Проверка боем
Развертывание в Сирии новых российских авиакомплексов заметно повышает их экспортную привлекательность

Итак, в марте по решению руководства страны Россия вывела из Сирии основную часть самолетов авиационной группы ВКС РФ, развернутой в борющейся с исламистами всех мастей арабской республике 30 сентября 2015 г.

Илья КЕДРОВ

Результаты, достигнутые российской авиацией в Сирии, четко обозначил президент России Владимир Путин 17 марта, выступая на церемонии награждения военнослужащих и специалистов ОПК, отличившихся в ходе выполнения специальных задач в Сирийской Арабской Республике.

«Ваши действия, напряженная боевая работа в корне переломили ситуацию, – сказал Владимир Путин. – Мы не дали разрастись террористической опухоли, разрушены схроны бандитов, их склады с оружием и боеприпасами, блокированы маршруты контрабанды нефти, от которой террористы получали основную финансовую подпитку. Мы провели огромную работу по укреплению законной власти и государственности Сирии, …укрепили ее вооруженные силы, и сегодня они в состоянии не просто сдерживать террористов, а вести против них успешные наступления. Сирийская армия овладела стратегической инициативой и продолжает очищать свою землю от террористических банд. Главное – мы создали условия для начала мирного процесса. Удалось наладить позитивное, конструктивное взаимодействие с Соединенными Штатами Америки, рядом других стран».

Еще одним важным для ВС РФ результатами операции следует считать то, что значительная часть пилотов из состава строевых бомбардировочных, штурмовых, истребительных частей российских Воздушно-космических сил получили практический боевой опыт. Для таких серийно строящихся самолетов Компании «Сухой», как Су-35С и Су-34, операция в Сирии стала полноценным боевым дебютом. Правда, Су-34 уже применялся в боевых операциях, но, в отличие от изрядно повоевавших Су-25 и Су-24, это были отдельные эпизоды боевой работы: в ходе операции по принуждения Грузии к миру в 2008 г. и на Северном Кавказе против боевиков в 2012 г. В Сирии же новые бомбардировщики использовались для нанесения ударов по целям ИГ (запрещенная в России организация) в полном объеме. Испытаны в деле и новые авиационные средства поражения.

Бомбардировщик Су-34 – главный герой репортажей с авиабазы Хмеймим.

Это важно как с точки зрения совершенствования боевого мастерства личного состава авиационных частей, ведь ни одни учения с применением АСП по учебным целям на полигоне не заменят того опыта, который приобретается в реальных условиях обстановки, так и с точки зрения разработки новой авиатехники. Заместитель генерального директора Компании «Сухой» Александр Клементьев заявил в ходе авиасалона Singapore Airshow 2016, что опыт ведения боевых действий ВКС РФ в Сирии будет учтен при разработке новых проектов боевых самолетов и модернизации существующих. По его словам, в Компании «Сухой» высоко оценивают возможность применения своих самолетов в Сирии в боевых условиях.

Безусловно, успешное использование российской авиатехники в Сирии укрепит ее позиции и на мировом рынке боевой авиации. Самолеты, не только принятые на вооружение в стране-разработчике, но и опробованные ею в боевых условиях, традиционно имеют большую привлекательность для потенциальных заказчиков. Слоган «Combat Proven» (проверено в боевых условиях), которым западные маркетологи снабжают практически любую продукцию военного назначения – от складных ножей и перчаток до истребителей, «продается» весьма успешно. Одним из примеров может служить французский истребитель Rafale: его разработчику, компании Dassault Aviation, долгое время не удавалось заключить ни одного экспортного контракта, что ставило под угрозу и производство этого самолета в интересах национальных ВВС. Однако после того, как «рафали» приняли участие в бомбардировках Ливии, дела у французов пошли в гору: контракты на приобретение этих машин подписали Катар и Египет.

По оценке Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), с учетом подписанных контрактов, а также программ, находящихся в продвинутой стадии обсуждения, в период 2015-2018 гг. могут быть поставлены зарубежным заказчикам около 130-140 боевых самолетов марки «Су». В случае успешной маркетинговой работы и реализации большей части вышеуказанных программ (а также тех, о которых на текущий момент не имеется детальной информации) экспорт самолетов марки «Су» может существенно возрасти начиная с 2019 г. Затем должно начаться продвижение на мировой рынок истребителя пятого поколения ПАК ФА. Таким образом, России удастся сохранить мощное присутствие на мировом рынке боевых самолетов «без потери темпа».

Судя по всему, наиболее интересные экспортные перспективы с учетом действий в Сирии открываются перед фронтовым бомбардировщиком Су-34 (в экспортном исполнении – Су-32). С авиабазы Хмеймим действовали 14 бомбардировщиков этого типа. В то время как Су-24М в нашей группировке насчитывалось 34, в медийном поле эти новые внешне весьма эффектные машины явно доминировали.

По оценке ЦАМТО, потенциальными заказчиками Су-32 может стать ряд стран СНГ: Казахстан, Туркмения и Узбекистан. Наиболее реальным покупателем нового фронтового бомбардировщика из дальнего зарубежья является Алжир, который в недавнем прошлом столкнулся с террористической угрозой, а сегодня соседствует с развалившейся на части и непредсказуемой Ливий, некоторые регионы которой находятся под контролем исламистских радикалов, в том числе и из запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ). Возможный заказ Алжира в ближнесрочной перспективе – 12 машин (одна эскадрилья). В дальнейшем он может быть увеличен в общей сложности до 36 машин (три полноценные эскадрильи).

В настоящее время ВВС Алжира имеют на вооружении 23 фронтовых бомбардировщика предыдущего поколения – Су-24. Поэтому обновление парка за счет Су-32 было бы вполне логичным.

Ирак – еще одна страна арабского мира, имевшая ранее довольно большое количество ударных самолетов марки «Су». После американского вторжения снабжение ВС Ирака вооружениями и военной техникой было переориентировано на США. Полномасштабная война с ИГ, которую страна ведет с начала 2014 г., потребовала авиационной поддержки наземных войск. Однако к лету 2014 г. Багдад с проволочками получил лишь первый из 36 заказанных американских F-16IQ, который к тому же не совсем подходит на роль непосредственной поддержки пехоты. Страна обратилась за помощью к России, и ей в экстренном порядке были поставлены штурмовики Су-25 из наличия ВВС РФ. Всего Ирак получил около 15 самолетов этого типа. В среднесрочной перспективе Багдад также может стать покупателем бомбардировщиков Су-32. По оценке ЦАМТО, заказ может составить 12 машин.

Покупателями Су-32 могут оказаться и некоторые страны Африки, в частности, Уганда, уже располагающая современными российскими истребителями и принимающая участие в противостоянии исламистским группировкам в Сомали, а также Нигерия, ведущая войну с террористической группировкой «Боко Харам» на севере и востоке страны. Су-32 также могли бы усилить требующие модернизации ВВС Эфиопии, располагающие устаревающими моделями истребителей Су-27.

В целом речь может идти о заключении контрактов о поставке на экспорт 2-3 эскадрилий Су-32 в период до конца 2018 г.

Первым заказчиком истребителя Су-35 стал Китай.

Истребитель продвинутого четвертого поколения Су-35С был подключен к проведению операции против ИГ сравнительно поздно – в конце января 2016 г. На авиабазу Хмеймим были переброшены четыре машины этого типа. В начале февраля они приступили к полетам для сопровождения ударных самолетов – такая практика была введена после того, как Турция 24 ноября предательски сбила наш бомбардировщик Су-24М. При этом, судя по репортажам российских телеканалов, Су-35С имеют в составе бортового вооружения новейшие ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД с активными радиолокационными головками самонаведения. Также на борту истребителей можно заметить ракеты малой дальности Р-73 (или РВВ-МД) и Р-27. По некоторым данным, Су-35С привлекались и для нанесения ударов по наземным целям – ведь это многофункциональный истребитель, а значит в рамках оценки его характеристик в реальных боевых условиях нелишне проверить и возможности работы по земле.

Безусловно, успешный боевой дебют Су-35С в Сирии приведет к росту интереса к этому самолету на мировом рынке, хотя пока нет доступной информации о том, какие именно страны, помимо уже известных, рассматривают возможность приобретения самой совершенной машины семейства Су-27/30.

Стартовым заказчиком Су-35 являются ВВС НОАК, заказавшие 24 машины. Как недавно заявил в интервью американской газете The Wall Street Journal генеральный директор Государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, ратификация российско-китайского соглашения ожидается летом или осенью 2016 г.  Первая поставка, как сказал  Сергей Чемезов, ожидается «не в этом году». По всей видимости, Китай начнет получать истребители Су-35 в 2017 г.

Следующим подтвержденным заказчиком самолета является Индонезия. Руководство страны приняло окончательное решение о закупке 10 Су-35. Стоит напомнить, что сначала Джакарта намеревалась приобрести 16 машин, но затем вынуждена была сократить потенциальный заказ в соответствии с возможностями оборонного бюджета страны. Однако недавно президент Индонезии Джоко Видодо подтвердил, что  оборонный бюджет планируется удвоить к 2020 г. для поддержки программы модернизации Вооруженных Сил. Поэтому в перспективе не исключена закупка Джакартой дополнительных Су-35.

Еще одним потенциальным заказчиком Су-35 может стать Вьетнам, для которого Су-35 стал бы логичным дополнением уже имеющегося на вооружении парка современных многофункциональных истребителей Су-30МК2. Возможный начальный заказ, как это уже вошло в традицию с Вьетнамом, – одна эскадрилья с последующим наращиванием объема закупок.

По неофициальным данным, в начале 2016 г. Су-35 был продемонстрирован представителям ВВС Алжира. В ходе демонстрационных полетов в этой стране представители ВВС получили возможность ознакомиться с пилотажными характеристиками машины, возможностями РЛС. Считается, что Алжир уже около пяти лет проявляет интерес к самолетам этого типа. На вооружении алжирских ВВС состоят 44 истребителя Су-30МКА, еще 14 были заказаны в 2015 г. Так что интерес к Су-35 у Алжира был бы вполне резонный. Очевидно, что, как и в случае с Су-34, развертывание Су-35С в Сирии подогрело интерес к нашему многофункциональному истребителю в этой арабской стране.

В марте пакистанская пресса сообщила о переговорах, которые в настоящее время ведет Министерство обороны этой страны с Россией о покупке неназванного количества Су-35. Ранее Пакистан всегда ориентировался на закупки только американских, а в последние годы и китайских боевых самолетов. Вероятно, успехи воздушной операции в Сирии приведут к появлению и новых, порой самых неожиданных заказчиков на нашу авиатехнику.

Безусловно, главные дивиденды, полученные Россией как от ввода российской авиагруппы в Сирию, так и (что более неожиданно) от вывода основной ее части оттуда, – политические. Об этом в последнее время сказано немало и будет сказано еще. Но и военно-технический аспект развертывания как новых, так и проверенных временем и боями российских самолетов в восточном Средиземноморье не стоит сбрасывать со счетов. Как отметил Владимир Путин, «российское оружие достойно прошло испытание, и не на учебных полигонах, а в реальных условиях, в бою – это самая строгая, самая суровая проверка».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS