной высокоскоростной ракете Х-31А (со скоростью полета 1000 м/с). За счет большой скорости уменьшается время нахождения ракет в зоне противоракетных оборонительных систем противника и этим обеспечивается высокий уровень их выживаемости. Специалисты отмечают, что создателями этих образцов осуществлен настоящий технологический прорыв, который стал возможен, главным образом, за счет внедрения нового типа комбинированной двигательной установки, включающей в себя прямоточный воздушно-реактивный двигатель и разгонный твердотопливный блок. До настоящего времени эта российская технология не освоена ни одной зарубежной фирмой. Франция сегодня только прорабатывает ее внедрение на перспективных образцах. При этом, только за счет замены РДТТ на ПВРД ожидается увеличение дальности применения ракет в два раза.

Сегодня Россией успешно реализуются оба направления развития ПКР – как малогабаритных дозвуковых, так и сверхзвуковых.

В последнее время линия сверхзвуковых ПКР пополнилась еще несколькими российскими образцами. Это противокорабельные системы Club с ракетами типа 3М-54Э (ТЭ), 3М-14Э (ТЭ) разработки ОКБ «Новатор» и «Яхонт» с ПКР 3М-55Э (разработчик – «НПО машиностроения»). По своим боевым возможностям эти системы представляют собой оперативно-тактический класс противокорабельного оружия. Следует отметить, что при создании последних ПКР был внедрен ряд оригинальных технических решений, позволяющих по-прежнему оценивать российскую конструкторскую школу ПКР как лучшую в мире.

Морскую цель атакует мобильный береговой комплекс «Бал-Э».

Что касается ПКР типа 3М-24Э (Х-35Э), то эта ракета, пройдя затянувшийся из-за кризиса 90-х гг. путь летных испытаний и доводок, появилась на многих носителях и зарекомендовала себя как эффективное и универсальное оружие. Сегодня корабельный комплекс «Уран-Э» с ПКР 3М-24Э в рамках военно-технического сотрудничества поставляется ряду зарубежных стран. Вооружаются комплексом и российские корабли. Мобильный береговой комплекс «Бал-Э» с этой ракетой после отличных результатов государственных испытаний стал поступать на вооружение ВМФ. Один из первых комплексов направлен на охрану Каспийского побережья. По оценкам специалистов, «Бал-Э» имеет хорошую экспортную перспективу. Уже поступают заявки на его приобретение из зарубежных стран. Авиационная версия – Х-35Э – прошла испытания на ряде типов самолетов. Эта ракета входит в состав вооружения палубных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, поступающих на вооружение индийского авианосца Vikramaditya (модернизированный «Адмирал Горшков»).

Эффективность систем ПКР была продемонстрирована в ряде военных операций второй половины прошлого столетия. Наиболее яркие эпизоды применения ПКР связаны с известным военным конфликтом между Англией и Аргентиной из-за Фолклендских островов, когда аргентинскими ВВС ракетами Exocet АМ.39 были потоплены английский эсминец Sheffield и контейнеровоз Atlantic Conveyor.

В боевых действиях между Ираном и Ираком с февраля 1983 г. и до июля 1984 г. было зарегистрировано 112 попаданий иракских ПКР в надводные цели. При этом, почти в 60% случаев атакованные корабли были потоплены или сильно повреждены.

Пусковая установка оперативно-тактического комплекса «Бастион-П».

В последние десятилетия ПКР нигде не отличились. Но это не значит, что они перестали быть грозным оружием. Каковы же перспективы их развития? Со времени распада Советского Союза и окончания «холодной войны» происходит пересмотр военно-морских доктрин ведущих держав. Представляют интерес новые аспекты военно-морской стратегии США (Sea Power 21), в соответствии с которой вместо «войны на море», т. е. борьбы против флотов противника на океанских и морских акваториях, ставится задача смещения акцентов на «войну с моря». Иными словами, сегодня в качестве первоочередных целей возможных морских операций рассматриваются корабли и катера противника в прибрежных водах, береговые объекты и объекты в глубине территорий противника, которые должны быть атакованы с моря. Сегодня в США уже созданы так называемые литоральные боевые корабли, предназначенные для проведения операций в прибрежных зонах.

Новые военно-политические реалии не могут не отразиться на развитии вооружений, в том числе ПКР. Прежде всего, развитие систем противокорабельного оружия пошло по расширению номенклатуры видов целей. Из средства борьбы на море ПКР превращаются в средства борьбы в прибрежных и береговых зонах. Последние разработки как отечественных, так и зарубежных ПКР способны успешно действовать не только по кораблям в открытом море, но и по находящимся в гаванях, а также по целому ряду береговых целей, в том числе по удаленным от берега и закрытым рельефом местности. Такие ракеты, как правило, оснащаются системами спутниковой навигации.

Пусковая установка оперативно-тактического комплекса Club-М.

По этому направлению, например, идет развитие семейства ракет типа Exocet, в котором новый модифицированный вариант Block III специально доработан для применения по береговым целям. В последних разработках Harpoon Block II Plus предусматривается программная поддержка для обеспечения траектории и профиля полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Harpoon 21 (Harpoon Block III) снаряжается трехрежимной ГСН и средствами распознавания целей.

Сегодня можно говорить о появлении нового класса морских ракет, которые, в отличие от обычных ПКР, могут рассматриваться как унифицированные по целям. В качестве одного из первых образцов российских ракет такого класса назовем 3М-14Э (ТЭ). В комплектации для поражения береговых целей ракета снаряжается предназначенным для этого типом БЧ. Головка самонаведения ракеты способна выделять на фоне подстилающей поверхности не только радиоконтрастные, но и слабозаметные малоразмерные цели. Российские разработки ПКР не только не отстают от лучших западных образцов, но и по оригинальности и глубине технических решений намного превосходят их.

Новые элементы современных военно-морских стратегий значительно усиливают роль мобильных береговых универсальных ракетных систем, способных наносить поражение кораблям противника, находящихся в различной стадии наступательной операции, а также наносить удары по десантам и захваченным противником береговым объектам и территориям. Береговые ракетные системы, обладая такими качествами, как мобильность, возможность скрываться в складках местности и располагая большим боезапасом, способны обеспечить эффективную защиту прибрежных территорий без чрезмерно больших затрат средств. Именно такие функции призван выполнять береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал-Э». За создание БРК «Бал-Э» группа работников Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Указом президента РФ удостоена государственных наград.

Что касается дальнейшего развития российских ПКР типа Х-35Э (3М-24Э), то в настоящее время ее разработчик – российская Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» – заявляет о готовности к производству новой ракеты этого класса – Х-35УЭ. Она по основным тактико-техническим характеристикам в 2-2,5 раза превосходит прототип. Нет сомнения в том, что в новой версии ПКР использованы последние достижения российского ракетостроения и учтены те тенденции развития противокорабельного оружия, которые характерны для самых новых образцов ведущих компаний мира.

Противокорабельная ракета Х-35УЭ по своим возможностям в 2-2,5 раза превосходит прототип.

Анализ мировых тенденций развития ПКР показывает, что этот вид вооружения не теряет своей значимости. Его совершенствование в ближайший период будет происходить в направлении повышения спектра поражаемых целей, а также максимальной унификации по носителям. Что касается выбора расчетных режимов полета, то сегодня одинаково успешно реализуются:

— высокие дозвуковые скорости в сочетании с минимальной высотой полета;

— сверхзвуковые скорости в сочетании с минимально возможной высотой полета;

— полет к цели по комбинированному профилю с использованием дозвуковых и сверхзвуковых скоростей.

Представляется, что для успешного решения задач, связанных с операциями в прибрежной зоне, дозвуковые ракеты могут иметь некоторое преимущество за счет меньшей заметности (габаритов), более высокой маневренности и большего располагаемого на носителе боекомплекта.

Что касается развития систем береговой обороны, то для России это направление остается актуальным. Сегодня вступивший в строй БРК «Бал-Э» в комбинации с создаваемыми береговыми оперативно-тактическими комплексами «Бастион» (на базе 3М-55Э) или Club-М (на базе 3М-54КЭ и 3М-14КЭ) способен решить эту задачу при условии достаточного объема поставок с учетом потенциально опасных береговых зон.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS