«Насущный оперативный вопрос»
Почему ВМС США сражаются за экономию энергии

Катер RCB-X продемонстрировал на испытаниях отличные скоростные и маневренные качества.

В конце января министр ВМС США Рэй Мэйбус выступил перед участниками форума лидеров американской промышленности. Его речь была посвящена одной теме – экономии энергии, а точнее путям замены ее ископаемых источников альтернативными и возобновляемыми.

Василий АЛИШИН

 

Надо заметить, что ВМС США стали своего рода локомотивом на пути перехода к использованию новых источников энергии не только в Вооруженных Силах Соединенных Штатов, но и в американской индустрии. Военно-морские силы и Корпус морской пехоты выступают в роли главных заказчиков возобновляемых видов топлива и технологий получения энергии из альтернативных ресурсов. Объяснение тому простое. ВМС – главные потребители соляра, керосина и бензина. Только корабли и суда американского флота ежедневно расходуют 80000 баррелей топлива. Вот почему военно-морское командование выступило с так называемой Инициативой энергосбережения (Incentivized Energy Conservation – i-ENCON). И в этом направлении уже достигнуты заметные результаты.

Министр ВМС США Рэй Мэйбус (справа) и его заместитель по энергетике Томас Хикс докладывают конгрессменам об Инициативе ВМС по энергосбережению.

Успешно завершился первый этап испытаний палубного истребителя-штурмовика F/A-18 Super Hornet, получившего название Green Hornet («Зеленый шершень»), на котором в качестве топлива используется смесь обычного авиационного керосина и рыжикового масла (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №7/2010) в пропорции примерно 50 на 50. «Добавка» нисколько не повлияла на режимы работы двигателей. Самолет летает на сверхзвуковых скоростях, на больших высотах и предельно малых, выполняет самые разные маневры, в том числе на форсаже. Рыжик не подвел! Моторы работают как часы. Теперь испытатели выясняют, окажет ли какое-то влияние новое топливо на ресурс работы двигателей. А для этого требуется время.

После Green Hornet в небо поднялся многоцелевой вертолет MH-60S Sea Hawk, который используется ВМС и Корпусом морской пехоты в качестве противолодочного, транспортного, поисково-спасательного и десантно-штурмового. В его баках тоже оказалась смесь из керосина и рыжикового масла. Испытания еще не завершены, однако винтокрылая машина уже подтвердила, что топливный коктейль из двух компонентов не вредит здоровью ее двигателей.

Следуя в фарватере флота, ВВС США 18 марта этого года провели испытания новейшего истребителя F-22 Raptor, чьи двигатели питала смесь из обычного авиационного керосина марки JP-8 и рыжикового масла. Самолет преодолел звуковой барьер, достигнув скорости 1700 км/ч.

Green Hornet над океаном.

Взлетает MH-60S Sea Hawk на композитном топливе.

По мнению начальника службы энергетической и экологической готовности ВМС США (эта служба координирует усилия Военно-морских сил по разработке и внедрению возобновляемых энергетических ресурсов) контр-адмирала Филипа Каллома, преимущество производства биотоплива из семян рыжика (Camelina sativa) заключается в том, что это растение неприхотливо и его можно выращивать в промышленных масштабах с минимальными затратами. Действительно, в США огромные площади не используются под сельскохозяйственные угодья. Их нетрудно засеять рыжиком, за которым и ухода особого не надо, поскольку это растение семейства крестоцветных является аллелопатиком, то есть, по сути дела, сорняком. Оно подавляет другие виды посредством выделения токсичного вещества.Но ставка делается не на одного только рыжика. На военно-морской базе Норфолк состоялись ходовые испытания экспериментального прибрежного катера сил специальных операций (Riverine Command Boat (experimental) – RCB-X). Собственно за исключением топлива ничего экспериментального в этом катере нет. RCB-X – это весьма удачный шведский многоцелевой катер типа CB-90, который поставляется во многие страны, в том числе и в Россию, для Федеральной службы охраны. Но на американском образце используется композитное топливо, которое на 50% состоит из стандартного дизельного топлива НАТО марки F-76 и топлива на основе водорослей, известное под маркой HR-D. Производство последнего пока достаточно хлопотное и недешевое занятие. Водоросли выращиваются в биореакторах, потом их собирают, высушивают и превращают в порошок, из которого получают горючую жидкость. Но качества оно отменного! Катер полным водоизмещением 19 т и длиной без малого 16 м развил скорость в 44,5 узла, а также продемонстрировал великолепные маневренные качества. После завершения испытаний RCB-X контр-адмирал Филип Каллом заявил: «Это еще один шаг, но шаг исторической важности». Американцы склонны все преувеличивать. Однако надежная работа дизеля с использованием гибридного топлива еще раз подтвердила правильность курса на замену, пусть и частичную, традиционного горючего новыми его видами из возобновляемых источников.

Контр-адмирал Филип Каллом остался доволен результатами испытаний катера RCB-X.

Как провозгласил Рэй Мэйбус, к 2020 г. флот должен обеспечивать 50% своей потребности в горючем за счет альтернативных источников. То же относится и к Корпусу морской пехоты. На его базах и береговых объектах ВМС в южных регионах Соединенных Штатов развертываются панели солнечных фотоэлектрических станций (СФС). Для морской пехоты создана и так называемая экспедиционная энергетическая система, состоящая из 300-ваттных солнечных батарей, которые легко развернуть и свернуть за несколько минут (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №7/2010). Порой кажется, что борьба ВМС США за экономию энергии ведется чуть ли не за каждый ватт. Так, командование инженерного обеспечения ВМС юго-восточного региона в Джексонвилле, штат Флорида, для своих нужд использует забавный пикап с установленной на крыше кабины солнечной батареей. Конечно, эксплуатировать такие автомашины можно только там, где солнца в избытке.

Война в Афганистане стимулировала исследования и работы в области восполняемых и альтернативных источников энергии. Так же как когда-то советские войска, воинские контингенты США и их союзников по НАТО, в том числе и морская пехота, несут значительные потери при транспортировке горючего, боеприпасов и других грузов к пунктам развертывания войск. Как не организовывай защиту конвоев, но боевики талибов, знающие каждую щель, наносят болезненные удары, которые приводят к гибели людей и имущества. Вот почему выстраивается программа облегчения нагрузки на транспортные коммуникации. И в первую очередь это касается обеспечения войск топливом. Это и уже упоминавшиеся СФС экспедиционной энергетической системы, а также иные восполняемые источники. Например, местное хлопковое масло, которое можно добавлять в топливо боевых машин. При этом ставится тройственная задача: во-первых, уменьшить собственные издержки и риски при доставке горючего; во-вторых, дать экономический стимул местному населению, занятому выращиванием хлопка; в-третьих, «перегрузить» афганских крестьян с выращивания конопли и мака, идущих на производство наркотиков, на возделывание хлопка, что может приносить не меньший доход.

Пикап Greentruck, оснащенный солнечной батареей.

ВМС США не замыкаются только на освоении новых видов топлива и альтернативных источников энергии. Значительное внимание уделяется совершенствованию энергосберегающих технологий. Рэй Мэйбус в своем выступлении перед лидерами американской промышленности в качестве примера привел универсальный десантный корабль Makin Island (LHD 8), недавно введенный в состав ВМС США. Он оснащен комбинированной электрогазотурбинной энергетической установкой нового поколения. Известно, что обычные корабельные газотурбинные двигатели неэкономичны на скоростях менее 10 узлов. ГЭУ Makin Island лишена этого недостатка. По словам министра ВМС США, общая экономия от эксплуатации установки в течение всего жизненного цикла корабля составит $250 млн. Согласитесь, сумма не маленькая.

«Сейчас мы изучаем топливный вопрос в контексте ведения боевых действий, – заявил в октябре минувшего года на Энергетическом форуме флота начальник военно-морских операций (главком) ВМС США адмирал Гэри Рафхед. – Таким образом, наш подход не имеет ничего общего со стремлением стать как можно более «зелеными». Нет, для нас это насущный оперативный вопрос».

А на очереди создание к 2016 г. «Великого зеленого флота» – ударной корабельной группы в составе атомных авианосцев и атомных подводных лодок, а также боевых кораблей и судов обеспечения, использующих биотопливо. Напомним, что кругосветное плавание в 1907-1909 гг. «Великого белого флота» (он так назывался из-за выкрашенных белой краской корпусов, входивших в него броненосцев) стало демонстрацией мощи новой морской державы – Соединенных Штатов Америки. Теперь в недалеком будущем «Великий зеленый флот» призван будет подтвердить, что США не намерены никому уступать своего владычества на море.

Начальник военно-морских операций ВМС США адмирал Гэри Рафхед о новых видах топлива: «Для нас это насущный оперативный вопрос».

«Зеленая революция» в ВМС США имеет в виду и иные задачи. Согласно прогнозам, мировые запасы нефти, по разным оценкам, иссякнут через 30-100 лет, то есть в обозримом будущем. Немногим долее продлится эксплуатация газовых скважин. Вот почему поиски нефтегазозаменяющих источников энергии являются стратегически важными для любого государства. Ограничения, а в перспективе отказ ВМС США от использования нефтепродуктов – один из ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов.В аналитическом отчете Международного энергетического агентства (МЭА) за 2010 г. указывается, что к 2035 г. электроэнергия в мире будет на треть вырабатываться возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), а суммарные инвестиции в их развитие к этому времени составят около $5,7 трлн. Применение биотоплива вырастет более чем в четыре раза. По мнению экспертов МЭА, вслед за развитием ВИЭ будет расти и объем государственной поддержки альтернативных источников энергии. Как это происходит мы видим на примере Соединенных Штатов, которые осуществляют «переворот» в энергетической политике через Вооруженные Силы и в первую очередь – посредством ВМС.

Универсальный десантный корабль Makin Island оснащен электрогазотурбинной установкой нового поколения, позволяющей экономить топливо.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS