Под знаком «Черной звезды»
Секретную «Черную звезду» тщательно охраняют

В водах Атлантики, омывающих самую западную часть Бретани, можно увидеть необычное судно. Выглядит оно неуклюже, более того – смахивает больше на гроб, чем на средство передвижения по морю. Этот небольшой корабль – новейший опытовый тральщик Sterenn Du («Черная звезда» – на бретонском диалекте), который проходит испытания в районе французской военно-морской базы Брест.

Александр ФЕДОРОВ

 

По правому борту корабля в носовой части возвышается небольшая рубка. Из нее можно управлять судном. Но вообще-то Sterenn Du в наличии командира и экипажа не нуждается. Тральщик – телеуправляемый.

«Черная звезда» – катамаран с интегрированным корпусом-надстройкой, которая и напоминает гроб. Однако это не плод мрачной фантазии конструкторов. Такая форма делает корабль малозаметным и повышает его мореходные качества. Что согласитесь немаловажно для алюминиевого суденышка, не имеющего вооружения, водоизмещением 25 т, длиной 17 м и шириной 7,5 м. Скоро Sterenn Du получит гидроакустическую станцию с буксируемой антенной решеткой и будет оснащен подводными роботами-обнаружителями и уничтожителями мин. В этом-то и есть изюминка небольшого противоминного корабля.

Перспективный корабль-база для безэкипажных тральщиков.

Сейчас необитаемыми подводными аппаратами, ищущими мины впереди по курсу корабля и подрывающими их, никого не удивишь. Но эффективно действуют они лишь на дистанции до 200-300 метров, что нередко подвергает тральщики опасности стать жертвами мощного подводного взрыва. Другой способ уничтожения мин с помощью водолазов-подрывников – не менее рискованный. Вот почему в ВМС Франции была разработана новая перспективная концепция борьбы с минной угрозой SLAMF (Systeme de Lutte Anti-Mines Futur) с помощью дистанционно-управляемых или действующих по заранее составленной программе в автономном режиме небольших тральщиков, которые в свою очередь оснащены подводными роботами-искателями и уничтожителями мин.

«Черная звезда», построенная на верфи Pech’Alu International в Хеннебонте (департамент Морбиан), призвана стать стендом для отработки новой концепции. К реализации программы привлечены такие ведущие французские предприятия военно-морского профиля, как DCNS, Thales и ECA.

Sterenn Du должна стать прототипом перспективных телеуправляемых тральщиков типа Espadon («Меч-рыба»). Разумеется, эти небольшие кораблики не могут преодолевать большие расстояния. Вот почему их будут транспортировать к месту боевой работы корабли-базы, с которых предполагается осуществлять управление безэкипажными тральщиками. Каждый транспортер-управленец длиной до 100 м и водоизмещением порядка 2000-3000 т сможет принимать два «меча-рыбы» и координировать их действия на расстоянии двух-трех миль. Впрочем, дистанция может быть существенно увеличена за счет привлечения имеющегося на борту судна-матки вертолета или беспилотного летательного аппарата. Корабль-база может использоваться и по прямо противоположному назначению: вместо мини-тральщиков брать мины для постановки на коммуникациях противника. Другими словами, создается универсальный минно-тральный комплекс.

Секретную «Черную звезду» тщательно охраняют.

Концепция SLAMF, безусловно, заслуживает внимания, поскольку заложенные в ней идеи при реализации дадут возможность качественно повысить эффективность противоминной борьбы, сведя вероятные потери в людях на нет. А сегодня минная угроза также актуальна, как и сто лет назад. В мирное время о ней обычно забывают, но за эту амнезию приходится дорого расплачиваться на войне. В наши дни морские мины могут появиться в арсеналах террористов. Дальновидные французы, очевидно, предусмотрели и эту опасность.

Но вот что интересно: на выставке военно-морских вооружений Euronaval 2010, состоявшейся в Париже в октябре минувшего года, об этой новаторской французской разработке не было никакой информации, хотя строительство «Черной звезды» уже завершалось. Зато на стендах DCNS хватало псевдоинновационных моделей вроде «ныряющего фрегата» SMX-25, которым пудрили мозги публике. А вот действительно полезную концепцию спрятали от чужих глаз.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS