Комплекс «Бал-Э»: секрет преимуществ
Тактический оборонительный комплекс, которому по совокупности ТТХ нет равных в зоне стрельбы от 7 до 120 км от береговой черты

Береговой противокорабельный мобильный ракетный комплекс «Бал-Э» неоднократно экспонировался на Международном военно-морском салоне, Международном авиационно-космическом салоне и других выставках продукции военного назначения. Однако судьба комплекса складывается непросто, хотя по ударной мощи (до 32 ракет в залпе с четырех пусковых установок) с ним не сравнится ни одна из существующих в мире аналогичных систем.

Анатолий МАСЛОВ

Вадим ТЕВЕЛЕВ

 

Критики комплекса говорят о том, что используемая в нем малогабаритная околозвуковая ракета Х-35Э имеет недостаточную скорость и дальность стрельбы. Но в реальных условиях ведения боя эти качества оборачиваются преимуществами.

«Бал-Э» – это тактический оборонительный комплекс, которому по совокупности ТТХ нет равных в зоне стрельбы от 7 до 120 км от береговой черты. Он незаменим при решении таких задач, как срыв десантных операций, перекрытие узостей,  уничтожение нарушителей морских границ и т.д. Используемая в комплексе ракета Х-35Э в составе корабельного ракетного комплекса «Уран-Э» находится на вооружении кораблей ряда государств, а также ВМФ России, где она неоднократно успешно испытывалась на реальных подвижных кораблях-целях. Так на стрельбах, проведенных на заключительном этапе предварительных испытаний, а также на государственных испытаниях «Бал-Э», все ракеты поразили цели. Не было замечаний по работе систем комплекса и от команды, выполнявшей стрельбы. Вместо нескольких дней, отводившихся на стрельбы, их удалось завершить за несколько часов, при этом сэкономить ракеты и большие средства на выполнение закрытия зоны испытаний силами флота.

Анатолий Григорьевич МАСЛОВ – главный конструктор комплекса «Бал-Э»

Ракета Х-35Э имеет значительные преимущества по целому ряду характеристик. Она малозаметна из-за небольших размеров. Летит на малых высотах (от 10-15 м), атакует цель на высотах от 3 до 5 м, что затрудняет ее уничтожение силами ПРО кораблей противника. Ракета хорошо защищена от радиоэлектронного противодействия.

За счет малого интервала между пусками ракет может быть осуществлен почти одновременный их подход к зоне коллективной обороны соединения кораблей противника. Дозвуковая скорость ракеты позволяет ей лучше работать по малоразмерным, скоростным, высокоманевренным целям, чем тяжелым сверхзвуковым ракетам. Все это обеспечивает поражение кораблей атакующего соединения противника и срыв выполнения его боевой задачи.

Для того чтобы затраты на комплекс и его боезапас окупились, достаточно выполнить только один эффективный залп для уничтожения, например, корабельной ударной группировки из трех фрегатов. При этом комплекс способен через 30-40 минут после первого залпа выполнить второй тридцатидвухракетный залп благодаря наличию четырех транспортно-перегрузочных машин, несущих ракеты второго залпа.

Реализованные конструкторские решения обеспечили высокую надежность работы комплекса в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. Малое время развертывания, получения целеуказания, решения задач целераспределения, предстартовой подготовки и выполнения залпа позволяют комплексу в считанные минуты развернуться, нанести удар и уйти со стартовых позиций.

Системы комплекса позволяют получить данные о целях без включения активных радиолокационных станций при работе в режиме пеленгации излучений кораблей противника с двух машин управления (основной и резервной). Если противник находится в зоне действия активных радиолокационных комплексов, то при их включении данные целеуказания могут быть получены за несколько секунд, как говорится, с одного «мазка» антенны.

Средства связи комплекса позволяют ему работать практически в режиме радиомолчания, команды и данные передаются закрытыми сообщениями длительностью от миллисекунд до десятых долей секунды. Мощность радиостанций позволяет им иметь преимущество в соотношении сигнал-помеха при радиоэлектронном противодействии.

Комплекс «Бал-Э» может наносить удары с неподготовленных позиций. Если стартовые позиции имеют естественные или искусственные укрытия, то пусковые установки комплекса трудноуязвимы для ударов с моря и с воздуха. Стреляющая пусковая установка может стоять вплотную к высокому укрытию, а благодаря наклонному старту ракет машина сверху может быть надежно замаскирована.

Вадим Исаакович ТЕВЕЛЕВ – заместитель главного конструктора комплекса «Бал-Э»

Комплекс может выполнять боевую задачу в условиях химического и радиоактивного заражения местности, днем и ночью, практически в любых погодных условиях.

Комплекс может транспортироваться железнодорожным, водным и авиационным транспортом, и его нетрудно перебросить на любой театр военных действий за несколько часов. На завершающих этапах испытаний осуществлялась неоднократная перевозка машин комплекса на больших десантных кораблях.В комплексе «Бал-Э» применены самые современные системы и агрегаты. Целый ряд технических решений, принятых в нем, защищены патентами.

За рубежом комплексы с ракетами подобного класса со схожими характеристиками не только длительное время находятся на вооружении, но и постоянно модернизируются. Последние версии Harpoon Block 2 (США), Exocet MM 40 Block 3 (Франция), RBS 15 Mk3 (Швеция), Penguin NSM (Норвегия) считаются весьма эффективными в борьбе с наиболее распространенными видами целей начиная от класса «ракетный катер» до класса «фрегат», а также транспортов и десантных средств.

Следует иметь в виду, что на смену ракетам Х-35Э в скором времени придет их более совершенный вариант Х-35УЭ (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №9/2009), который по основным ТТХ существенно превосходит предшественника, особенно в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия противника. По критерию «стоимость-эффективность» эта ПКР не будет иметь равных в мире.

Мы считаем, что решить задачу защиты берегов России одними комплексами оперативно-тактического назначения, как предлагают некоторые высокопоставленные представители ВМФ РФ, неэффективно и расточительно.

По оценкам военных экспертов, в зависимости от театра военных действий и противостоящих сил потенциального противника Россия может иметь на рубежах береговой обороны подвижные оперативно-тактические, тактические ракетные комплексы, а также подвижные береговые артиллерийские комплексы. Поэтому у комплекса «Бал-Э», несомненно, есть будущее. Подобной позиции придерживаются и многие военные специалисты.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS