«Булава» – гарант стратегической стабильности
«Борей», помноженный на «Булаву» – произведение этих величин становится важнейшим элементом морской составляющей стратегических ядерных сил России

Путь на флот двух этих образцов отечественной конструкторской мысли не был простым.

Илья КЕДРОВ

Действительно, первые две РПЛСН проекта 955 – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» – начинали строиться в тяжелые для российского ОПК 1990-е годы. И главный калибр этих лодок – ракету «Булава» – Московский институт теплотехники задумал также на излете кризисных девяностых, когда лихорадило оборонную промышленность и всю страну в целом. Разработка БРПЛ «Булава» началась в 1998 г., в период острого недофинансирования и сокращения Вооруженных Сил, в период, когда ОПК балансировал на грани развала. Поэтому решение о начале создания морской МБР, унифицированной по узлам и агрегатам с сухопутным комплексом РВСН «Тополь-М», на тот момент являлось единственно рациональным.

Проект развивался непросто. После первых успехов произошел ряд неудачных пусков, причина которых опять же отсылает нас в минувшие 1990-е годы, в результате которых Московский институт теплотехники потерял многие предприятия своей кооперации, а вместе с ними и многие технологии, необходимые в производстве ракетной техники. Уничтоженным предприятиям и технологиям приходилось искать замену, менять ранее отработанные технологии. Поэтому и изделия первой производственной партии «Булавы» получились, что называется, с изъяном – как показали результаты расследования причин неудачных пусков, они были вызваны производственно-технологическими причинами. При этом в ходе первых двух и последующих пусков правильность основных проектно-конструкторских решений в проекте «Булавы» была полностью подтверждена.

Завершение создания и принятие на вооружение нового морского стратегического ракетного комплекса «Булава» подтвердил высочайший уровень научно-технического потенциала коллектива Московского института теплотехники, сумевшего добиться успеха с создании флотской МБР – до «Булавы» МИТ ничего подобного не делал. Вместе с привычной работой по созданию сухопутных ракет для РВСН, традиционно выполняющихся институтом на высочайшем уровне, это свидетельствует о том, что МИТ, преобразованный в 2010 г. в корпорацию, представляет собой ключевой элемент обеспечения боеспособности российских стратегических ядерных сил. В свою очередь, СЯС являются важнейшим элементом обеспечения суверенитета и территориальной целостности России. А нынешний кризис в отношениях между Россией и Западом со всей очевидностью продемонстрировал, что за океаном имеются свои планы относительно путей развития России, которые уже давно бы были реализованы, не будь у нас ракетно-ядерного щита.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS