Владеет ли Востоком открытый порт Владивосток?
Французские «мистрали» в Москве решили сослать на Дальний Восток.

На фото вверху – красивый вид на Корабельную набережную Владивостока в бухте Золотой Рог. В полном соответствии с названием набережной к ее пирсам пришвартованы корабли Тихоокеанского флота. И что мы видим? Начнем обзор, как положено, слева и двинемся направо. Итак, крайне левую позицию занимают три гидрографических судна проекта 862. Они построены на верфи в польском Гданьске в 1977-1982 гг. Большинство судов этого типа уже списаны. Такая же участь ожидает и те, что стоят у стенки. 30 лет – это солидный возраст!

Александр МОЗГОВОЙ

 

Они физически и морально устарели. Далее изящным белым корпусом выделяется госпитальное судно «Иртыш» проекта 320. Оно тоже построено в Польше, в Щецине, и вошло в строй ТОФ в 1990 г., то есть это относительно «молодое» судно и еще послужит. Потом хорошо видны боевые корабли. Под номером 778 – эскадренный миноносец «Бурный» проекта 956. Он вступил в строй в 1988 г. Бортовые номера трех следующих кораблей не видны, но они достаточно легко классифицируются как большие противолодочные корабли проекта 1155 постройки 1985-1991 гг. Всего их на Тихоокеанском флоте – четыре: «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев». По очереди эти БПК несут боевую службу в Аденском заливе, обеспечивая защиту торговых судов от сомалийских пиратов. Поэтому у причальной стенки мы видим только три корабля этого типа. На правом фланге – гвардейский ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164, сданный флоту в 1989 г., – флагман ТОФ. Еще правее – разъездные катера командования флотом. От них не больше ста шагов до здания штаба ТОФ, что на самой набережной. И замыкает ряд – корабль-музей «Вымпел».

На фото представлены почти все большие надводные корабли (БНК) Тихоокеанского флота. Поясним почему «почти». Согласно данным интернет-ресурса russian-ships.info, на начало 2011 г. в составе ТОФ имелось 45 надводных боевых кораблей, из которых 9 – БНК, что ничтожно мало не только для действий на огромном Тихоокеанском театре, но и для защиты интересов России в прилегающих морях, простирающихся от арктических широт до границ с беспокойной Кореей.

Но и 9 БНК можно считать лишь условной цифрой. В составе ТОФ кроме «Бурного» имеются еще три эсминца 956 проекта. Но все их следует вывести за скобки. В 2009 г. во время проведения Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий заявил, что командование флота не имеет намерения модернизировать или капитально ремонтировать эсминцы проекта 956, поскольку лучше тратить деньги на строительство современных боевых единиц, чем расходовать их на поддержание старых. Справедливости ради, нельзя не сказать, что ЭМ проекта 956 действительно имеют проблемы, касающиеся их высоконапорных котлотурбинных энергетических установок (КТУ). Они капризны, требуют тщательного ухода и хорошего соляра, а не разбавленного забортной водой с грязной ветошью. Еще в советские времена эти КТУ были навязаны сверху 956 проекту, дабы загрузить соответствующие мощности Кировского завода, но флот с ними не справился. Частые поломки ГЭУ надолго отправляют эти отличные эсминцы в ремонт. В ВМС НОАК, на вооружении которых состоят 4 корабля этого типа, почему-то с такими проблемами не сталкиваются. А ВМФ РФ решил на них сэкономить и постепенно отправить на слом, в то время как не поступило ни одной новой боевой единицы.

Эсминец «Быстрый» на параде в Амурском заливе по случаю Дня ВМФ в 2009 г.

Вся эта экономия 24 сентября минувшего года обернулась трагедией на эсминце «Быстрый». Корабль готовился к переходу из базы Фокино, что под Владивостоком, на Камчатку. В машинном отделении прорвался изношенный топливный трубопровод, замкнуло старую электропроводку и вспыхнул пожар. Машинист котельной команды девятнадцатилетний матрос Алдар Цыденжапов кинулся перекрывать топливную магистраль. Ему это удалось. Он даже сам выбрался из отсека. Но десять секунд нахождения в эпицентре огненного смерча обернулись сильнейшими ожогами, несовместимыми с жизнью. 28 сентября юноша скончался в госпитале ТОФ. Посмертно ему присвоили звание Героя России. Если бы Алдару не удалось перекрыть подачу топлива, то корабль вместе с тремястами членами экипажа вполне мог взорваться и пойти ко дну. И тогда никому из флотского начальства мало не показалось бы.

Матрос Алдар Цыденжапов погиб, спасая свой корабль. Ему было 19 лет.

Вот почему эсминцы проекта 956 нельзя считать полноценными боевыми единицами. Их еще можно вывести на парад в Амурский залив по случаю Дня ВМФ, но на дальний поход они, также как и «Быстрый», вряд ли способны. То есть фактически в составе ТОФ всего пять БНК. Заметим, что БПК проекта 1155 тоже совсем не юные корабли.

Мы вспомнили об этом в связи с появившимися сообщениями, что первые два, а, может, и последние, универсальные десантные корабли (УДК) типа «Мистраль», которые Россия собирается построить во Франции, будут направлены в дальневосточные воды, где они должны стать веским аргументом в споре с Японией относительно принадлежности Южнокурильских островов. Для эскорта каждого из них потребуется как минимум 3-4 БНК. Вот и считайте. К 2013-2016 гг., когда УДК планируется ввести в строй, возраст БПК проекта 1155 перевалит через 30 лет и их придется списать.

В связи с возросшей нервозностью в российско-японских отношениях припомнился эпизод, свидетелем которого мне довелось быть на рубеже 70-х годов прошлого века. На приеме по случаю какого-то юбилея в посольстве одного из социалистических государств собралась многочисленная и очень разная публика. На фуршете вся она перемешалась. Так я оказался в компании японского коллеги и генерал-полковника Генштаба ВС СССР. Японский журналист, выпив рюмку и смешно коверкая русские слова, спросил советского военачальника: «Господин генерал, сколько времени потребуется советской армии, чтобы уничтожить Японию?» Генерал ответил незамедлительно: «От пятнадцати до двадцати минут». Не берусь судить, насколько точен был ответ генерала, но японский коллега побледнел и выронил тарелку из рук.

Вряд ли кто из нынешних российских военных руководителей позволит дать подобный смелый прогноз. Вооруженные Силы РФ на Дальнем Востоке, равно как и в других регионах страны, ослаблены. Морские силы самообороны Японии значительно превосходят, если вывести за скобки российские АПЛ стратегического назначения, российский Тихоокеанский флот. Они – вторые в мире по БНК после США. Их корабли, как правило, имеют срок службы менее 20 лет, а экипажи отлично подготовлены. В случае вооруженного конфликта вокруг Южных Курил для потопления обоих «мистралей» достаточно будет 3-4 ракетных катера типа Hayabusa.

Для японских ракетных катеров типа Hayabusa «мистрали» – легкая добыча.

Французские «мистрали» в Москве решили сослать на Дальний Восток.

Конечно, самый мощный фактор, удерживающий Японию от силового решения проблемы «северных территорий», – по-прежнему ядерный фактор. Но все в мире меняется. Высокотехнологичная Страна восходящего солнца – не Иран. Она единственная в мире эксплуатирует АЭС на плутониевом топливе и способна создать ядерные боезаряды в течение года. Ракетные технологии ею давно освоены. Просто их в случае надобности переведут на военные рельсы. Япония – ведущий партнер США по развитию средств противоракетной обороны. Напомним также, что на долю Дальневосточного федерального округа РФ приходится 36% территории России, а проживают там 6,5 млн. человек, что ровно в два раза меньше населения Токио.

В нынешнем всплеске эмоций вокруг Южных Курил виноваты мы сами. Начиная с эпохи Горбачева, наша страна отказалась от трезвой позиции, которая гласила, что между Москвой и Токио нет никаких споров по территориальному вопросу, поскольку Южные Курилы закреплены за СССР международными договорами по итогам Второй мировой войны. А потом мы стали подавать какие-то смутные надежды японцам на то, что этот постулат может быть пересмотрен. И продолжался политический мухляж почти два десятилетия. А когда в Москве возобладал здравый смысл, в Токио этого не поняли и возмутились. Безусловно, несколько дивизионов береговых комплексов с противокорабельными ракетами «Бастион» и систем ПВО на Южных Курилах не помешают. Там же можно развернуть эскадрильи истребителей МиГ-35, которые одинаково хорошо способны работать по морским и воздушным целям с непотопляемых авианосцев, каковыми являются острова. Но для урегулирования двусторонних отношений скорее нужны не «мистрали», а терпеливая дипломатия. Тем паче, что обе дальневосточные страны стоят перед угрозой китайской экспансии, в том числе и военной. И по здравому смыслу, теперь они должны стремиться к выстраиванию союзнических отношений, а не к конфронтации. Друг без друга  они просто не выживут.

Что же касается «мистралей», то нельзя не согласиться с мнением главного редактора Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, который считает, что решение о «ссылке» УДК на Дальний Восток принято по негласной договоренности с Францией, дабы уменьшить возражения со стороны восточно-европейских партнеров Парижа по НАТО. «К проблеме Южных Курил «мистрали» уж точно отношения не имеют, – отмечает он, – поскольку их задача – дальнее экспедиционное присутствие и высадка десанта на необорудованное побережье в условиях господства своих сил на море и в воздухе. То есть назначение этих кораблей прямо противоречит любым реальным сценариям конфликта вокруг Курил».

Отсутствие должным образом оборудованных пунктов базирования и ремонтных мощностей (деньги на это в госпрограмме вооружения не предусмотрены) приведут лишь к быстрому выводу «супер-кораблей» в резерв, а затем и к списанию. Всякое же их участие в военных конфликтах, как уже отмечалось, закончится для них печально – второй Цусимой.

Испытания на взрывостойкость новейшего американского десантно-вертолетного корабля-дока Mesa Verde типа San Antonio. «Мистрали» такого удара не выдержат.

 

Адмирал Владимир Высоцкий.

Хоть старое, но французское

Как сообщает Центральный военно-морской портал, 4 февраля 2011 г. во время посещения «Северной верфи» главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что он не исключает установки на строящихся кораблях класса «фрегат» артиллерийских систем иностранного производства.

Речь идет о замене 130-мм артиллерийской установки А-192М, которая в настоящий момент рассматривается в качестве основного артиллерийского вооружения на кораблях проекта 22350, на зарубежные системы. В качестве кандидатов на замену главкомом предложил 100-мм французскую АУ Creusot-Loire Compact и 127-мм итальянскую АУ OTO-Melara 127/64LW.

Новейшая корабельная облегченная 130-мм АУ А-192М «Армат» (разработчик – КБ «Арсенал», производитель – ОАО МЗ «Арсенал») в настоящее время находится на стадии отработки опытного образца. Все мероприятия по испытаниям и доводке конструкции идут по графику, согласованному ранее с ВМФ РФ, и должны завершиться в 2012 г. По всем основным показателям установка находится на уровне мировых аналогов и по комплексу технических характеристик ничем им не уступает, а по ряду показателей превосходит их.

Российская перспективная корабельная облегченная 130-мм АУ А-192М «Армат».

Как отмечает Центральный военно-морской портал, замена отечественной артиллерии на иностранные аналоги повлечет за собой как минимум два далеко идущих последствия. Во-первых, ВМФ России станет зависимым от иностранного контрагента в плане обеспечения запчастями, а также, что более весомо, боеприпасами. Любой выстрел из такой установки станет в прямом смысле золотым. А это – снижение интенсивности учебных стрельб со всеми вытекающими последствиями, резкое увеличение риска остаться без боезапаса в случае возникновения кризисной ситуации. Во-вторых, в который раз непродуманное решение может обернуться мнимой экономией средств и времени в краткосрочной перспективе и явной потерей и того, и другого в долгосрочной.

Что касается артиллерийских установок Creusot-Loire Compact и OTO-Melara 127/64, то о них можно сказать следующее. 127-мм АУ OTO-Melara 127/64 – хорошая система. Она была принята на вооружение в 1968 г. Претерпела несколько модернизаций, однако вовсе не превосходит российскую А-192М. И при всех добрых отношениях российских и итальянских руководителей маловероятно, что эта артсистема может быть поставлена ВМФ РФ. Пушками фирмы OTO-Melara вооружаются все корабли НАТО (кроме французских), в том числе и США. А это накладывает определенные обязательства на изготовителя. И портить отношения с давними и многочисленными партнерами в Риме ради Москвы вряд ли согласятся. Кроме того, эти артустановки содержат элементы американской разработки, а США вряд ли дадут «добро» на сделку.

Значит, остается французская Creusot-Loire Compact. Эта установка довольно «древняя» – середины прошлого века (принята на вооружение в 1953 г., модернизация – 1968 г.). По большинству характеристик она уступает не только перспективной отечественной 130-мм АУ А-192М, которая в отличие от зарубежных аналогов может стрелять обычными и управляемыми снарядами, но и состоящей на вооружении 100-мм АУ А-190 «Универсал». И для чего ее нужно приобретать, совершенно непонятно. Кстати, китайские конструкторы отказались от размещения на новейших фрегатах «Тип 054А», строящихся для ВМС НОАК, французских орудий, которые нелицензионно производятся в КНР, а остановили свой выбор на российских 76-мм АК-176М, которые, правда, тоже выпускаются в Поднебесной без лицензии. Надо учитывать также, что внедрение на фрегат проекта 22350 АУ Creusot-Loire Compact потребует переработки проекта корабля, что повлечет трату времени и финансовых средств. Но, очевидно, неистребима тяга ко всему французскому.

127-мм итальянская артиллерийская установка OTO-Melara 127/64.

Французская 100-мм артустановка Creusot-Loire Compact.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS