Как Соединенные Штаты проиграли морскую войну Китаю в 2015 году
Китай, обладающий ядерным арсеналом, представляет собой самую серьезную и смертельную угрозу для США среди всех государств мира

Американский атомный авианосец George Washington, базировавшийся на японский порт Йокосука и осуществлявший обычное патрулирование в Восточно-Китайском море, неожиданно был атакован китайской противокорабельной баллистической ракетой Dong Feng 21 (DF-21D). Боеголовка-пенетратор прошила насквозь все четырнадцать палуб корабля и сделала в днище пробоину диаметром в шесть метров. Тут же загорелись хранилища боеприпасов, которые начали взрываться. В море вылилось более 440 т авиационного топлива. Погибли более четырех тысяч моряков и летчиков. Флот Соединенных Штатов потерял 80 самолетов. Волны поглотили корабль, утрату которого можно возместить не ранее чем через семь лет, израсходовав $9 млрд. Это событие не только нарушило баланс сил в западной части Тихого океана, но и возвестило о наступлении новой эры в международных отношениях – отныне главенствующее положение принадлежало не США, а Китаю. Случилось это в 2015 году…

Александр МОЗГОВОЙ

 

Это не сюжет романа-катастрофы, а автор не писатель-фантаст. Опубликована эта леденящая кровь история в солидном американском журнале Orbis, занимающимся освещением вопросов международной жизни. Автор – Джеймс Краска, коммандер, то есть капитан 3-го ранга, преподаватель международного права Военно-морского колледжа США, который является американским аналогом российской Военно-морской академии, исследователь Центра морской политики при Институте океанографии Вудс-Хоул и бывший советник по вопросам морской политики директора Управления стратегического планирования и политики в Объединенном комитете начальников штабов США. То есть автор статьи «Как США проиграли войну на море в 2015 году» отнюдь не шутник, склонный к розыгрышам.

Но он вовсе не является первооткрывателем волнующей миллионы американцев темы. В последние несколько лет в США появилось немало статей относительно нового вида китайского морского оружия – противокорабельных баллистических ракет (ПКБР). Кажется, когда Джеймс Краска сочинял свой опус, он держал перед глазами авторитетный американский военно-морской журнал Proceedings за май 2009 г. На его обложке как раз изображена страшная картина атаки китайской ПКБР американского авианосца, а на страницах этого издания помещена статья Эндрю Эриксона и Дэвида Янга «На рубеже нарушения правил игры», в которой речь идет о создаваемых в КНР противокорабельных ракетах и результатах их применения против кораблей ВМС США. Правда, авторы Proceedings более осторожны в прогнозах. Они указывают на то, что китайским создателям ракетной техники придется решить еще множество трудных проблем, прежде чем DF-21D, известная также под обозначением CSS-5 Mod-4, поступит на вооружение, хотя и не отрицают потенциальной опасности с ее стороны для ВМС США в будущем.

Что же представляет собой ПКБР DF-21D? Это находящаяся в стадии разработки модификация мобильных твердотопливных китайских ракет средней дальности DF-21A и DF-21C, которые нацелены на Тайвань, Россию и Индию, эдакий вариант американских «Першингов-2» и советских «Пионеров», но только из Поднебесной. Дальность ее стрельбы – 900 миль. Нет никаких достоверных данных о ее испытаниях. Отработка этого оружия потребует значительного времени и еще не факт, что увенчается успехом.

Высокопоставленные деятели американского военного ведомства оценивают китайскую новинку двояко. Так, министр обороны США Роберт Гейтс говорит, что ракета DF-21D способна подорвать свободу мореплавания и «сократить стратегические возможности США». Начальник военно-морских операций, то есть главком ВМС США, адмирал Гэри Рафхед более спокойно отзывается о ПКБР. «Хотя ракета DF-21 и является достойным внимания оружием, – считает он, – суть состоит в том, что наши авианосцы способны маневрировать и что у нас есть системы, способные такому оружию противостоять».

Действительно, ВМС США активно готовятся к отражению возможной угрозы. Известно, что Соединенные Штаты работают в направлении создания глобальной ПРО. Важнейший ее элемент – противоракетные системы морского базирования. Так, 15 апреля этого года Вооруженные Силы США, корпорация Lockheed Martin и ряд других военно-промышленных компаний осуществили испытания по перехвату противоракетой SM-3 Block 1A баллистической ракеты-мишени в районе Гавайских островов. После старта с атолла Кваджалейн атакующая баллистическая ракета была обнаружена и сопровождалась мобильной РЛС передового базирования AN/TPY-2, размещенной на одном из островов в Тихом океане. Полученные данные о полете ракеты передавались в режиме времени, близком к реальному, на эскадренный миноносец O’Kane. Когда цель вошла в зону видимости системы боевого управления Aegis эсминца, корабль взял на себя управление перехватом. С него была запущена противоракета SM-3, которая успешно поразила мишень, имитировавшую баллистическую ракету средней дальности, кинетическим ударом.

Тут стоит заметить, что РЛС AN/TPY-2 нетрудно разместить не только на островах, но и на кораблях. Другими словами, перехват перспективной, еще находящейся в стадии разработки китайской ПКБР мог бы быть осуществлен уже сейчас средствами ПРО ВМС США. Кроме уже имеющихся противоракет скоро в распоряжении ВМС появятся и новые. В апреле Агентство по ПРО США подписало контракты с корпорациями Lockheed Martin, Raytheon Missile Systems и Boeing Defense Space&Security на создание ракеты-перехватчика SM-3 Block 2B, предназначенной для уничтожения баллистических ракет с дальностью полета до 12000 км, то есть МБР. Причем перехват должен осуществляться на траектории еще до вхождения в плотные слои атмосферы. Появиться на вооружении противоракета SM-3 Block 2B должна к 2020 г., когда окончательная отработка DF-21D может быть еще и не завершится.

Обложка журнала Proceedings, на которой запечатлен удар китайской баллистической ракеты по американскому авианосцу.

Иначе говоря, потопление атомного авианосца George Washington в Восточно-Китайском море в 2015 г. маловероятно. То же относится к гипотетическим угрозам интересам США со стороны будущих китайских авианосцев, о которых много пишут зарубежные СМИ. Ожидается, что первый такой корабль, переоборудованный из тяжелого авианосного крейсера «Варяг» и получивший название Shi Lang в честь китайского полководца, захватившего и подчинившего в 1681 г. остров Тайвань, выйдет на испытания летом этого года. Но стоит заметить, что этот корабль модернизировался на верфи в Даляне 12 лет и понадобится еще немало времени, чтобы довести его до ума. Не меньше потребуется и для освоения истребителей J-15. Они хотя и похожи на российские палубные истребители Су-33, это все-таки во многом недотягивающие до их уровня самолеты. Китайцы их «срисовали» с незаконно купленного у Украины Т-10К-3 – прототипа ранней версии Су-27К. Поэтому доводка до современных кондиций необходима.

Вообще вызывает сомнение ориентация Китая на создание большого авианосного флота. В этом стремлении больше амбиций, чем здравого смысла. В Пекине утверждают, что авианосцы нужны КНР для обеспечения безопасности коммуникаций, связывающих Поднебесную с Ближним Востоком, Ираном и странами Африки, откуда Китай черпает львиную долю углеводородов и других ресурсов для своей быстро растущей экономики. Но смогут ли плавающие аэродромы гарантировать безопасность морских коммуникаций? При здравом размышлении получается, что нет. В условиях обострения ситуации в Индийском океане на пути китайских авианосцев станут не только ВМС США и быстро крепнущий флот Индии, но и сама эта южноазиатская страна, чья территория, словно гигантский авианосец, далеко врезается в воды Индийского океана. Попасть из Китая в Индийский океан можно через узкие Малаккский, Зондский и другие индонезийские проливы. Однако вряд ли Джакарта, Сингапур и Куала-Лумпур будут играть на стороне Пекина. Даже многочисленное китайское население, проживающее в странах Юго-Восточной Азии, совсем не стремится в обьятия «старшего брата».

Остается еще один не очень комфортный путь – на юг, а потом – на запад через «ревущие сороковые». Но тут маячит еще один непотопляемый авианосец под названием «Австралия». Вообще целая «эскадра» подобных непотопляемых авианосцев окружает Китай от Японии до Новой Зеландии. Поэтому ставка на авианосцы вовсе не решит проблему безопасности коммуникаций, даже если КНР направит в моря и океаны полтора десятка авианесущих кораблей. Их в случае начала военных действий просто потопят береговая авиация и противокорабельные ракеты. Само строительство авианосцев дело, как известно, чрезвычайно затратное и потребует от китайского руководства огромных средств, которые можно было бы употребить с большей пользой.

Но «давить на психику» Тайваню и США китайские авианосцы могут, заставляя Тайбей и Вашингтон выбирать более осторожный и покладистый политический курс в отношении Пекина, особенно в условиях перемен в мировой экономике, где ситуация складывается не в пользу Соединенных Штатов. Согласно недавно опубликованным данным Международного валютного фонда, Китай в 2016 г. обгонит США по экономическим показателям, что ознаменует «конец века Америки».

Пусковые установки китайских ракет средней дальности DF-21.

Но еще ранее – в 2014 г. – может случиться еще более драматическое событие – мир накроет вторая волна экономического кризиса, по сравнению с которым предыдущая покажется веселым шумом на детском утреннике. Во всяком случае, такой прогноз делают ученые Института прикладной математики РАН. От их предсказаний можно было бы отмахнуться, как от многочисленных пророчеств астрологов, экстрасенсов и прочих «кассандр», однако «ботаники» из этой организации с высокой точностью указали на неизбежность кризиса 2008 г. за два года до его наступления. Причины второй волны те же, что и первой – ничем не обеспеченные финансовые пузыри в экономике США и ряда других государств, а также огромные государственные долги. Только вот последствия будут более тяжелыми. И больнее всего они ударят не по Соединенным Штатам, а по Китаю, у которого почти полтора миллиарда населения и тощие природные ресурсы. Критическая ситуация внутри страны (в экономике и социальной сфере) может спровоцировать Пекин на применение силы за рубежом – прежде всего против США как виновника крушения «китайского чуда».

Недаром на слушаниях 10 марта этого года, выступая перед членами сенатского комитета по делам Вооруженных Сил, директор американской национальной разведки Джеймс Клаппер говорил, что «Китай, обладающий ядерным арсеналом, представляет собой самую серьезную и смертельную угрозу для США среди всех государств мира». И поскольку эти страны разделяет океан, то война, скорее всего, начнется на море.

БР Р-27К.

Мы были первыми!

В Китае были изобретены компас, порох и бумага, но отнюдь не баллистические ракеты (БР), которыми можно поражать движущиеся надводные корабли противника. Первой страной, научившейся стрелять БР по авианосным соединениям, была Россия, точнее – СССР. В 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров о создании для подводных лодок комплекса Д-5 с жидкостной ракетой 4К10 (Р-27). Было признано целесообразным на базе этой БР разработать противокорабельную ракету 4К18 (Р-27К). В отличие от прототипа она имела небольшую вторую ступень для коррекции нацеливания.

Целеуказание обеспечивалось двумя радиотехническими системами: спутниковой системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда» (от спутников УС-П и УС-А) и авиационной

«Успех-У» (самолеты Ту-95РЦ и вертолеты Ка-25РЦ). Но первоначальных данных о местонахождении противника было явно недостаточно для гарантированного поражения движущейся цели. Вот почему на ракете была размещена система пассивного приема радиолокационного сигнала, излучаемого кораблями противника. При подлете к объекту атаки, но еще на внеатмосферном участке, производилась баллистическая коррекция траектории путем двукратного включения двигателей второй ступени. Для успешного уничтожения авианосцев и кораблей эскорта Р-27К оснащалась ядерной боевой частью повышенной мощности. Стартовая масса БР Р-27К – 13,25 т, длина – 9 м, диаметр – 1,5 м, максимальная дальность стрельбы – 900 км.

В 1970 г. начались испытания новой противокорабельной ракеты. На полигоне в Капустином Яре было проведено 20 пусков, из них 16 – успешных. С декабря 1972 г. стрельбы производились с дизель-электрической подводной лодки К-102 проекта 605 (модернизация проекта 629А). Из 11 стартов 10 оказались успешными! Причем во время последнего пуска в 1975 г. ракета точно попала в судно-цель.

ДЭПЛ К-102 проекта 605, с которой производились пуски БР Р-27К.

Однако на вооружение она принята не была. Почему? Ответы даются разные, но не всегда, как представляется, аргументированные. На наш взгляд, главных причин отказа от уникальной системы оружия были две. Первая состояла в том, что размещать БР Р-27К предполагалось на АПЛ проекта 667В, которые внешне ничем не отличались от носителей стратегических ракет проектов 667А и 667АУ, а значит в соответствии с советско-американским Договором по ОСВ 1972 г. подпадали под общий зачет стратегических носителей, на что Москва пойти не пожелала. Вторая – из области «человеческого фактора». Командование ВМФ СССР осознало, что принятие на вооружение Р-27К фактически перечеркивало планы по созданию океанского флота. Действительно, для чего он нужен, если авианосные соединения противника можно уничтожать с помощью баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок? Очевидно по этой же причине были прекращены работы и по более совершенной противокорабельной БР Р-33 комплекса Д-13.

 

На первый взгляд США обладают здесь абсолютным превосходством. Но снова обратимся к статье Джеймса Краски. Не забудем только, что пишет он о событиях 2015 г. в прошедшем времени. «Хотя пресловутая структура из 313 кораблей так и не была создана, Гейтс, исходя из нее, мог иметь 11 авианосцев, 88 крейсеров и эсминцев, 48 подводных лодок, 55 литоральных боевых кораблей и 31 десантный корабль, – отмечает он. – Но даже эти силы были «размазаны» тонким слоем по поверхности Мирового океана и, кроме того, решали противоречивые и разнохарактерные задачи. Если считать, что на боевой позиции находится обычно один корабль из трех, а на двух других ведутся ремонтные или профилактические работы, то и в случае флота из 313 кораблей можно было говорить об одновременном присутствии в море около ста судов, да еще и разбросанных по всему Земному шару». Действительно, американскому флоту явно не хватает кораблей для выполнения многочисленных задач в разных акваториях Мирового океана. «Размазанный тонким слоем» он уже не представляет собой той грозной силы, которая существовала еще двадцать лет назад.

Пуск противоракеты с американского корабля.

Но и Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК), несмотря на феноменальный качественный рост за последнее десятилетие, еще не вышли за «вторую цепь островов». Напомним что это такое. В 1995 г. Пекином была провозглашена так называемая военно-морская стратегия «активной обороны». Она предполагает не только защиту Китая от вторжения с моря, но и превентивные удары по потенциальным противникам. Реализация стратегии предусматривает три этапа. На первом флот должен обеспечивать благоприятный оперативный режим в пределах так называемой «первой цепи островов» – от японского острова Рюкю до Филиппин. Сейчас эта задача считается практически выполненной, и теперь речь идет о создании до 2020 г. такого режима в зоне «второй цепи островов» – от Курильской гряды до Новой Гвинеи. Третий этап (до 2050 г.) ознаменует превращение Китая в военно-морскую державу первой величины, чьи корабли будут способны действовать в любой акватории Мирового океана.

Участившиеся походы кораблей ВМС НОАК в Индийский океан в целях борьбы с пиратами у Африканского Рога вовсе не свидетельствуют об угрожающем расширении оперативной ответственности китайского флота. ВМФ РФ тоже регулярно посылает корабли в Аденский залив, но данное обстоятельство никак не подтверждает тезис о возрождении российского флота.

У КНР просто нет достаточного количества кораблей для проецирования силы на дальние акватории. К современным надводным кораблям ВМС НОАК можно отнести 13 эсминцев (1 типа 051B, 2 типа 051С, 2 типа 052, 2 типа 052В, 2 типа 052С, 2 проекта 956Э и 2 проекта 956ЭМ) и 20 фрегатов (10 типа 053Н3, 2 типа 054 и 8 типа 054А). Создается впечатление, что до недавнего времени командование ВМС НОАК не могло определиться с типами необходимых ему надводных боевых кораблей основных классов. Отсюда мелкосерийность и «лоскутность», то есть многообразие типов. И только в середине минувшего десятилетия начали поступать фрегаты семейства 054 Jiangkai (10 в строю и 4 строятся, а также ведется сборка первых кораблей модификации 054В), которые, похоже, станут «стандартными» кораблями этого класса в китайском флоте. Полное водоизмещение фрегатов типа 054А составляет 4053 т, их длина – 134 м, ширина – 16 м. Дизель-газотурбинная энергетическая установка позволяет развивать 30-узловую скорость полного хода. Дальность плавания – 3800 миль экономической скоростью. Вооружение состоит из 32 вертикальных пусковых установок для ЗУР средней дальности HQ-16 – китайского варианта российского ЗРК «Штиль-1», двух счетверенных пусковых установок противокорабельных ракет C-803 со 165-кг боевой частью и дальностью стрельбы до 200 км, одного 76-мм универсального автоматического орудия – нелицензионной версии российской артиллерийской установки АК-176, двух семиствольных 30-мм АУ обороны ближнего рубежа типа 730, скопированных с голландских АУ Goalkeeper аналогичного назначения, двух трехтрубных 324-мм ТА, тоже позаимствованных из западных арсеналов и предназначенных для стрельбы противолодочными торпедами, одного вертолета Ка-28 или Z-9C. По сведениям некоторых источников, корабли могут вооружаться также 8 крылатыми ракетами HN-2 для стрельбы по береговым целям на дальность до 1800 км. То есть фрегаты этого типа – многоцелевые боевые единицы, способные выполнять разнообразные задачи в современной войне на море. Они не уступают зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Атомный авианосец George Washington, который стал «жертвой» атаки китайской баллистической ракеты в Южно-Китайском море в 2015 г.

Летом этого года ожидается выход на испытания первого китайского авианосца Shi Lang.

Еще более тернистым оказался путь к «стандартному» эсминцу ВМС НОАК. Построив и приобретя в России 13 кораблей этого класса трех типов семи модификаций (!), кажется, выбор был сделан. Недавно началось строительство эсминцев типа 052D, которые являются дальнейшим развитием кораблей типа 052С. Их от прочих отличает наличие автоматической системы боевого управления с размещением фазированных антенных решеток РЛС кругового обзора на надстройке. То есть они повторяют хорошо зарекомендовавшую схему американских эсминцев типа Arleigh Burke.

Заметно отставание ВМС НОАК по атомным субмаринам. В их составе две атомные ракетные подводные лодки типа 094 Jin, одна устаревшая, давно не выходящая в море ПЛАРБ типа 092 Xia, две многоцелевые АПЛ типа 093 Shang и три-четыре довольно несовершенных типа 091 Han. По сообщению ряда источников, в постройке находятся еще несколько атомоходов, в том числе новых типов 095, 096 и 097. Но следует отметить, что ввод в строй и освоение атомных подводных лодок происходит в Китае чрезвычайно медленно и, судя по всему, с многочисленными проблемами.

4/5 нефти, поступающей в КНР, транспортируется через узкий как бутылочное горлышко Малаккский пролив.

На карте красным обозначены первая и вторая «цепь» островов.

А вот флот дизель-электрических субмарин включает 31 современную ДЭПЛ (14 типа 039/039G Song, 5 типа 041 Yuan и 12 проекта 877ЭКМ/636/636М). У всех военно-морских специалистов в памяти эпизод, случившийся 26 октября 2006 г., когда китайская субмарина типа Song, незамеченной преодолев противолодочное охранение, всплыла в пяти милях от американского авианосца Kitty Hawk, то есть на дистанции прямого торпедного выстрела. Этот случай продемонстрировал отменные качества новейших китайских ДЭПЛ и высокий уровень выучки их экипажей. И работы по совершенствованию этого вида морского оружия в КНР продолжаются. В конце минувшего года была спущена на воду ДЭПЛ нового поколения. По мнению ряда спциалистов, она оснащена вспомогательной воздухонезависимой энергетической установкой и вертикальными пусковыми установками для стрельбы ракетами по морским и береговым целям.

Традиционно самым многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК являются ракетные катера. Новейшие из них относятся к типу 022 Houbei. Появление их в составе китайского флота – хороший пример легальной утечки современных западных технологий. В 1999 г. у сиднейского конструкторского бюро AMD китайцы купили проекты пассажирских «рассекающих волну» катамаранов (wave-piercing catamaran) моделей AMD-150 длиной 25 м и 31-узловой скоростью и AMD-183 длиной 30 м и 29-узловой скоростью. По технической документации, полученной из Австралии, были построены прогулочные катера Fei Ying и Fei Hong на 180 и 153 пассажира соответственно. Они прошли всесторонние испытания, а затем на их базе китайские конструкторы создали проект ракетных катеров типа Houbei длиной 43 м, водоизмещением 220 т и скоростью полного хода в 36 узлов. Эти катера строятся с 2004 г. В силу широкого применения в их архитектуре технологий малой заметности, они еще называются Shadow Cats – «Тени кошек» – и несут 8 противокорабельных ракет C-802 с дальностью стрельбы до 120 км. Вместо них катера могут принимать несколько крылатых ракет Hongniao для поражения береговых целей. Источники расходятся в количестве поставленных ВМС НОАК катеров типа 022. Одни называют приблизительно 50 единиц, другие – более 80. Но в любом случае это немало. И строительство таких катеров продолжается.

Примерно так будет выглядеть «стандартный» эсминец типа 052D ВМС НОАК.

На сегодняшний день китайские ракетные катера типа 022 – самые массовые в своем классе.

А вот морская авиация берегового базирования ВМС НОАК оставляет желать лучшего. Среди сотен самолетов, входящих в ее состав, только 24 многофункциональных Су-30МК2 отвечают современным требованиям.

Другими словами, по сравнению с американским флотом китайская «армада» выглядит более чем скромно. Если вывести за скобки ядерную составляющую ВМС НОАК, то они уступают и отлично сбалансированным, прекрасно оснащенным Морским силам самообороны Японии. По своему потенциалу китайский флот, опять же без учета ядерной компоненты, сегодня ближе к ВМС Южной Кореи. То есть он никакого серьезного вызова сейчас и в ближайшей перспективе ВМС США бросить не способен, тем паче в океанской зоне.

Однако американцам дремать не стоит. По мнению Харша В. Панта, преподавателя кафедры оборонных исследований лондонского Королевского колледжа, «быстрое расширение военных и военно-морских возможностей Китая является классическим проявлением статуса великой державы». И далее он указывает: «Существует только один тип великой державы и только один тип поведения великой державы. Китай не будет исключением из правил; великая держава обязательно является экспансионистской».

Военно-морское строительство Соединенных Штатов должно вестись с учетом этого обстоятельства. Шаги по блокированию усилий ВМС НОАК в морях и океанах предпринимаются. Мы уже говорили о создании для ВМС США новых ракет-перехватчиков баллистических ракет. Интенсивно ведутся работы по сверхзвуковой дальнобойной противокорабельной ракете, предназначенной для поражения китайских эсминцев и фрегатов. Было принято мудрое решение об отказе от крупносерийного строительства очень дорогих эсминцев типа Zumwalt в пользу продолжения строительства отлично зарекомендовавших себя эсминцев типа Arleigh Burke, но теперь уже по версии Flight III.

Недавно спущена на воду неатомная подводная лодка ВМС НОАК нового типа.

Но проблема дефицита численности корабельного состава ВМС США остается. В этой связи вызывает недоумение фанатичное упорство, с каким американское военно-морское руководство выступает за продолжение строительства 55 литоральных боевых кораблей LCS, причем сразу двух типов – однокорпусных типа Freedom и тримаранов типа Independence (подробнее о них см. журнал «Национальная оборона» №3/2010 г.). Оба они дороги, а самое главное – не могут полноценно выполнять задачи, для которых предназначены, то есть бороться с противником в прибрежной зоне. Китайские ракетные катера типа Houbei расправятся с ними в два счета. Несомненно, не смогут они противостоять и в открытых морях фрегатам типа 054А. На них хорошо с ветерком прокатиться с симпатичными блодинками, брюнетками, а также шатенками по Карибскому морю. Не более того. Недаром свою статью в журнале Proceedings с жесткой критикой LCS, коммандер запаса ВМС США Джон Пэтч назвал «Неправильный корабль для неправильного времени».

Вместо LCS американскому флоту нужны «рабочие лошадки», которые придут на смену отслужившим свое фрегатам типа Oliver Hazard Perry. Для ускорения процесса можно взять за основу очень удачные норвежские фрегаты типа Fridtjof Nansen, построенные на верфях испанской фирмы Navantia. Они оснащены облегченной американской системой боевого управления Aegis, сбалансированным ударным и зенитным ракетным оружием, надежными и отработанными артиллерийскими и противолодочными комплексами, а также вертолетом.

Если не отбросить в сторону сомнительные дорогостоящие проекты, которыми порой увлекаются американские военно-морские начальники, то рано или поздно инцидент в Восточно-Китайском море, подобный описанному Джеймсом Краской, может произойти в действительности. И тогда ВМС США потеряют не только авианосец и престиж «первого в мире», но и доминирующие позиции в морях и океанах.

Норвежский фрегат Fridtjof Nansen эскортирует американский атомный авианосец Enterprise.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS