Энергия Радия
Главному конструктору СПМБМ «Малахит» Радию Анатольевичу Шмакову – 80 лет


Можно позавидовать Радию Анатольевичу Шмакову, его неиссякаемому оптимизму и энергии. Родители, безусловно, угадали с именем сыну. Кажется, ему удалось немыслимое – «отщипнуть» часть мощной энергии ядерных реакторов подводных атомоходов, проектированием которых он занимается всю жизнь. Жизнелюбие и творческий напор Шмакова завораживают и заставляют других людей настраиваться на волну созидания.

Александр МОЗГОВОЙ

 

В 1954 г. в СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит») появился 23-летний конструктор Радий Шмаков, только что с отличием окончивший ленинградскую «корабелку». В этом бюро под руководством В.Н. Перегудова тогда велась работа по проектированию невиданного корабля – первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627. Шмакову довелось принять участие в первом выходе АПЛ К-3, позже получившей название «Ленинский комсомол», в Белое море. Он руководил вывеской и кренованием субмарины. Много суток провел под водой молодой инженер на борту этой АПЛ во время испытаний и опытной эксплуатации.

Радий Анатольевич Шмаков.

Потом началось строительство серийных атомоходов данного типа по улучшенному проекту 627А. Все расчеты по теории корабля (статика, погружение и всплытие, непотопляемость), инструкции на стадиях технического и рабочего проектирования подписаны рукой Радия Анатольевича как начальника сектора проектного отдела СКБ-143.

Он принимал активное участие в создании атомных подводных лодок проектов 645, 661, 705, 705К, 671, 671РТ и 671РТМ. Все это уникальные корабли. 645-я – АПЛ с реактором с жидкометаллическим теплоносителем, 661-я лодка – самая скоростная в мире субмарина (ее рекорд 47-узлового подводного хода не побит по сей день и вряд ли будет превзойден в обозримом будущем). АПЛ проектов 705 и 705К представляют подкласс скоростных подводных лодок-истребителей, насыщенных средствами автоматизации.

Об АПЛ проектов 671РТ и 671РТМ стоит сказать особо. Их разработку возглавлял выдающийся конструктор Г.Н. Чернышев. Но вот появление индексов РТ (ракетно-торпедная) и РТМ (ракетно-торпедная модернизированная) – не в последнюю очередь заслуга Р.А. Шмакова. Именно ему выпала судьба внедрять на подводные лодки СПМБМ «Малахит» новые системы морского оружия – ракеты разных моделей. В 1962 г. его назначили главным конструктором по переоборудованию ПЛ проекта 613 в проект 613РВ для проведения летно-конструкторских и государственных испытаний противолодочного ракетного комплекса «Вьюга». Затем под руководством Шмакова были спроектированы и переоборудованы опытные подводные лодки проектов 633РВ, 633КС, 06332 и созданы наземные стенды проектов 03010, 03010Б, на которых отрабатывались и были успешно проведены государственные испытания комплексов «Вьюга», «Водопад», «Ветер», «Водопад НК», «Шквал» и «Гранат». Многие из них и сейчас состоят на вооружении ВМФ и не имеют аналогов за рубежом. Серийная постройка АПЛ проекта 671РТМ с комплексом «Гранат», чьи ракеты способны поражать наземные цели на дистанции до 3000 км, на Ленинградском Адмиралтейском объединении (ныне ОАО «Адмиралтейские верфи») и их модификация по проекту 671РТМК на СРЗ «Нерпа» осуществлялась под непосредственным руководством главного конструктора Р.А. Шмакова.

Конструкторские разработки, выполненные под руководством Р.А. Шмакова, отличаются высоким научно-техническим уровнем. Ряд из них сделан на уровне изобретений, в том числе конструкция навесных минных контейнеров для подводных лодок.

ДЭПЛ С-49, переоборудованная по проекту 633РВ для испытаний противолодочных комплексов «Водопад» и «Ветер».

За создание новых образцов военной техники Радий Анатольевич удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР (1981 г.) и Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (1997 г.). Он награжден орденом Октябрьской Революции, дважды Трудового Красного Знамени и многими медалями, в том числе мемориальными им. акад. С.П. Королева, В.П. Макеева и Н.Н. Исанина.

И сейчас Радий Анатольевич является главным конструктором атомных подводных лодок первого и второго поколений. На его плечи легли заботы по утилизации выведенных из эксплуатации кораблей.

Р.А. Шмаков – достойный ученик, сподвижник и продолжатель дела выдающихся главных конструкторов Н.Н. Исанина, В.Н. Перегудова и Г.Н. Чернышева – сам уделяет немало времени воспитанию будущих корабелов. Более десяти лет он преподавал в родном Кораблестроительном институте, читая специальные курсы лекций по теории корабля и устройству подводных лодок. Сегодня он занимается подготовкой офицеров-подводников.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 671РТМК.

Радий Анатольевич ведет большую научно-историческую работу. Под его руководством издается фундаментальная пятитомная «История «СПМБМ «Малахит» (увидели свет уже три тома), а также уникальная серия книг «Подводное кораблестроение. Прошлое, Настоящее, Будущее». Им опубликованы десятки статей по истории отечественного флота в журналах «Судостроение», «Морской сборник» и «Национальная оборона», альманахах «Тайфун», «Гангут» и других изданиях, а также написаны разделы для нескольких каталогов и монографий. Эта сторона деятельности Р.А. Шмакова тоже получила достойную оценку. В 1998 г. он избран действительным членом (академиком) Санкт-Петербургской Академии истории науки и техники.

Глубокие знания и огромный конструкторский опыт Шмакова подкрепляются настоящей, редкой в наше время, питерской интеллигентностью и искрометным юмором. Доброго вам здоровья, Радий Анатольевич! И новых творческих успехов!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS