Пекин бросает перчатку Вашингтону в Мировом океане
Грандиозный парад китайского флота не только шоу, но и прямой вызов ВМС США

Так называемое «дело Скрипалей», пиратский захват украинскими пограничниками российского рыболовного сейнера «Норд» в Азовском море, наконец ракетный удар США, Франции и Британии по якобы объектам производства химического оружия в Сирии отодвинули на второй и даже третий план важное событие, которое состоялось 12 апреля этого года в Южно-Китайском море. Там Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) устроили грандиозный парад. Этому событию уделили мало внимания не только российские, но и зарубежные средства массовой информации. И даже китайские СМИ как-то без особых помпы и пафоса, принятых в таких случаях на Востоке, сообщали об этом, несомненно, незаурядном мероприятии.

Александр МОЗГОВОЙ

Безусловно, тому были причины. Во-первых, парад был как бы «встроен» в военно-морские учения, которые проводил флот Поднебесной в Южно-Китайском море. Во-вторых, не случайно это масштабное мероприятие проводилось в Южно-Китайском море, через которое ежегодно перевозится товаров на $3 трлн. и в котором под флагом «свободы навигации» Соединенные Штаты пытаются установить свои порядки. Устроив парад, Пекин показал Вашингтону, «кто в доме хозяин».

В-третьих, он носил такой же «рабочий» характер, как и парад Сухопутных и Военно-воздушных сил НОАК по случаю 90-летия образования Народно-освободительной армии Китая 30 июля 2017 года. Напомним, что тогда это мероприятие устраивалось на полигоне Чжужихэ в автономном районе Внутренняя Монголия (Северный Китай), то есть в пустынной и достаточно отдаленной от больших городов местности. И практически никакой публики и зарубежных гостей, за исключением высшего военно-политического руководства страны, на параде, в котором приняли участие 12000 военнослужащих, 571 единица сухопутной техники, 129 боевых самолетов и вертолетов, не было. Более 40% представленной в Чжужихэ сухопутной техники демонстрировалось впервые. Также впервые показывались в небе истребитель J-16, созданный на базе российского Су-30МКК и по своим характеристикам приближающийся к многофункциональному высокоманевренному российскому самолету Су-35, а также стелс-истребитель пятого поколения J-20.

Флагманский корабль парада эсминец Changsha типа 052D.

«Рабочие» парады, судя по всему, являются своеобразными посланиями Пекина «граду и миру» о том, что Китай как великая держава опирается на динамически растущую мощь своих Вооруженных Сил. Действо в Южно-Китайском море в полной мере вписывалось в данную концепцию. Оно не было рассчитано на внимание широкой общественности, однако для тех, кому адресовалось это послание, был ясен его характер.

Выступая перед участниками парада с короткой речью, которая по радио транслировалась на все корабли, участвовавшие в мероприятии, председатель КНР, генеральный секретарь ЦК Компартии Китая и председатель Центральной военной комиссии Си Цзиньпин сказал: «Задача создания мощного народного флота никогда не была столь актуальной, как сегодня. Мы будем неуклонно ускорять модернизацию военно-морских сил и стремиться превратить их в мировые». Таким образом высшее должностное лицо Китайской Народной Республики официально бросило вызов Соединенным Штатам, заявив о намерении превратить флот Поднебесной в крупнейший в мире, которому не будет равных. Это очень серьезное намерение.

В военно-морском параде, устроенном в водах неподалеку от острова Хайнань, где находится крупнейшая военно-морская база ВМС НОАК Санья, приняли участие 48 новейших боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов, 76 самолетов и вертолетов базовой и палубной авиации, а также около 10000 личного состава. Военные эксперты обратили внимание на то, что в этой демонстрации было задействовано чуть ли не треть боевого состава китайских ВМС, в которых на сегодня насчитывается порядка 150 кораблей.

Си Цзиньпин следит за прохождением кораблей на параде.

Тут стоит уточнить, что речь в данном случае идет только о боевых и вспомогательных единицах, действующих в океанской и дальней морской зонах, а также обеспечивающих их развертывание там. По данным разведки ВМС США, еще три года назад боевой состав ВМС НОАК насчитывал 281 надводный корабль, 66 подводных лодок и более 50 вспомогательных судов дальнего плавания, то есть всего порядка 381 вымпела. Тогда же ВМС США располагали менее 300 единицами. Однако в американском флоте преобладали корабли и суда океанской зоны, а все подводные лодки имели ядерные энергетические установки. Поэтому и тогда, и сейчас ВМС НОАК в гонке морских вооружений пока выступают в роли догоняющих.

При этом Пекин давно реализует очень грамотную стратегию наращивания военно-морской мощи. Она строится «от берега», как в свое время делал и Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. То есть сначала были приняты меры по недопущению атаки на территорию страны с морских направлений. Безопасность в этом секторе сегодня в КНР обеспечивается многочисленными ракетными катерами-катамаранами типа 022 Houbei, дизель-электрическими подводными лодками, береговыми ракетными комплексами, в том числе с баллистическими ракетами DF-21D и DF-26, предназначенными для уничтожения авианосцев на дальности 1500-4000 км, истребительной и противолодочной базовой авиацией, противоминными кораблями. Сейчас этот арсенал дополняют массово строящиеся с 2012 г. корветы (легкие фрегаты – по китайской классификации) типа 056/056А. Сегодня в строю ВМС НОАК насчитывается 40 таких кораблей. Их полное водоизмещение – 1440 т, максимальная скорость хода – 28 узлов. Вооружение корветов включает две двухконтейнерные пусковые установки сверхзвуковых противокорабельных ракет YJ-83 (C-803), 76-мм универсальную артиллерийскую установку PJ26, пакетную установку ЗРК обороны ближнего рубежа HQ-10 с восемью готовыми к стрельбе ЗУР, два дистанционно управляемых 30-мм автомата для поражения малоразмерных морских и воздушных целей, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами. В корме – площадка для приема вертолета. Модификация 056А отличается от базового варианта наличием опускаемой буксируемой ГАС, что расширяет возможности обнаружения подводных лодок. Это весьма эффективные корабли. И не случайно они тоже приняли участие в Большом параде 12 апреля.

Корвет типа 056.

Укрепив свои прибрежные силы и возможности обороны в ближней морской зоне, китайцы совершают «прыжок» в дальнюю морскую и океанскую зоны. Именно корабли, предназначенные для действия в них и введенные в строй преимущественно за последние пять лет, составляли основную массу участников парада.

На параде корабли ВМС НОАК шли семью эшелонами, как правило, двумя колоннами. Первый составляли шесть атомных подводных лодок стратегического и многоцелевого назначения типов 094 и 093. Вторую группу представляли шесть неатомных субмарин типа 039A/041. Третий эшелон состоял из четырех ракетных эсминцев типа 052D, двух типа 052С и двух фрегатов типа 054А. Самой «пестрой» по составу оказалась четвертая группа во главе с авианосцем Liaoning. Его эскортировали эсминец типа 052D, два эсминца типа 052С и эсминец типа 051С, а также сопровождал быстроходный корабль боевого обеспечения типа 901. Пятый отряд – десантно-штурмовой – включал два десантно-вертолетных корабля-дока типа 071, два больших десантных корабля типа 072А и сопровождавшие их эсминец типа 052С и фрегат типа 054А. Шестая группа была однородной – восемь корветов типа 056. В арьергарде шел отряд из восьми вспомогательных кораблей и судов разных типов и классов, начиная от разведывательного корабля типа 815G и кончая морским буксиром.

Свой флаг председатель КНР Си Цзиньпин держал на новейшем ракетном эсминце Changsha типа 052D. Эти корабли сейчас серийно строятся в КНР. С 2014 г. в строй вошли шесть таких эсминцев, еще одиннадцать проходят испытания, спущены на воду или находятся на стапелях. По сообщению зарубежных источников, ВМС НОАК планируют приобрести 26 кораблей этого типа. Они известны и российской публике. В прошлом году в главном военно-морском параде 30 июля в Санкт-Петербурге принял участие эсминец Hefei, относящийся к этому семейству.

Китайские моряки приветствуют своего лидера.

Полное водоизмещение эсминцев типа 052D – 7500 т, длина – 157 м, ширина – 17 м и осадка – 6 м. Корабли оснащены дизель-газотурбинной энергетической установкой (по схеме CODOG), позволяющей развивать максимальную 31-узловую скорость хода. Эсминцы оснащены многофункциональным радаром H/LJG-346A с четырьмя плоскими активными фазированными решетками (в НАТО эту РЛС называют Dragon Eye, то есть «Глаз дракона»), который сопряжен с автоматической системой боевого управления. Она, в свою очередь, также получает данные от подкильной ГАС, буксируемой и опускаемой гидроакустической станции, и других сенсоров, в том числе радара типа 517 метрового диапазона, предназначенного для обнаружения целей, созданных с использованием стелс-технологий. То есть китайцы внедрили на эти корабли АСБУ, аналогичную американской Aegis.

Китайская версия Aegis, именуемая «Божественным щитом» (Zhonghua Shendun), осуществляет наблюдение, выдает целеуказание и управляет разнообразными системами оружия. Главный арсенал размещен в 64 универсальных вертикальных пусковых установках сотового типа. Всего имеется восемь блоков по 8 УВП в каждом. Четыре блока находятся в носовой части эсминцев – между надстройкой и одноствольной 130-мм универсальной артиллерийской установкой H/PJ-45A, разработанной, кстати, на базе спаренной советской системы АК-130, что состоит на вооружении четырех эсминцев проекта 956Э/956ЭМ, построенных на «Северной верфи» для ВМС НОАК в 1999-2006 гг. (сейчас корабли этого проекта проходят модернизацию, на них российские ракетное вооружение и электронная техника заменяются на китайские). Еще четыре блока вертикальных пусковых установок внедрены на надстройке между антенным постом РЛС типа 517 и вертолетным ангаром.

В УВП могут размещаться ЗУР HHQ-9 дальнего действия, ЗУР HQ-16 и DK-10A среднего радиуса поражения, крылатые ракеты CJ-10 для стрельбы по наземным целям, противокорабельные ракеты YJ-18 и YJ-83, а также противолодочные ракеты CY-5. Для обороны ближнего рубежа с воздуха предназначена ЗРК малой дальности HHQ-10 в поворотной 24-зарядной пакетной пусковой установке на крыше вертолетного ангара и семиствольная 30-мм артиллерийская установка H/PJ12 в носовой части надстройки. На более поздних кораблях серии вместо H/PJ12 появится одиннадцатиствольная установка H/PJ-11, чей темп стрельбы увеличен с 6000 до 10000 выстрелов в минуту. Этот автомат способен поражать на дальности 4,8 км цели, летящие со скоростью 4 Маха с вероятностью их уничтожения 96%. Для противолодочной обороны помимо ПЛУРО CY-5 используются два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы торпедами Yu-7, четыре восемнадцатиствольные бомбометные установки и вертолет Z-9C.

Эсминец типа 052С.

Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, экипаж эсминцев относительно небольшой. Он состоит из 280 человек.

Как уже отмечалось, вместе с эсминцами типа 052D на параде в Южно-Китайском море были задействованы корабли типа 052С с более ранней версией «Божественного щита» и радаром типа 346 С-диапазона с четырьмя выпуклыми стационарными антеннами с фазированными решетками размером 3,9х4,6 м, способными обнаруживать воздушные цели на дальности до 450 км. Охлаждение элементов РЛС – воздушно-водяное в отличие от РЛС типа 346А эсминцев 052D, в которых используется только воздушное охлаждение решеток.

За десять лет – с 2005 по 2015 гг. – ВМС НОАК было передано шесть эсминцев типа 052С. По сравнению с 052D у них и водоизмещение поменьше (7000 т), и длина (155,5 м). Скорость хода, правда, на узел больше. Количество УВП – 48, и предназначены они для размещения только ЗУР HQ-9. Противокорабельные ракеты YJ-85 или YJ-62 с дальностью поражения целей более 200 км размещаются в двух счетверенных наклонных пусковых установках. Артиллерийский калибр тоже послабее. Он представлен одной баковой 100-мм установкой типа 210 – китайской версией французской АУ Creusot-Loire T100C.

Бомбардировщик H-6K с противокорабельными ракетами.

Стоит обратить внимание вот на какое обстоятельство. Последний в серии эсминец типа 052С – Xian – был передан ВМС НОАК почти на год позже головного корабля типа 052D – Kunming. Это свидетельствует не только о растущих темпах китайского судостроения, но и заботе государства о преемственности и непрерывности процесса военного кораблестроения.

И не случайно, ведя серийную сборку ракетных эсминцев типа 052D, Китай приступил к серийному строительству еще более мощных кораблей типа 055. В июле прошлого года был спущен на воду головной из них. Еще пять находятся в разных стадиях строительства. Всего ВМС НОАК планируют получить 16 эсминцев типа 055. Их полное водоизмещение будет достигать 13000 т, а длина – 180 м. Четыре газовые турбины QC280 разгонят корабли до 35 узлов. Перемены произойдут и в составе вооружения. Количество УВП достигнет 112. В них будут размещаться ракеты классов «корабль-воздух», «корабль-земля», «корабль-корабль» и «корабль-подводная лодка». Обратим внимание на то, что количество УВП на эсминцах типа 055 превзойдет количество аналогичных пусковых установок на американских эсминцах типа Arleigh Burke модификации Flights IIA (на них имеется 96 ячеек), хотя их на 10 будет меньше, чем на американских крейсерах типа Ticonderoga. Улучшенный вариант китайского «Божественного щита» позволит вести борьбу не только с самолетами, ПКР и вертолетами, но и с баллистическими ракетами. Поэтому помимо уже традиционных ЗУР HQ-9A и HQ-16 большой и средней дальности корабли оснастят перспективными ракетами HQ-26, являющимися аналогами американских SM-3. На ближнем рубеже противника встретят ЗУР двух пакетных установок ЗРК FL-3000N (по 24 ракеты в каждой). Кроме того, на борту разместятся от двух до четырех 30-мм зенитных артиллерийских комплексов типа 1130 (H/PJ-110). Главный артиллерийский калибр – полностью автоматическая 130-мм пушка. На кораблях смогут базироваться два больших противолодочных вертолета.

Десантно-вертолетный корабль-док типа 071 (на первом плане слева) под эскортом эсминцев и фрегатов.

Но это пока перспектива. А 12 апреля, как и следовало ожидать, участникам парада в Южно-Китайском море стали фрегаты типа 054А. Они пополняют ВМС НОАК с 2005 г. На начало апреля текущего года в строю находятся 26 кораблей этого проекта, еще два спущены на воду и как минимум один достраивается на стапеле. Фрегаты типа 054А – рабочие лошадки китайского флота. Эти корабли можно встретить у берегов Южной Америки, Австралии, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Западной Европы и России. Их полное водоизмещение – 4053 т, длина корпуса – 134 м, ширина – 16 м, максимальная скорость хода – 29 узлов, дальность плавания – 3800 миль. Экипаж состоит из 190 человек.

У фрегатов – 32 ячейки вертикального пуска зенитных ракет HQ-16 и противолодочных Yu-8, две счетверенные пусковые установки для стрельбы ПКР YJ-83, 76-мм артустановка, четыре шестиствольных 30-мм автомата типа 730, которые являются китайской версией российских АК-630, два противолодочных трехтрубных торпедных аппарата калибра 324 мм. Имеется вертолет с размещением в ангаре.

Под эскортом эсминцев в парадном строю шел Liaoning – первый и пока единственный авианосец ВМС НОАК, переоборудованный из советского ТАВКР «Варяг» по проекту 001. На это ушло десять лет. Именно модернизируя этот корабль, китайцы учились создавать свои большие авианесущие корабли.

Во время парада председателю КНР Си Цзиньпину были продемонстрированы взлеты истребителей J-15 Flying Shark («Летающая акула»), созданные на базе российских самолетов Су-30МКК и Су-33. Китайский руководитель остался чрезвычайно доволен увиденным.

Тем временем готовится к заводским ходовым испытаниям авианосец Shandong типа 001А. Как нетрудно догадаться, это улучшенная версия Liaoning. Его полное водоизмещение выросло до 70000 т, длина достигает 315 м, а ширина по полетной палубе – 75 м. На нем будут базироваться от 32 до 36 истребителей J-15 (на Liaoning их насчитывается 24), а также вертолеты (всего до 40 летательных аппаратов).

Эсминец типа 055 перед спуском на воду.

Как сообщают китайские СМИ, на судостроительной верфи в Шанхае состоялась закладка авианосца нового проекта водоизмещением порядка 80000 т. Самолеты с его палубы будут взлетать не с помощью трамплина, как на Liaoning и Shandong, а благодаря катапультам, вероятно, электромагнитным. Судя по всему, на верфи Dalian Shipbuilding Industry Company уже начались подготовительные работы по сборке первого китайского атомного авианосца.

Для Китая авианосцы – не столько средство демонстрации мощи и престижа, сколько насущная необходимость. Ведь львиную долю международной торговли, в том числе импорт энергоресурсов, страна осуществляет по морю. Защита океанских коммуникаций для КНР – жизненно важная задача.

Вот почему ударные, противолодочные и противовоздушные возможности, вероятно, будут иметь и универсальные десантные корабли типа 075. Головной такой УДК со сплошной полетной палубой был заложен в прошлом году на верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding в Шанхае. Его водоизмещение составит около 40000 т, длина – 250 м, ширина – 30 м, осадка – 8 м. Для переброски морской пехоты на берег, обеспечения противолодочной обороны и дальнего радиолокационного обнаружения УДК будет нести до 30 вертолетов Z-8, Z-9, Z-18, Ka-28 и Ka-31. Для доставки тяжелой техники будут использоваться десантные катера, в походном положении размещаемые в док-камере. Для самообороны корабль сможет использовать две 30-мм одиннадцатиствольные артиллерийские установки H/PJ-11 и два ЗРК малой дальности HQ-10. По сообщению ряда источников, в КНР для УДК этого типа ведется разработка реактивных самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки, которые будут использоваться как штурмовые, а также для обеспечения ПВО.

Фрегат типа 054А.

Но пока головной УДК проекта 075 строится, на параде в Южно-Китайском море десантные силы ВМС НОАК представляли десантно-вертолетные корабли-доки (ДВКД) типа 071. При полном водоизмещении 25000 т, длине 210 м и ширине 28 м они развивают весьма приличную 25-узловую скорость хода. Дальность их плавания тоже впечатляет – 10000 миль. ДВКД перевозят к месту высадки от 500 до 800 морских пехотинцев (количество десантников зависит от дальности плавания и количества транспортируемой военной техники), а также 15-20 единиц бронетехники. Высадка на необорудованное побережье осуществляется четырьмя тяжелыми вертолетами Z-8, которые являются китаизированными версиями французских машин SA 321 Super Frelon, и четырьмя катерами на воздушной подушке типа 726 – аналогами американских LCAC, двумя водоизмещающими десантными катерами и плавающими бронетранспортерами. Высадочные средства размещаются в док-камере в кормовой части корабля. Когда наступает время «Ч», кормовая часть ДВКД притапливается и из нее выходит плавающая техника. Для самообороны на кораблях имеются 76-мм автоматическая пушка, четыре шестиствольных 30-мм автомата, средства постановки помех.

Сейчас в составе ВМС НОАК имеется четыре десантно-вертолетных кораблей-доков типа 071. Еще два спущены на воду и достраиваются на плаву. Помимо ДВКД китайский флот располагает 32 большими и таким же количеством средних десантных кораблей, а также десантно-высадочной платформой, с помощью которой гусеничная и колесная техника своим ходом перегружается с транспортных судов на десантно-высадочные средства.

Авианосец Liaoning и старт истребителя J-15 с его палубы.

Выход в океан потребовал большого количества вспомогательных судов: танкеров-заправщиков и судов комплексного снабжения, способных совершать дальние переходы. ВМС НОАК насчитывают около 20 таких высокотехнологичных судов. В их числе участвовавший в параде быстроходный корабль боевого обеспечения Hulunhu типа 901. Это крупнейшее в мире судно такого рода. Его полное водоизмещение – 55000 т, длина – 240 м, ширина – 41 м и осадка – 10,8 м. Газовые турбины QC280 суммарной мощностью 28 МВт разгоняют эту громадину до 25 узлов. Судно способно обеспечивать всеми видами корабельного и авиационного топлива, оружием и прочим снаряжением авианосные соединения в любом отдаленном районе мирового океана.

В прошлом году головной корабль Hulunhu вошел в строй. Тогда же спустили на воду второе судно этого типа 901, которое пополнит китайский флот в этом году.

Учебный корабль Qi Jiguang типа 0891А.

Среди других вспомогательных судов, принявших участие в параде, нельзя было не обратить внимания на новейший 163-метровый учебный корабль Qi Jiguang типа 0891A водоизмещением 9000 т и 22-узловой скоростью хода, тоже вошедший в строй в минувшем году. Он предназначен не только для плавательной практики курсантов военно-морских вузов, но и для глубокого изучения ими современной военно-морской техники. Для обучения будущих офицеров есть несколько аудиторий с интерактивными средствами изложения и усвоения материала, а также многочисленные тренажеры практически по всем видам корабельных специальностей. То есть после похода на таком корабле молодые люди не только получают представление о морской службе, но и приобретают конкретные навыки освоения систем оружия и электроники, навигации, управления энергетическими установками и т.д.

Мы специально оставили «на потом» рассказ о китайских подводных лодках, принявших участие в параде, хотя они и открывали колонны кораблей в Южно-Китайском море. Дело в том, что атомные субмарины пока являются слабым звеном ВМС НОАК, во всяком случае, в сравнении с ВМС США.

Быстроходный корабль боевого обеспечения Hulunhu типа 901 – крупнейший в мире в своем классе.

Сейчас китайский флот насчитывает 73 подводные лодки (ВМС США располагают 71 субмариной). Но подлодки американского флота исключительно атомные. В строю ВМС НОАК – 10 атомоходов, не считая нескольких устаревших, используемых в качестве учебных. Кроме того, китайские АПЛ по шумности уступают современным американским и российским лодкам.

Но не все так грустно, как может показаться. Четыре ПЛАРБ типа 094 Jin подводным водоизмещением 11000 т несут по 12 БРПЛ JL-2 («Гигантская волна-2»), способных наносить удары на дальность до 8000 км. То есть они могут атаковать противника, не выходя из зоны охранения кораблей своего флота. Две ПЛАРБ типа 094А, одна из которых открывала парад в Южно-Китайском море, заметно модернизировались. Их обводы ограждений выдвижных устройств и надстроек с баллистическими ракетами стали более «зализанными», что понизило шумность. Очевидно, такие же мероприятия по уменьшению акустической заметности были реализованы и в отношении механизмов субмарин.

Как сообщается, поменялся и ракетный боезапас ПЛАРБ типа 094А. На них размещены БРПЛ JL-2С с маневрирующими боевыми частями, которые трудно перехватить средствами ПРО.

НАПЛ типа 039A/041 Yuan относятся к лучшим в своем подклассе.

Чуть позади и справа от ПЛАРБ типа 094А параллельным курсом шла многоцелевая атомная субмарина типа 093G Shang с усиленным ракетным вооружением. Помимо ПКР YJ-18 эти лодки несут оморяченные крылатые ракеты большой дальности DF-10, предназначенные для ударов по береговым целям и размещаемые в блоке пусковых установок за ограждением выдвижных устройств.

ПЛАРБ типа 094А (на первом плане) и многоцелевая АПЛ типа 093G открывали парад.

АПЛ типа 093 Shang вводились в строй одновременно с ПЛАРБ типа 094. Сейчас в строю ВМС НОАК числятся шесть субмарин этого типа, две последние из которых относят к типу 093G.

Сейчас проводятся испытания многоцелевой АПЛ типа 095 Sui – новейшего изделия китайского судпрома и дальнейшего развития АПЛ типа 093. Ее подводное водоизмещение – 7900 т, длина – 115 м, максимальная глубина погружения – 500 м, а полная скорость подводного хода – 32 узла. Лодка предназначена для борьбы с АПЛ противника, нанесения ракетных и торпедных ударов по надводным целям, а также атаки крылатыми ракетами береговых объектов.

Осознавая отставание страны в области атомного подводного кораблестроения, руководство КНР предпринимает усилия по исправлению ситуации. Недавно завершилась реконструкция предприятия Bohai Heavy Industry Company, которое, как сообщают СМИ, теперь сможет одновременно строить по четыре АПЛ разных проектов. Но дело не в количестве одновременно строящихся атомоходов (на Севмаше, например, сейчас ведется сборка 13 АПЛ четырех проектов), а в темпах их сдачи заказчику. Бохайские судостроители обещают сократить сроки строительства АПЛ при одновременном повышении качества работ на них.

Многоцелевая АПЛ типа 093.

На Bohai Heavy Industry Company будет вестись сборка многоцелевых АПЛ типа 095 и перспективных ПЛАРБ типа 096 Tang. При подводном водоизмещении около 20000 т и длине 164 м они станут носителями 24 БРПЛ JL-3 с дальностью стрельбы 12000 км, то есть эти атомоходы смогут наносить удары, не выходя из базы.

Что же касается неатомных подводных лодок, то здесь Китай занимает ведущее положение в мире. Например, участвовавшие в параде НАПЛ типа 039A/041 Yuan относятся к лучшим в своем подклассе. В строю ВМС НОАК имеется 18 НАПЛ этого типа. Еще несколько лодок строятся. При подводном водоизмещении 3600 т они развивают максимальную 20-узловую скорость хода. Лодки оснащены вспомогательными воздухонезависимыми двигателями Стирлинга, что позволяет им находиться под водой без всплытия на поверхность две недели. Вооружение включает торпеды и противокорабельные ракеты.

Экспортная версия этих субмарин S20 активно завоевывает международный рынок. Восемь НАПЛ будут построены для ВМС Пакистана и три для ВМС Таиланда.

Темпы китайского кораблестроения поражают. За минувшие четыре года ВМС НОАК пополнило столько же кораблей, сколько имеется во всех ВМС Франции. Только за прошлый год китайский флот получил 12 больших надводных боевых кораблей (три эсминца типа 052D, два фрегата 054А и семь корветов типа 056/056А). Это не считая подводных лодок, противоминных и десантных кораблей, вспомогательных судов разного назначения.

По подсчетам американских военно-морских экспертов Джеймса Фенела и Скотта Чейни-Петерса, к 2030 г., когда ВМС США должны достичь желанного количества корабельного состава в 355 единиц, ВМС НОАК будут располагать 432 надводными боевыми кораблями и вспомогательными судами первой линии, а также 99 подводными лодками. Другими словами, усилия США по созданию «первого в мире» флота окажутся тщетными. И, как продемонстрировал парад в Южно-Китайском море, Пекин не намерен уступать Вашингтону.

Председатель КНР Си Цзиньпин сфотографировался на память с экипажем эсминца Changsha.

Думается, великий китайский адмирал Чжэн Хэ (1371-1435), чей «золотой флот» с успехом совершил ряд экспедиций в отдаленные акватории Тихого и Индийского океанов, а по утверждению некоторых историков, задолго до Колумба открыл и Америку, находясь на борту одного из кораблей, участвовавших в параде 12 апреля, был бы горд за своих соотечественников. Они с честью продолжают его дело.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS