Посол Панкадж Саран: «Наша цель – сделать Индию центром глобального производства, страной с образованным и технологичным обществом»
Военно-техническое сотрудничество основывается на доверии и уверенности

Политика Индии в сфере ВТС сегодня направлена в первую очередь на развитие собственной оборонной промышленности с помощью зарубежных партнеров.

Посол Республики Индия в Москве Панкадж Саран в интервью журналу «Национальная оборона» рассказал о важнейших задачах, стоящих перед его страной, и о своем видении российско-индийских отношений как в сфере ВТС, так и в более глобальном аспекте.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Господин посол, давайте начнем с российско-индийских отношений. Как вы их оцениваете, каковы перспективы?

— Отношения с Россией базируются на проверенных временем взаимоотношениях и обоюдном доверии, у нас особое и привилегированное стратегическое партнерство с Россией. За годы эти отношения окрепли, стали более всесторонними. Сегодня мы сотрудничаем практически во всех сферах активности, среди которых политическая, экономическая, торговая, культурная и гуманитарная. Я могу сказать, что для внешней политики Индии наши отношения с Россией – одни из самых важных. Это очень динамичные отношения и наши лидеры часто встречаются на высоком уровне.

В прошлом году в рамках празднования семидесятилетия установления дипломатических отношений между нашими странами состоялся ряд министерских и других визитов. В этом году мы снова готовимся к саммиту наших лидеров. Между ними сложились доверительные отношения и взаимопонимание по всем вопросам.

Мы также планируем развивать новые области для партнерства, помимо традиционных сфер. Одна из таких областей – это сотрудничество между регионами России и штатами Индии. Мы думаем, здесь много потенциала для экономических и инвестиционных сделок друг с другом. Также я хотел отметить науку и технологии; сферу транспорта, в том числе международный транспортный коридор «Север – Юг» и новые формы взаимодействия в высоких технологиях.

Наши отношения с Россией не ограничиваются двусторонними вопросами. В настоящее время мы также имеем возможность обсуждать и сотрудничать в важных региональных и глобальных вопросах. Это касается, конечно, ключевых региональных и международных организаций, в которых мы состоим, таких как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, G-20 и наша общая работа в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для Индии очень важна борьба с международным терроризмом, и мы должны работать сообща как мировое сообщество, чтобы бороться с терроризмом и со всеми теми, кто поддерживает терроризм.

Так что повестка большая, и в данный момент мы пытаемся вывести наши отношения на новый, более высокий уровень и определить новые сферы развития, которые будут соответствовать нашим национальным интересам и нашим национальным возможностям.

— Каков ваш взгляд на военно-техническое сотрудничество между нашими странами, и в каких сферах оно представляет наибольший интерес для Индии?

— Россия и Индия давно сотрудничают в военно-технической сфере. И это сотрудничество имеет успешную историю. Мы уверены, что оно продолжит развиваться. Россия была одной из тех стран мира, которые помогли Индии в развитии ее военных, индустриальных и технологических мощностей вскоре после того, как мы получили свою независимость, и мы навсегда запомнили эту страницу наших отношений.

За последние десятилетия эти отношения стали еще более глубокими. Сейчас мы пытаемся вывести их на новый уровень, а именно работать с российскими компаниями, чтобы развить и создать современный оборонно-промышленный комплекс в самой Индии. Мы пытаемся следовать успешному примеру совместного предприятия «БраМос», создавать новые предприятия такого типа и больше сфокусироваться на аспектах, связанных с передачей технологий и производством.

Мы продолжаем работать с Россией в рамках гарантии эксплуатационной надежности имеющихся платформ, для чего у нас существует межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству.

Помимо военно-технологического сотрудничества, у нас также есть практика проведения совместных учений. В прошлом году мы провели первые учения трех родов войск около Владивостока, которые были очень успешными. Мы продолжаем проводить различные учения ежегодно. Мы также увеличиваем наши военные контакты в рамках тренировок, обмена на высоком уровне и других форм военной кооперации.

Су-30МКИ – один из ярчайший мировых примеров взаимовыгодного военно-технического сотрудничества.

— Мы наблюдаем значительный рост ракетных угроз в регионе. В особенности соседи Индии – Пакистан и Китай активно развивают ракетные технологии, а также совместное производство истребителей. В этом отношении Индия явно нуждается в эффективной системе противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности. В связи с этим Индия высказала свой интерес к российским зенитным ракетным системам С-400. Как вы оцениваете значимость создания мощной системы противовоздушной и противоракетной обороны Индии, основанной на российских технологиях в этой области?

— Что касается угроз безопасности Индии, у нас есть действующая оценка и обзор военных и иных угроз нашей безопасности. Мы уверены, что у нас есть необходимые средства и ресурсы, чтобы противостоять каким-либо угрозам нашей стране. Для этого мы применяем современные технологии, улучшаем возможности нашей обороны в соответствии с нашей военной доктриной. Это всеобъемлющий национальный процесс.

Поскольку речь идет о нашем сотрудничестве с Россией, как я упомянул ранее, военно-техническое сотрудничество всегда было одним из основополагающих столпов в нашей политике безопасности как в прошлом, так и в настоящем – Россия продолжает играть очень важную роль в нашей боевой готовности. Что касается системы С-400, это крупная и современная платформа. Эксперты в этой области были привлечены к обсуждению с обеих сторон, и я предпочитаю оставить это дело им, а также нашим министерствам обороны, чтобы продолжить это обсуждение.

— Индия видит себя как один из глобальных центров современного мира. Это действительно так, потому что человеческий, интеллектуальный, промышленный потенциал Индии огромен. Это объективная оценка, и Индия занимает лидирующую позицию в современном мире. В то же время мы знаем, что современный мир полон противоречий, и уверенно осуществлять внешнюю политику возможно лишь основываясь на военном потенциале. Индия ввела политику диверсификации закупок оружия. Это значит, что «не все яйца кладутся в одну корзину», и покупка оружия у Франции и других стран, традиционных партнеров Индии в военно-технической области, будет продолжена. В то же время, инициатива «Make in India» с передачей технологий была запущена и несомненно очень важна. Мы долгое время сотрудничаем в области авиационных программ, в частности это касается истребителей Су-30МКИ, которые Индия производит по лицензии. В этом отношении хотелось, чтобы вы сказали, насколько важна передача технологий в рамках продолжающихся консультаций между Россией и Индией по проекту совместной разработки и производства истребителя пятого поколения FGFA, созданного на базе ПАК ФА (Су-57), которые вскоре начнут закупаться российскими ВКС. Ведь получив такие технологии, Индия могла бы стать мировым центром компетенций по производству индийской версии ПАК ФА, что придало бы стране совершенно новое геополитическое качество. И давайте не будем забывать, что истребители пятого поколения также разрабатываются в Китае.

— Россия – один из старейших партнеров Индии в таких вопросах, как передача технологий и военное сотрудничество. Это партнерство длится уже много десятилетий, и мы очень высоко ценим вклад, который Россия внесла в наши военные мощности и обороноспособность.

Что касается вопроса о покупках Индией оружия у других стран, то это не ново. Мы покупали оружие у других стран и в прошлом – в соответствии с оценками и мнением наших Вооруженных Сил. Но качество и масштаб нашего военно-технического сотрудничества с Россией все равно далеко превосходит сотрудничество с любой другой страной мира.

Что касается новых проектов, которые мы обсуждаем, мне бы только хотелось сказать, что их обсуждение идет на экспертном уровне между министерствами обороны, и давайте на этом остановимся.

Сегодня, опираясь на опыт совместного предприятия «БраМос», Индия намерена сфокусироваться на аспектах, связанных с получением иностранных технологий.

— Вы не могли бы рассказать нашим читателям о роли индийских ядерных сил в обеспечении безопасности страны? Более того, недавно произошел успешный запуск баллистической ракеты «Агни-5». Какую роль играет ядерное оружие в Вооруженных Силах Индии?

— Как известно, Индия проводит политику неприменения ядерного оружия первыми. Она постоянна и действительна и сегодня. Да, чтобы обладать соответствующими технологиями и обеспечить боеготовность, индийские Вооруженные Силы и научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения действительно периодически проводят испытания, не противоречащие международному праву и нашим договорным обязательствам – так же, как это делают и другие ядерные державы. Индия – ответственная ядерная держава. Мы понимаем значение ядерного оружия и у нас незапятнанная репутация в смысле обеспечения полной ядерной безопасности – Индия была одной из первых стран, выступающих за глобальное ядерное разоружение. В ООН и на других форумах мы выступали за полное и окончательное ядерное разоружение. Мы и сейчас придерживаемся этой политики.

— С точки зрения Индии, какова нынешняя военно-политическая ситуация в Южной Азии? Каковы риски и угрозы безопасности, если таковые имеются?

— У нас очень тесные исторические и глубокие связи со всеми странами Южной Азии. Мы сотрудничаем с ними во всех областях, во всех сферах жизни как двусторонне, так и регионально. Мы верим, что безопасность и процветание стран Южной Азии вносит вклад в нашу собственную национальную безопасность. На сегодняшний день проблемы, которые испытывают страны Южной Азии, довольно похожи. Они касаются экономического развития, изменений климата, повышения стандартов уровня жизни людей. Также следует отметить проблемы регионального дисбаланса.

Одной из проблем, с которой столкнулись мы все, является терроризм, и по этому вопросу у нас общее мнение – с терроризмом необходимо бороться совместно, без промедлений и двойных стандартов. Проблема в том, что у нас есть одна страна в Южной Азии, которая по-другому смотрит на терроризм. Это вызов, который мы должны пройти и проходим, но это единственное исключение, я бы сказал, что все остальные верят, что терроризм должен быть уничтожен. Индия хочет жить в мире со всеми своими соседями. У нас нет территориальных устремлений или планов.

Наша цель сегодня – сконцентрироваться на развитии нашей собственной страны в атмосфере безопасности и отсутствия террористической угрозы, развиваться вместе с нашими соседями.

— У российско-индийского военно-технического сотрудничества немало соперников, которые не хотят, чтобы Индия и Россия сотрудничали, потому что, объективно говоря, ВТС между нашими странами имеет приоритетный характер. Индия получает все то, что другие страны получить не могут: аренда ядерных подлодок; экспорт авиационных (Су-30МКИ) и ракетных (программа «БраМос») технологий. Однако такому положению дел пытаются противодействовать как силы вне Индии, так и определенная группа лоббистов внутри страны, которая в основном состоит из прессы и генералов на пенсии, которые часто наносят умышленный вред. Вы помните ситуацию, когда они утверждали, что Индия якобы впустила представителей Военно-морских сил США на ядерную субмарину российского производства и раскрыла все ее секреты? Это, конечно же, были фальшивые новости, вы прокомментировали ситуацию, что такого не было, а мы заявили в российской прессе, что это были умышленные вбросы наших противников, направленные на нанесение вреда нашему сотрудничеству. Принимая во внимание такие попытки дезинформации, с помощью которых пытаются вбить клин между Москвой и Дели и посеять недоверие, думаете ли вы, что необходимо пресекать такие попытки со стороны третьих сил, третьих стран?

— Возвращаясь к вопросу о российско-индийском военно-техническом сотрудничестве, важно понимать, что Индия – суверенное государство. Мы сами решаем с кем мы взаимодействуем не только в военно-технической области, но и в любом другом секторе, и, я бы сказал, что принятие всех решений в Индии имеет этот суверенный характер. На него не влияют никакие третьи стороны, и у третьих сторон нет никакой роли в том, чтобы решать, какое сотрудничество мы ведем с Россией. Это фундаментальный принцип нашего сотрудничества с Россией.

Военно-техническое сотрудничество основывается на доверии и уверенности, и мы гарантируем и будем гарантировать, что должный уровень этого доверия и уверенности будет поддерживаться.

Россия по-прежнему играет очень важную роль в боевой готовности Индии, и готовящийся контракт на поставку ЗРС С-400 – важное тому подтверждение.

— Мы очень уважаем премьер-министра Индии – господин Моди политик нового поколения, который ведет Индию в «клуб» сильнейших мировых держав. Каковы глобальные стратегические задачи, которые ставит перед собой Индия в XXI веке?

— Я бы сказал, что это развитие Индии – в самом широком смысле. Индия стала страной с экономикой в два триллиона долларов. Наша цель – поднять этот уровень до пяти триллионов, если не больше. Но это не все. Наша цель – сделать Индию центром глобального производства, сделать Индию страной с образованным и технологичным обществом, страной с открытой экономикой, а также решить те основные проблемы, которые стоят перед нами.

Индия – страна с населением около 1,3 миллиарда человек. 65 процентов населения моложе 35 лет. Наша задача – обучить их, дать им необходимые навыки, дать им работу, так что, в общем, наши задачи в основном сфокусированы на быстром, устойчивом и сбалансированном экономическом развитии, которое к тому же должно быть экологически чистым. Мы хотим сохранить ценности, за которые боролась Индия, ценности ради которых Индия получила независимость от колониализма 70 лет назад, и сделать так, чтобы эти ценности были действительными и сегодня. Под ценностями я имею в виду уважение к демократии, плюрализму и различным идентичностям.

Нам бы также хотелось, чтобы в международных отношениях господствовали принципы равноправия, международного права, взаимного уважения между всеми странами мира. Роль ООН должна быть сохранена. Мир меняется, и мы видим, что Индия – часть этих изменений, и в этом контексте ООН должна реформировать себя, чтобы отразить происходящие изменения, включая развитие и рост Индии.

Мы надеемся, что с помощью нашего прогресса мы можем внести вклад в глобальное процветание, глобальную безопасность и мир. Когда Индия стала членом G-20, после финансового кризиса 2008 года, мы прекрасно понимали, что экономический рост Индии внесет заметную лепту в мировую экономику. События с тех пор доказали, что развитие индийской экономики влияет на мировой рост. За последние 10 лет и даже больше Индия растет со средним показателем около семи процентов. Наша цель – увеличить этот показатель роста еще больше, и для этого правительство предпринимает радикальные реформы во всех сферах, включая налоги, облегчает условия для ведения бизнеса и так далее.

Мы хотим, чтобы в XXI веке Индия развивалась как динамичная, технологичная экономика, была частью усилий международного сообщества по установлению такого мирового порядка, который основан на принципах закона, и мы вносим свой вклад в борьбу с изменением климата, борьбу с терроризмом и развитием глобальной архитектуры безопасности, которая бы рассматривала проблемы всех стран мира на равноправной основе.

— Финальный вопрос довольно короткий. Реформа ООН много обсуждается, в частности: будет ли справедливо, если Индия станет постоянным членом Совета Безопасности. Что вы думаете по этому поводу?

Индия всегда верила, что Совет Безопасности ООН, сформированный после Второй Мировой войны, больше не отражает современную действительность. Реформу Совета Безопасности давно пора провести. Если мы хотим, чтобы Совет Безопасности ООН был более эффективным и отражал реалии XXI века, а не прошлого столетия, то реформа необходима, и мы верим, что какой бы вид не приняла эта реформа, Индия будет иметь законную роль в этом и она будет естественным выбором на роль постоянного члена Совета Безопасности.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS