МС-21: российский авиапром начинает взлет
Первый полет МС-21 должен состояться в период с декабря 2016 г. по февраль 2017 г.

«Вы сделали для нашей страны очень большое, я бы даже сказал, просто великое дело», – сказал председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, обращаясь к создателям нового российского самолета МС-21, выкатка которого состоялась 8 июня на Иркутском авиазаводе.

Иван КАРЕВ

МС-21 – семейство отечественных пассажирских самолетов нового поколения, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы разрабатываются модификации МС-21-300 на 160-211 мест и МС-21-200 на 130-176 мест.

8 июня, в этот без сомнения знаменательный для российской гражданской авиации день, разрабатывающая машину Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) впервые публично представила самолет МС-21-300.

В торжественной церемонии помимо Дмитрия Медведева приняли участие представители ОАК, федеральных и региональных органов власти, руководители предприятий – участников кооперации, делегации авиакомпаний – действующих и потенциальных заказчиков самолета МС-21.

Церемонию выкатки открыл президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко. Он заявил: «Нам удалось собрать сильную команду единомышленников. Все участники программы – лидеры отечественной и мировой авиационной промышленности. Мы работаем вместе и верим, что МС-21 будет лучшим самолетом в своем классе».

Дмитрий Медведев, в свою очередь, отметил: «Создание самолета МС-21 – это огромная победа авиастроителей, победа корпорации «Иркут», наших ученых, наших конструкторов, наших инженеров, наших рабочих. Сегодняшнее событие подтверждает то, что мы способны такие машины создавать, которые не только продвигают вперед наше авиастроение, но и будут конкурировать с другими государствами». Одновременно Дмитрий Медведев подчеркнул важность участия в проекте не только наших лучших авиастроителей, но и многих иностранных компаний. «Мы приветствуем тех бизнесменов, которые работают в России, которые сейчас находятся в этом зале и добиваются вместе с нашей страной впечатляющих успехов», – заявил глава правительства.

Дмитрий Медведев: «Создание самолета МС-21 – это огромная победа авиастроителей, победа корпорации «Иркут».

Перед выкаткой главе правительства РФ была представлена уникальная сборочная линия, на которой ведется постройка самолетов МС-21 для летных и статических испытаний. Дмитрий Медведев также ознакомился с кабиной пилотов первого самолета МС-21, в которой установлено штатное электронное оборудование.

Надо отметить, что для успешной реализации программы создания МС-21 проведено масштабное техническое перевооружение российских предприятий, участвующих в кооперации по производству нового лайнера. Современное оборудование и автоматизированные линии обеспечивают высокое качество изготовления самолетов.

Созданы новые высокотехнологичные компании, в частности, «АэроКомпозит». Подготовлен высококвалифицированный персонал.

Для наземных испытаний систем и элементов конструкции самолета МС-21 в России создана новая стендовая база. Завершены работы по созданию стендов бортового оборудования, систем электроснабжения, электронного и полунатурного моделирования систем управления самолета, стенда «железная птица».

Президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь, выступая на церемонии, подчеркнул, что создание самолета МС-21 – «это результат огромной совместной работы, это первая программа, в которой по единому плану работают ведущие предприятия ОАК, в том числе завод «Авиастар-СП» и вновь созданные компании «АэроКомпозит» и «ОАК-Центр комплексирования».

В 2009 г., рассказывая о МС-21 в ходе пресс-конференции на Le Bourget, Олег Демченко сказал: «Я с уверенностью смотрю в будущее этого проекта потому, что у нас есть финансовые ресурсы. Чтобы было понятно, я просто зачитаю одну цитату: на разработку и производство перспективных моделей МС-21 и Sukhoi Superjet 100 следует сосредоточить усилия ОАК и средства государственной поддержки. К сему: Путин».

Семь лет спустя, выступая на церемонии выкатки МС-21, президент ОАК Юрий Слюсарь сказал, что общий объем инвестиций в программу создания МС-21 на данный момент составляет около 100 млрд. рублей. «Из них 80 процентов – деньги, которые мы получили от государства в виде разной помощи, а 20 процентов – собственные средства корпорации», – уточнил Юрий Слюсарь.

Обсуждать оправданными или нет являются эти траты – бессмысленно, потому что без SSJ100 и МС-21, создающегося с учетом ошибок программ регионального самолета (а поскольку SSJ100 – первый гражданский лайнер, полностью созданный в постсоветский период, без ошибок обойтись было практически невозможно), у России вообще не было бы сегодня серийного гражданского авиастроения. Путь МС-21 к заказчику не будет простым – ему предстоит конкурировать с самолетами Boeing и Airbus, которые давно уже поделили на двоих мировой рынок магистральных авиаперевозок. Потеснить их на этом рынке – задача сверхамбициозная. Будем надеяться, что «Иркуту» и ОАК это удастся.

Олег Демченко: «Мы верим, что МС-21 будет лучшим самолетом в своем классе».

Предпосылки для этого есть. МС-21 изначально планировался и создавался как самолет, который будет иметь ряд преимуществ с точки зрения экономических показателей гражданских авиаперевозок. Ставка была сделана на лучшую, по сравнению с конкурентами, топливную эффективность за счет создания более легкой конструкции самолета с широким привлечением композиционных материалов и перспективных металлических сплавов, более совершенную аэродинамику.

Компания «АэроКомпозит» на протяжении семи лет вела работу над созданием композитного крыла нового лайнера. Впервые в мировой практике специалистами компании было принято решение внедрить в производственный процесс метод вакуумной инфузии и автоматизированную выкладку сухого углеродного наполнителя, что позволило создать интегральные элементы конструкции консолей крыла воздушного судна. Крыло большого удлинения, которое создано для МС-21, повысит топливную эффективность на 6-8%, что обеспечит существенную экономию. В целом уровень использования композитов в самолете МС-21 достигает 40%.

При проектировании МС-21 внедрен ориентированный на клиента подход к разработке продукта. Он предусматривает вовлечение потенциальных заказчиков в процесс разработки самолета с самых ранних стадий проекта.

За счет увеличенного диаметра фюзеляжа МС-21 авиакомпании смогут подбирать оптимальное для них соотношение «ширина подушки кресла/ширина прохода». Авиакомпании, специализирующиеся на магистральных перевозках, смогут предоставить пассажирам повышенный комфорт. Чартерные перевозчики и компании-дискаунтеры получат возможность за счет широкого прохода сократить время оборота в аэропорту. Больший диаметр фюзеляжа также позволяет увеличить емкость багажных полок и подпольных багажных отсеков.

Самолеты семейства МС-21 будут удовлетворять перспективным нормам, ограничивающим воздействие на окружающую среду. Определено, что кумулятивный уровень воспринимаемого на местности шума по измерениям в трех точках будет иметь запас как минимум в 15 EPNdB по отношению к действующей главе 4 ИКАО. Характеристики эмиссии двигателей должны удовлетворять требованиям CAEP 6 ИКАО с запасом 50%. МС-21 будут выбрасывать в атмосферу на 15-25% меньше СО2 в расчете на одно пассажирское кресло, чем эксплуатируемые в настоящее время самолеты.

«Азербайджанские авиалинии» заказали МС-21 непосредственно в день выкатки.

МС-21 сертифицируется по российским и международным стандартам в соответствии с Сертификационным базисом самолета МС-21 – комплексом требований к летной годности и охране окружающей среды, распространяемых на этот самолет.

Основа сертификационного базиса – действующие Нормы летной годности самолетов транспортной категории, часть 25 Авиационных правил МАК (АП-25) с дополнениями и изменениями, действующими на момент подачи заявки на сертификацию типа, а также действующие Технические требования МАК к самолетам транспортной категории, выполняющим всепогодные полеты (ТТ-ВП); действующие требования по шуму на местности в соответствии с Правилами сертификации воздушных судов по шуму на местности – Часть 36 Авиационных правил МАК (АП-36), глава 4 том 1 «Авиационный шум» Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации «Охрана окружающей среды»; специальные технические условия, содержащие отличие национальных норм АП-25 от европейских CS-25 и американских FAR-25.

В ходе церемонии выкатки МС-21 Юрий Слюсарь сообщил, что инфраструктура, созданная для послепродажного обслуживания регионального лайнера Sukhoi Superjet 100, будет использована и для проекта МС-21 – это склады, учебные центры, логистика, центры по техническому обслуживанию, базы материально-технического обслуживания. Речь фактически идет о создании одной компании для обслуживания двух самолетов. Он сказал также, что возможности международной компании для продвижения самолетов SSJ100 на внешние рынки SuperJet International также будут использоваться для маркетинга МС-21.

Максимальная экономическая эффективность эксплуатации, международная сертификация в соответствии с требованиями АРМАК, EASA, FAA и предусмотренные индивидуальная логистическая поддержка и сопровождение в течение всего жизненного цикла должны сделать продукт привлекательным как для российских, так и зарубежных авиакомпаний-эксплуатантов.

Первый полет МС-21 должен состояться в период с декабря 2016 г. по февраль 2017 г. Первая поставка заказчику запланирована на конец 2018 г.

Корпорация «Иркут» уже сформировала стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21. «Мягких» заказов – 100. По твердым контрактам получены авансы. Первыми эксплуатантами самолетов станут авиакомпании группы «Аэрофлот», которая заказала 50 лайнеров. Свой заказ на МС-21 разместила и авиакомпания «Азербайджанские авиалинии». Как сообщил Олег Демченко, соответствующее соглашение было подписано непосредственно в день выкатки машины.

В прошлом году, отвечая на вопросы авторитетного авиационного журнала Flight, Олег Демченко сказал: «Если наш самолет возьмет 10-15 процентов рынка, тогда я как руководитель компании могу сказать что не зря прожил жизнь в авиации». Выкатка – очень важный, но не последний этап на этом взлете. Хочется надеяться, что будущая жизнь МС-21 в небе будет долгой и полнокровной.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS