Фанил Зиятдинов: «Вся моя жизнь связана с ИЭМЗ «Купол»
На вопросы журнала «Национальная оборона» отвечает генеральный директор АО «ИЭМЗ «Купол» Фанил Зиятдинов

Работа ЗРК "Тор-М2У" на полигоне

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Фанил Газисович, большую часть жизни вы посвятили работе на ИЭМЗ «Купол». Лидирующие позиции на мировом рынке, которые сегодня занимает предприятие в сегменте комплексов ПВО малой дальности, напрямую связаны с вашей деятельностью. Начиная трудовой путь, вы сразу видели себя заводским работником? Что повлияло на ваш выбор?

— Если быть точнным, то сразу после окончания службы в Вооруженных Силах в 1972 г. я устроился на ИЭМЗ «Купол». Попасть на завод было не просто, желающих было очень много. Но за более чем 40 лет работы на предприятии ни разу не пожалел об этом.

Генеральный директор АО «ИЭМЗ «Купол» Фанил Газисович Зиятдинов.

Что повлияло на мой выбор? В то время в стране подавляющее большинство предприятий работали на обеспечение обороноспособности, электромеханический завод являлся одним из самых перспективных в нашем регионе, поэтому и выбор был очевидным. Кроме того, моя старшая сестра работала на заводе. Это был дополнительный фактор в пользу моего решения прийти на ИЭМЗ. Хотя в сегменте комплексов ПВО завод был относительно молод, но в тот период началось освоение первого финального серийного изделия – зенитного ракетного комплекса малой дальности «Оса». Я начал свою трудовую деятельность на заводе с освоения этого комплекса. Сначала работал регулировщиком радиоаппаратуры, эта специальность является одной из важнейших на заводе до сих пор, после повышения квалификации стал мастером, затем – старшим мастером, вскоре был назначен заместителем начальника цеха сборки радиоаппаратуры.

— Какие проекты стали самыми успешными, запоминающимися на протяжении всего вашего трудового пути?

— Я бы условно разделил свой трудовой путь на два этапа. Это работа в условиях до 90-х годов и после реформ, когда предприятие переживало не лучшие времена.

Если рассматривать мою работу как проект, то его цель – постигнуть все аспекты профессии, что я и сделал. Долгий период времени я работал бригадиром регулировщиков. Задачи, которые ставились перед тем небольшим коллективом, решались достаточно успешно. Наша комсомольско-молодежная бригада была одной из лучших, причем среди всех предприятий радиоэлектронной промышленности страны. Мы неоднократно побеждали в производственных соревнованиях, были лауреатами заводской премии труда, фотография нашей бригады была на городской доске почета.

Постигая все глубже специфику производства, поднимаешься по ступеням до руководителя. Расширяется круг деятельности, и вместе с полномочиями возрастает и ответственность за людей, за результаты твоей деятельности.

В 90-х годах предприятия промышленности работали в сложных условиях. Отсутствовали государственные контракты. Перед ИЭМЗ стояла задача сохранения основного военного производства. В тот период времени мне предложили для загрузки производственных мощностей реализовать совместный проект с одной из зарубежных компаний, которая имела собственное производство и поставляла комплектующие для автомобилей. Компания, выигрывая в тендерах и конкурсах, заключала контракты на поставку, а мы размещали производство комплектующих на площадях нашего завода. Активно сотрудничали с «Ижмашем» и Воткинским машиностроительным заводом. Начали с простейших деталей, потом освоили изготовление достаточно серьезных узлов. Тем самым мы хоть как-то подзагружали простаивающие производственные мощности не только нашего завода, но и ряда других предприятий республики.

В рамках этого же совместного предприятия был реализован инициативный проект по освоению технологии торцевой раскатки. Ижевский научно-исследовательский институт металлургической технологии (НИИМТ) занимался освоением на российских предприятиях этого производства. В поисках применения этой разработки были налажены контакты с предприятиями из многих отраслей, и по сей день мы работаем с группой компаний «ГАЗ», компанией «Соллерс», ЗАО «Вазинтерсервис», поставщиком комплектующих для ОАО «АвтоВаз», с Тюменским авиастроительным заводом, с ОАО «Кунгурский машзавод» и другими предприятиями машиностроения и нефтяной промышленности.

Затем я участвовал в реализации совершенно нового направления – инновационного проекта в области микроэлектроники. Совместно с ижевскими учеными в течение года подготовили и запустили производство, предварительно проведя большую маркетинговую работу. Сегодня «Чистые технологии» – успешно действующий проект. Мы поставляем свою продукцию крупнейшим мировым производителям микроэлектроники.

Есть достижения и в области фармацевтики. В 2000 г. запущен завод по выпуску медицинских препаратов «Рестер». Естественно, велся поиск вариантов развития производства. Самый надежный из них – найти партнеров, которые имеют устойчивые позиции на фармрынке. В конечном итоге нам удалось наладить сотрудничество с немецкой компанией «Фрезениус», крупнейшим производителем медицинского оборудования и расходных материалов для заместительной почечной терапии. Более 25 лет «Фрезениус» осуществляет свою деятельность на российском рынке. Оборудование компании применяется в большинстве специализированных клиник и в сети диализных центров компании, открытых на территории нашей страны. Но впервые выпуск продукции под своим брендом данная компания доверила именно «Рестеру». В настоящее время мы производим высокотехнологичный продукт – растворы для перитонеального диализа. Проект быстро окупился и сейчас приносит стабильную прибыль.

Испытания ЗРК «Тор-М2У» на морском побережье.

Способность предприятия работать по непрофильным видам деятельности очень важна в условиях нестабильности. Эти проекты помогли предприятию сохранить основной потенциал, пережить сложные времена. Но мы никогда не бросали работу по основному направлению – производству ЗРК.

— В одиночку с такой ответственной работой не справиться. Наверное, весь коллектив завода – это профессионалы своего дела, главная задача которых – работа по обеспечению обороноспособности страны. Какие личные качества, основные жизненные принципы позволяют вам решать поставленные задачи?

— Успех предприятия основывается на труде многотысячного коллектива. То, что сегодня наше предприятие выпускает конкурентоспособную продукцию, которая пользуется спросом на мировом рынке, – заслуга всего коллектива. От самого первого этапа, когда в конструкторских бюро лишь зарождается идея создания техники, отвечающей современным требованиям и превосходящей по своим параметрам уже созданные машины, до того времени, когда в процесс ее материального воплощения вовлекается громадный круг людей, обладающих разными навыками и знаниями, но их труд сведен в единый технологический процесс, результатом которого становится современный, высокотехнологичный продукт. Говорить о степени значимости какого-либо этапа, будь то первоначальные НИОКР или серийное производство уже освоенных изделий, не приходится, все этапы взаимосвязаны, значимы и неотделимы друг от друга. А задача руководителя – обеспечить качественную работу всех служб предприятия.

Основное и важное правило, которым я руководствуюсь на протяжении всей жизни, – какое бы место или должность не занимал человек, он должен обладать чувством личной ответственности за то, что делает. Иначе говоря, я всегда считал и буду считать, что слова не должны расходиться с делом.

На мой взгляд, основной принцип в жизни любого состоявшегося человека или того, кто стремится к успеху, – это хорошая репутация. Она нарабатывается на протяжении всей жизни, причем требует от человека больших усилий. А подорвать репутацию можно в один миг. Вот поэтому я всегда говорю, что любой риск должен быть оправдан, а решение – четко выверенным.

Нужно всегда думать о последствиях, поскольку за твоей спиной стоят люди, за которых ты как руководитель несешь ответственность. В работе директора нет мелочей. Иногда не вовремя проделанная работа по мелкому вопросу вырастает в большую проблему. И еще одно правило: если предприятие достигнет успеха – это заслуга всего коллектива, если провалится – виноват руководитель. Вот об этом надо помнить всегда.

— В конце декабря 2015 г. вы стали лауреатом национальной премии «Золотая идея», расскажите, насколько значима эта награда для вас?

— Награды даются за определенные достижения. Все сегодняшние успехи предприятия связаны с трудом многотысячного коллектива. В любом случае кто бы ни получал ее в данном конкурсе (я, молодой конструктор или в целом завод, как это было ранее), главное – на высоком уровне отмечены достижения предприятия.

Автономный тренажер ЗРК «Тор-М2У».

«Золотая идея» – это премия, которая присуждается за вклад в создание новых образцов боевой техники, военно-техническое сотрудничество и продвижение продукции на внешнем рынке. Наша общая заслуга заключается в том, что, выпуская конкурентоспособный продукт, поставляя ЗРК на экспорт, мы приносим дополнительный доход как стране, так и предприятию, обеспечивая его устойчивое развитие.

Благодаря доверию и поддержке всех служб Концерна ВКО «Алмаз – Антей», генерального директора Я.В. Новикова, а также руководства и коллективов АО «Рособоронэкспорт», ФСВТС в среднем от 30 до 40 процентов выпускаемой продукции за последние годы находят иностранных заказчиков.

Поставляя качественную, отвечающую современным требованиям технику и выполняя все обязательства в строго установленный контрактами срок, мы заслужили репутацию надежного партнера, а это дорогого стоит и служит стимулом для дальнейшей продуктивной работы.

Поставив продукцию заказчику, мы плотно работаем в части технического сопровождения, начиная с момента отгрузки и на протяжении всего жизненного цикла изделия. На территории стран-заказчиков организуется работа по техническому и сервисному сопровождению. Также организуется обучение специалистов, в том числе, вместе с боевой техникой мы поставляем автономные тренажеры, разработанные в инициативном порядке.

В 2017 году завод отметит 60-летие со дня основания. На протяжении всех этих лет предприятие работает с максимальной отдачей. Наши усилия не оставались незамеченными, много раз как отдельные работники ИЭМЗ, так и предприятие в целом, удостаивались наград и поощрений на государственном уровне, становились лауреатами различных национальных конкурсов и премий. Все это – знаки признания заслуг завода и нашей работы.

Транспортировка ЗРК «Тор-М2КМ».

— Какие стратегические цели поставлены перед предприятием в 2016 году?

— 2016 год, как и любой другой – чем-то знаковый. Впереди — реализация двух крупных госконтрактов, по которым предприятие будет обеспечено заказами вплоть до 2018 года. На 2016 год мы планируем инвестировать все наши проекты, освоение которых мы начали в рамках программы технического перевооружения предприятия, продолжим опытно-конструкторские работы как основного изделия, так и всех гражданских проектов. Поскольку для эффективной работы мы должны выпускать продукцию, конкурентоспособную как по качеству, так и по цене, мы будем работать над сокращением издержек и осуществлением организационных и технических мероприятий, которые обеспечивают рост объема производства без значительного увеличения численности.

— Какие новые для завода направления планируете освоить в ближайшее время? Помимо выполнения ГПВ-2020 предлагаете ли какие-то разработки в инициативном порядке?

— В последние годы повышенное внимание уделяется инновационной составляющей как основного изделия, так и всей остальной выпускаемой продукции. В инициативном порядке за счет собственных средств предприятия при поддержке Концерна ВКО «Алмаз – Антей» удалось существенно модернизировать продукт. Теперь зенитный ракетный комплекс является четырехканальным, то есть может одновременно вести обстрел четырех различных целей.

И мы неоднократно доказывали это на практике. Впервые, в рамках международного авиационно-космического салона «МАКС-2009», на полигоне «Капустин Яр» представителям зарубежных делегаций был представлен новейший ЗРК «Тор» с уникальными техническими характеристиками и боевым возможностями. Свой потенциал и надежность функционирования комплекс продемонстрировал в сложной воздушной обстановке. По данным целеуказания боевая машина захватила, взяла на сопровождение и поразила четыре одновременно находившиеся в воздухе цели. Каждая мишень была уничтожена одной ракетой при первом же пуске. Наш ЗРК неоднократно подтверждал свои возможности в дальнейшем.

Проект морской модификации ЗРК для размещения на кораблях ВМФ России.

До 2006 года ЗРК «Тор» выпускался только на гусеничном шасси. На сегодня в модельном ряде присутствует также ЗРК на колесном шасси. В инициативном порядке был разработан модульный вариант ЗРК «Тор-М2КМ». По существу, создание модульного «Тора» явилось первым шагом к разработке универсального ЗРК малой дальности, который способен обеспечить выполнение задач ПВО для различных объектов. Диапазон применения этого комплекса очень широк и разнообразен. Кроме того, существенным преимуществом модульного варианта исполнения ЗРК является то, что он может быть установлен практически на любое шасси грузоподъемностью не менее 15 тонн. Для заказчика это очень удобно – появляется возможность использования шасси собственного производства, что снижает затраты на его обслуживание и снимает проблему с поставкой запасных частей и комплектующих. Конструкция модульного «Тора» обеспечивает возможность транспортировки любым транспортным средством соответствующей грузоподъемности, а также на внешней подвеске вертолета, что делает возможным его доставку и размещение в самых труднодоступных местах, например, в горах, на крышах зданий и сооружений, впервые позволяя полностью решить задачу противовоздушной обороны важных государственных и гражданских объектов.

В настоящий момент ведутся работы над созданием морской модификации ЗРК для размещения на кораблях ВМФ России и арктического варианта ЗРК «Тор-М2», по которому уже получено одобрение Министерства обороны РФ.

Осенью 2015 года были проведены испытания с целью определения возможностей ЗРК «Тор» поразить в движении цель с высокими скоростными и маневренными характеристиками. Комплекс успешно справился с поставленной задачей. По результатам испытаний комплекс был выведен на качественно новый технический уровень. Сегодня можно говорить о том, что у ЗРК «Тор» есть тактическое преимущество, которое позволяет сопровождающим военные колонны комплексам в движении отражать воздушный налет противника. До сегодняшнего момента обстрел осуществлялся только с короткой остановки.

Производство инфузионных растворов на предприятии «Рестер».

Что касается гражданской продукции, то сейчас получило новый импульс производство насосов для добычи нефти из малодебитных скважин. Долгие годы нефтяные компании были заинтересованы в быстрой добыче нефти, повсеместно применялись глубинные буровые насосы и агрегаты. Но с учетом постепенного исчерпания ресурсов возникла потребность в другом оборудовании. Как в России, так и в других странах законсервированы десятки тысяч скважин с малым дебитом. Именно для их освоения и востребованы наши насосы. Мы развиваем активное сотрудничество, проводим опытно-промышленные испытания с ОАО «НК «Роснефть», проводим подготовительные мероприятия для налаживания сотрудничества с ПАО «Лукойл» и другими компаниями.

Проект ТВГ (твердотельных волновых гироскопов) – это одно из самых перспективных направлений завода по диверсификации производства, не связанных напрямую с комплексами ПВО.

Это масштабный инвестиционный проект создания на ИЭМЗ «Купол» производства нового поколения гироскопических приборов, которые могут применяться как для военных целей, так и в гражданской промышленности, нефтедобыче, в судовых навигационных системах, в системе контроля качества автомобильных и железных дорог.

Основные его достоинства перед остальными видами гироскопов – это малые габариты, широкий динамический диапазон работы, небольшая потребляемая мощность, низкая чувствительность к воздействию внешних факторов и относительно низкая стоимость. Продукт обладает уникальной способностью сохранения инерциальной информации при перерывах питания.

Сейчас в стадии завершения работы по переоснащению и расширению производственных мощностей, проведена реконструкция и техническое перевооружение для организации серийного производства гироскопов.

Мы активно работаем над новыми проектами, создаем новые продукты. Ведутся работы по расширению модельного ряда как основного продукта – ЗРК «Тор», на котором построена идеология предприятия, так и инновационных разработок в других направлениях деятельности. Это придает экономическую устойчивость предприятию.

Исследования в научной лаборатории наноцентра.

В любом деле не может быть мелочей. Иногда самый мелкий вопрос может превратиться в крупную проблему, если вовремя его не решить. Но мы не ищем причины, а ищем пути решения вызовов, с которыми мы сталкиваемся в процессе своей работы, и поэтому занимаем сегодня лидирующие позиции на рынке.

 


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS